АСТРАХАНСКИЕ КАЗАХИ
Астраханские казахи - выходцы из Младшего жуза, переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г.). Основным инициатором казахской миграции был султан Букей, сын хана Младшего жуза Нурали. В Волго-Уральское междуречье он привёл 5 тыс. кибиток (семей), а затем прибыло ещё 1 265 кибиток. Так образовалась Внутренняя, или Букеевская Орда (также Киргиз-Казачья, Киргиз-Кайсакская). Данное государственное образование, хотя и пользовалось внутренней автономией, находилось в прямой зависимости от Российской империи. Территория, на которой находилось ханство, являлось собственностью России, а хан считался находящимся на службе у русского императора. В 1812 г. султан Букей, уже провозглашённый ханом представителями родовой знати с соблюдением старинного ритуала поднятия на белой кошме, был официально утверждён в этом статусе имперской администрацией в г. Уральске. После смерти Букея в 1815 г. ханством управлял в качестве регента при малолетнем сыне Букея Джангире султан Шигай, брат Букея. В 1824 г. в ханское звание был возведён Джангир, правивший Ордой до своей смерти в 1845 г. И хотя ханская власть после него не восстанавливалась (для управления казахами был создан «Временный комитет по управлению киргизской ордой»), вопрос о назначении нового наследника хана не снимался в правительственных органах вплоть до середины 1850-х гг. С этого времени можно говорить об окончательном упразднении Букеевского ханства и начале нового периода в истории Букеевской Орды. С середины XIX в. и до 1876 г. Букеевская Орда подчинялась в административном отношении Оренбургскому генерал-губернатору, а с 1876 г. – Астраханскому губернатору.
Букеевские казахи вели кочевую жизнь и, в основном, занимались кочевым скотоводством. Кочевали аулами, которые насчитывали от 5 до 10 и более кибиток, составляя одно семейство. У каждого аула были свои маршруты кочевок и места зимовок (кыстау). Разводили овец, лошадей, верблюдов, коз, коров, баранов. Вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Казахи часто занимались извозным промыслом, нанимались на рыболовные суда. Важное место в экономике Букеевской Орды занимала торговля с русскими, армянами, татарами, немцами. Центрами торговли были ярмарки в Ханской Ставке, в с. Болхуны Черноярского уезда Астраханской губернии, в Гурьеве, Уральске и в Астрахани. Казахи торговали скотом, кожами, шерстью, овчинами, козьим пухом, звериными шкурами и тут же на этих ярмарках закупали хлеб, сафьян, шёлк, сукно, меха, холст, бязь, сахар, чай, железные изделия и др. «Столицей» Букеевской Орды была Ханская Ставка (совр. пос. Урда Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). Начало этому селению положил хан Джангир, построивший себе большой дом в Рын-песках. Примеру правителя вскоре последовали некоторые баи (богачи) и султаны. Во второй половине XIX - начале XX вв. население Ставки состояло из казахов (знать, писари, прислуга, работники-поденщики), русских (астраханские и уральские казаки, чиновники, купцы), татар (купцы), армян (купцы). В Ставке была мечеть, православная церковь, мужская школа, торговые лавки, жилые дома, ярмарка.
Казахское общество Букеевской Орды делилось на два основных сословия: 1. «белая кость», к которому относились ханы и их потомки-султаны, возводящие свой род к Чингисхану. Они управляли народом, были свободны от уплаты податей и телесных наказаний. К «белой кости» также причисляли и ходжей - потомков мусульманских святых, освобождённых от податей; 2. «чёрная кость», т.е. простой народ, кочевники-скотоводы (шаруа). Платили подати в пользу хана; не платили только те, кто обладал особыми тарханными грамотами, даваемыми за заслуги, родовые старшины, киргизы-пастухи, нанимающиеся к уральским казакам. «Чёрная кость» была неоднородна в социально-имущественном положении: выделялись бедняки и богачи-баи. Несколько особняком стояли представители мусульманского духовенства – муллы, ходжи и сеииты Казахи издревле придерживались ислама суннитского направления ханифитского мазхаба. Однако, многие исследователи Букеевской Орды неоднократно отмечали слабые позиции ислама среди кочевников. Хан Джангир проводил последовательную политику исламизации своих подданных. Так, в частности, при нём в Орду активно приглашались татарские муллы, увеличилось количество мечетей и мусульманских школ – мектебов. В начале XX в. в Киргизской степи Астраханской губернии насчитывалось 120 мечетей (правда, большинство из них располагались в кочевых жилищах - юртах) и 84 мектеба для обучения казахских детей. Казахи делились на племена, роды (ру), родовые подразделения. Родовой состав букеевских казахов в целом напоминал родовой состав Младшего жуза, в котором насчитывалось 27 подразделений. Но из трёх основных родоплеменных групп этого жуза - «бай улы», «алим улы» и «жете ру» - в Волго-Уральское междуречье переселились в основном байулинцы – 14 родов, в т.ч. адай, алача/алаша, байбакты, бериш/берш, жаппас, иссык, маскар, исентемир, кызылкурт, ногай, тана, черкеш/шеркеш, таз, тюленгют. В меньшей степени встречаются ру алимулинцев (в частности, кита), а из последней группы «джети ру» наиболее часты представители ру табын и тама. В конце XIX в. казахов в Астраханской губернии насчитывалось 205 820 чел. После того, как большая часть Букеевской Орды отошла к Советскому Казахстану (с 1920 г. - Казахская АССР, с 1936 – Казахская ССР), естественно сократилась и численность астраханских казахов. Однако, на протяжении второй половины XX в. наблюдался её неуклонный рост: в 1959 г. казахов насчитывалось 70 тыс. чел., в 1989 г. - более 126 тыс., в 2002 г. - более 142 тыс. Сегодня казахи – вторая по численности группа населения в регионе-165 тыс. Они проживают в г. Астрахани и во всех районах Астраханской области, численно преобладая в Володарском и Красноярском. Возрождаются и развиваются лучшие традиции астраханских казахов.