Учебная деятельность школьников постоянно сопряжена с элементами чтения и письма.
При чтении зрительное восприятие текста представляет
собой быстрое различение очень большого числа мелких деталей. Глазам во время чтения приходится проделывать колоссальную работу,
связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке.
Рассматривание текста, распознавание
букв, особенно у начинающего читателя, связано с напряжением аккомодации для установления определённой кривизны хрусталика и
усиления его преломляющей силы.
Движение глаз вдоль строки осуществляется с помощью остальных глазодвигательных мышц. При этом многочисленными исследованиями физиологов и психологов установлено, что движение глаз по строке происходит не плавно и не непрерывно, а скачками, после которых следует остановка.
Скачки, т.е. собственно движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста.
Восприятие текста происходит во время остановки (фиксация). Продолжительность фиксаций – от 0,2 до 0,6 сек, скачков – 0,02 сек. Чем неопытнее читатель, тем чаще его глаз останавливается на строке. Это также зависит и от трудности текста.
Опытный читатель при чтении простого текста делает мало пауз (4-6 остановок на строке), неопытный – 10-20.
Помимо поступательных движений глаз вдоль строки, могут быть и возвратные движения (рефиксация), связанные с повторным возвращением к
плохо понятному слову, потерей текста и т.д. Это особенно характерно для мало читающих учащихся или при утомлении от долгого непрерывного
чтения.
Возвратные движения особенно утомительны, т.к. глаза находятся в постоянном напряжении. Чтение взрослых и много читающих
характеризуется почти полным отсутствием возвратных движений глаз, поэтому менее утомительно для них.
Помимо непосредственного восприятия текста, его рисунка, величины букв, строк, расстояния между буквами и строками, т.е. всего того, что
определяет читаемость текста, лёгкость его восприятия, мозг человека во время чтения совершает работу по осознанию содержания текста,
эмоциональному его восприятию, запоминанию и анализу прочитанного.
Важно отметить, что при умственном утомлении утрачивается равномерность движения глаз, появляются длительные остановки, учащается
число фиксаций и рефиксаций, снижается скорость чтения. При этом изменяется и поза читающего. Он ближе наклоняется к тексту, чаще
начинает менять положение тела, прерывать чтение. Все детские учебные и книжные издания должны иметь Декларацию
или Сертификат соответствия требованиям к шрифтовому оформлению.
А ВЫ ЗНАЕТЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ ? Расскажем об этом в карточке.
Как необходимо делать домашние уроки , чтобы беречь глаза детей? Расскажем об этом завтра .
🍀🍀🍀Будьте здоровы! Берегите детей!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев