Шимоляцкий край
Светлой памяти прабабушки
Берсеневой Зеновии Никифоровны
из рода Шимолиных.
До образования колхоза «Юный пролетарий» деревня Нижний Катарач Шадринского уезда Пермской, позднее — Екатеринбургской губернии, как и многие деревни и сёла, была огорожена изгородью из жердей: в поле и на других концах деревни — ворота, за деревней — поскотина (пастбище), и не одна.
В те времена у деревенских улиц не было названий, не существовало и нумерации домов, как сейчас. Селенья делились на края (на части) и назывались по своему местоположению.
Так и деревня Нижний Катарач делилась на части: Подгора, Шоршни, Карзанка и Шимолята (Шимоляцкий край). Шимоляцкий край — это левобережная часть реки Ручей Бутка, а жили там...
Но давайте начнём по порядку…
В конце XVII века, в разгар раскола русской церкви, за Камнем (Уральскими горами) на Буткинской земле в степи, на «горушках», при двух речках — Крутиха и Малая Бутка (Ручей Бутка) — стояла вновь образованная деревушка Смолина с двадцатью двумя дворами.
В этой деревушке среди первопоселенцев жили две семьи Шимолиных, два двора: «…Двор оброчного крестьянина Григория Иванова сына Шимолина он Григорей сорока лет у него жена Пелагея Андреева дочь тритцати пяти лет дети Савелей семнатцати лет Василей четырнатцати лет Андрей двенатцати лет Иван четырех лет дочери Наталья девяти лет Василиса семи лет Меланья пяти лет у Савелья жена Улита Тимофеева дочь семнатцати лет у него сын Софрон полу году Савелей по разбору стольника Ивана Фомича Бибикова записан в салдаты у Григорья живет на подворье оброчный крестьянин Василей Федоров сын Еремеевых он штидесяти лет А у сей переписки он Григорей иных подворников и пришлых людей никого нет А буде он Григорей в скаске своей сказал ложно или кого утаил и зато ему от великого государя под опасения смертная казнь. Вместо Григорья Иванова по его велению Прохор Поповых руку приложил.
Двор оброчного крестьянина Микиты Федосеева сына Шимолы он пятидесяти пяти лет у него жена Мелания Селиванова дочь пятидесяти же лет у него сын Петр дватцати лет у Петра жена Варвара Григорьева дочь дватцати лет дети Селиверст трех лет Тимофей двух лет…»¹
Об семействе Микиты Федосеева сына Шимолы будет идти речь.
Откуда Шимолины пришли в Смолино, кем приходятся друг другу Григорий и Микита, выяснить мне пока не удалось.
Шимолины, как и все другие крестьяне Буткинской слободы, числились прихожанами Буткинской церкви, ходили на исповедь, но нововведения патриарха Никона они не приняли, тайно вели обряды в своих молельнях.
В церкви Введения Буткинской слободы хранился указ Петра I от 1725 года «О взимании с раскольников двойнаго оброка», поэтому среди буткинских крестьян были и потаенные раскольники, то есть они, официально являясь прихожанами православной церкви, оставались верны к старой вере и не желали платить двойную дань.
Петр Микитин, сын Шимолин, был ярым раскольником, свято уважал дониконскую веру и детей своих приучал по вере дедов. У Петра родились еще дети: Лука и Парасковья.
Время шло, Петр Микитин умер, главой семейства стал его старший сын Селиверст Шимолин.
В 1744 году вышел указ о том, что «отныне якобы можно записываться старовером и за это не накажут. В итоге число желающих открыто исповедовать веру отцов заметно возросло, особенно много таковых явилось»² в самой слободе и в деревнях Южаковой, Вихляевой, Новой, Поротниковой, Коноваловой, Казаковой, Булатовой, Горскиной, Калиновской Буткинской слободы Окуневского дискрита.
Были «записавшимся в расколнической двоиной оклад» и крестьяне деревни Смолиной — всего 73 душ, среди них оказались:
«…1012. Селиверст Шимолин тритцати девяти……….........................................................39
1013. У него братья Тимофей тритцати четырех……….......................................................34
1014. Лука дватцати двух……………………..........22
1015. Мать Варвара шестидесяти пяти……………......................................................…65
1016. Сестра Парасковья дватцати одного……………....................................................21
1017. У Селиверста жена Мавра пятидесяти шести…...............................................................56
1018. Дети Сергей семнатцати……………….….17
1019. Егор четырнатцати………………………..……14
1020. Гаврила семи………………………………………..7
1021. Герасим двух…………………………………….….2
1022. Дочери Акулина пятнатцати……….……15
1023. Маремьяна тринадцати………………….…13
1024. Пантелинья шести………………………………6
1025. У Тимофея жена Аксинья пятидесяти …….......................................................................50
1026. Дети Архип шестнатцати………………….16
1027. Аврам одиннатцати…………………………...11
1028. Ефим четырех……………………………………….4
1029. Павел полугоду
1030. Дочери Ненила шестнатцати………..…16
1031. Маремьяна тринатцати…………………..…13
1032. Аграфена пяти………………………………………5
1033. У Сергея жена Дарья дватцати …......20»³
Забеспокоившись, Тобольская консистория во главе митрополитом Тобольским и Сибирским Селиверстом «развязала беспощадную войну против раскольников, пытаясь обратить их увещеваниями, часто удерживая насильно под караулом, в “истинное православие”».⁴
Начались гонения на раскольников.
«Провинциальныя власти, закащики (благочинные) и воеводы забирали в духовныя правления всех раскольников записных и потаенных, с женами и детьми, ковали в каналы, садили в тюрьму и не выпускали до тех пор, пока не добывались от них обращения в православие; в противном случае виновных массами отсылали в Тобольск в консисторию, хотя Тобольск отстоял за несколько сот верст. Раскольникам приходилось оставаться при духовных правлениях недели, месяцы и даже годы — терпят холод, голод и подчас истязания. Но высылка в Тобольск были для них еще большим испытанием: нужно было отправляться за целые сотни, иногда тысячи верст на свои средства, пешком, под караулом, в окопах…»⁵
«Поэтому большая часть забираемых раскольников приносили раскаяние, присоединялись к церкви и распускались по домам, но затем горели».⁶
Так и произошло в деревне Смолино. В 1750 году «управитель окуневского дискрита Иван Руков и наместник далматовского монастыря иеромонах Митрофан были ради проверки и увещания раскольников в Буткинской слободе. Им пришлось привести к православию до 30 челов., но еще больше оставалось упорных. Из числа последних, крестьянин деревни Смолиной Елеазар Тельминов, как скоро оставили слободу увещатели, явился к своему дяде Кирилу Телминову, повидимому, человеку влиятельному между соседями, и стал говорить ему, чтобы немедленно собирал народ и уговаривал бы их гореть, грозя, в противном случае донести на него начальству, как распространителя раскола. Дядя убоялся доноса и начал сзывать народ в одну избу, стоящую отдельно на задах деревни Смолиной, в саженях 30-ти от жилищ, в коей жили вдовы постницы. На призыв Кирила Тельминова собралось до 64 челов., в том числе и только что оставили раскол 30 челов., и на глазах прочих соседей 20 октября в полдень все сгорели»⁷
А другие раскольнические семьи от расправы Святейшего Синода и Правительственного Сената «стали искали спасения в малообжитых местностях Куртамышской и Каминской слобод, где было много дремучих лесов».⁸
В декабре 1749 года Шимолины вместе с другими крестьянами деревни Смолиной «охотою своею записались» для «поселения на речку Куртамыш».⁹
Уже зимой 1750 года группа записных и тайных раскольников приехала на санях в деревню Коновалово Куртамышевской слободы. Но не тут-то было...
В январе 1751 года тот же митрополит Тобольский и Сибирский Селиверст издает указ, «запрещающий раскольникам переселяться из своих деревень в новые места, а всех переселившихся велено возвратить в прежние деревни и села".¹⁰
Началось возвращение.
Тогда в знак протеста 15 февраля 1751 года раскольники числом 9 человек записных и 63 потаенных собрались в деревне Коноваловой в доме Данила Обласова (уроженца Буткинской слободы деревни Даниловой), где подожгли себя и сгорели…
Но «из всех горевших старообрядцев прибывшей на пожар из Куртамыша солдатской команде удалось вырвать только одного человека — крестьянина Луку Шимолина, «который весьма обгорел». Его увезли на допрос в Челябинск, где он «в Исецкой провинциальной канцелярии допросом показал», что сгореть их подговорили «дней семь назад» П. И. Путинцов и его старшая сестра Маремьяна, являвшиеся, «по их раскольничьему суеверию», попами. Сам Лука также сказал, что «более попов раскольничьих он не знает, а обратиться к церкви не желает». Однако священник Иоанн Васильев привел Луку к присяге в Николаевской церкви Челябинска. Кроме того, священнику удалось после долгого упорства обратить страдающего от ожогов Луку в православие. Но тот, прожив «после оного пожегу только три дни», умер».¹¹
«Среди сгоревших записных раскольников, имена которых удалось установить, были:
Пантелей Иванов сын Путинцов (крестьянин деревни Смолиной)
Маремьяна Иванова дочь Путинцова (крестьянская девка деревни Смолиной)
Василей Григорьев сын Шимолин (крестьянин деревни Смолиной)
Конан Михайлов сын Куклин (крестьянин деревни Смолиной)
Сильвестр Петров сын Шимолин (крестьянин деревни Смолиной)
Сергей Сильвестров сын Шимолин (крестьянин деревни Смолиной)
Тимофей Петров сын Шимолин (крестьянин деревни Смолиной)
Лука Петров сын Шимолин (крестьянин деревни Смолиной)
Епифан Иванов сын Поспелов
Федор Петров сын Поспелов».¹²
Семейство Шимолных Петра и Тимофея, потерявшее своих родных, то ли вернулось в родные места — в Смолино, то ли их сразу перевели жить в другую деревню. Так и оказались Шимолины в деревне Нижнекатарацкой, где они продолжали платить за право молиться по старой вере двойную подушную дань. Их зовут, да и сами они называют себя «двоеданами». В 1782 году двойную дань отменили, а старинное название осталось и до сих пор бытует.
В деревне Нижний Катарач Шимолины поселились на левом берегу по течению речки Малая Бутка, позднее это место назовут Шимоляцким краем, понастроили добротные двухэтажные дома, занимали руководящие посты и активно участвовали в жизни деревни. Шимолята в то время была главная улица в деревне, где на сходне решались важные вопросы. На этих Шимолятах и родилась Зеновья Никифоровна.
Нижнекатарацкий род Шимолиных Селиверста и Тимофея был многочисленным, за что их прозвали блохами, так и говорили: «Блохи — весь Шымоляцкой край». Это семейно-родовое прозвище Шимолиных.
Даже в советское время Шимолины всегда оставались в душе старообрядцами: упрямыми, целеустремленными, работящими, не сдавались, даже когда их раскулачивали за то, что держали большое хозяйство и за то, что они умели работать, шли воевать за Родину против фашистской Германии, работали для фронта.
Таковой — советским человеком и староверкой — была моя прабабушка Зеновья Никифоровна Берсенева из рода Шимолиных.
Родословная ветвь Зеновьи Никифоровны
Микита Федосеев сын Шимола от жены Мелании родил Петра.
Пётр от жены Варвары родил Селиверста, Тимофея, Луку и Парасковью.
Селиверст Шимолин от жены Мавры родил Сергея, Акулину, Егора, Маремьяну, Гаврила, Пантелинью, Герасима.
Гаврило Селиверстов родил Герасима.
Герасим Гаврилов от жены Феклы родил Егора и Гаврила.
Егор Герасимов от жены Ирины родил Леонтья, Венедикта, Ипполита, Галахтиона.
Ипполит Егоров от жены Катерины родил Парфена, Ивана Большого, Самсона, Ивана Малого и Парасковью.
Самсон Ипполитов родил Никифора.
Никифор Самсонович от жены Марфы Перфильевны родил Фёдора, Федота(12 марта 1893- 21 марта 1981), Соломию(в замужестве Теплякова: 12 августа 1902- 5 июня 1992), Матрону(в замужестве Рыжкова: 27 марта 1905- 14 июня 1970), Юду/ Юрия(22 июня 1908- 26 апреля 1992), Агафью, Наума(1910/1913- убит 1940 г. на финской войне), Федосью(в замужестве Берсенева) и от Анфеи Петровны- дочь Зеновью(в замужестве Берсенева: 10 ноября 1916- 25 сентября 1990).
С благодарностью Тиунов М. А.
3 июля- 7 августа 2024 года
P. S.: В статью со временем будут вносится поправки, изменения и дополнения.
ИСТОЧНИКИ:
¹ РГАДА фонд 214 опись 1 дело 1524, лл. 16- 16 об.
² Шапоренко А.У. «Заселение Южного Зауралья в 40-е – 90-е гг. XVIII века — реперные точки»
³ РГАДА фонд 288, опись 1 дело 123, лл.
⁴ Шапоренко А.У. «Заселение Южного Зауралья в 40-е – 90-е гг. XVIII века — реперные точки»
⁵ ТЕВ № 19 и 20 от 1 и 16 Октября 1887 года. Иван Сырцов «Самосожигательство Сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии.»
⁶ там же
⁷ там же
⁸ Шапоренко А.У. «Заселение Южного Зауралья в 40-е – 90-е гг. XVIII века — реперные точки»
⁹ Куртамышевская Нива от 3 июля 2021года. С. Батуев «Более 200 лет назад в Коноваловой произошла трагедия».
¹⁰ там же
¹¹ там же
Нет комментариев