Как ни странно звучит слово «коллектив» сегодня, в годы абсолютного безвластия, в детской среде он был, есть и будет. И совсем неважно, появляются ли лидеры в коллективе для создания и ведения тимуровского движения или стихийно проявляют себя после того, как весь класс был сражён очередной супер-выходкой или супер-вещью – смысл организованной группы остаётся всё тем же. И очень хотелось бы каждому родителю, чтобы его ребёнок находился в лидерской группе коллектива, а не «на периферии». Однако, чтобы оказать ребёнку адекватную помощь и дать правильные советы, необходимо знать потенциал собственного ребёнка, его потребности, а также разбираться в этапах формирования детского коллектива.
🔹 1. Аморфная группа под руководством авторитетного взрослого. В первом классе мы наблюдаем именно эту стадию развития детского коллектива. Всё, что говорит учитель – закон, нарушать который строго воспрещается. Те, кто идут против воли учителя автоматически становятся аутсайдерами и вообще непопулярными личностями. И этого не нужно бояться – всё вполне отвечает особенностям возраста. Именно поэтому в первом и втором классах так популярны отличники – они ведь радуют столь значимого для всей группы взрослого.
🔹 2. Однако время идёт, дети растут и меняют свои приоритеты. Вот уже личность учителя уходит на второй план, а на первый план выступают отношения между сверстниками. Теперь в детском коллективе появляются свои лидеры. И так как в современных классах не существует стойкой детской организации, лидеры эти возникают стихийно, а их уровень морального и интеллектуального развития зависит от среднего уровня развития всего коллектива. Вполне может быть, что на данном этапе возникнут две противоборствующие группировки, имеющие диаметрально противоположные ценности. Так, нередки случаи, когда класса с 3 возникает группа «крутых», полагающих своё превосходство в средствах, которыми их обеспечивают родители. Может возникнуть и группа «интеллектуальных сорванцов» - ребят умных, но подвижных и готовых нашкодить в любой момент. Опытный учитель заметит зарождение данных групп и сможет сориентировать основную массу школьников в поддержку группы, более развитой и морально более стойкой. Следует отметить, что активы группы набираются из наиболее уверенных в себе, самодостаточных личностей. Быть в активе – это значит принимать самое живое участие в жизни коллектива, а часто даже брать на себя ответственность за совершение того или иного проступка. Быть лидером – задача не из лёгких, поэтому ими становятся поистине сильные личности.
🔹 3. Третий этап формирования детского коллектива происходит уже в средних классах школы. Теперь моральные принципы и ценности актива принимаются большинством членов детского коллектива и противостоять этому давлению очень сложно. Теперь можно представить, что происходит в классе, когда его активом становятся дети со сдвинутыми моральными ценностями. Ещё раз следует подчеркнуть, что противостоять коллективу со сложившимися устоями неимоверно трудно – и если кто-то начинает открыто пропагандировать иное видение мира, ему грозит бойкот как минимум – а учитывая жестокость сегодняшнего мира, и что-то более действенное. Поэтому столь чуткими и внимательными должны быть родители и учителя, разговаривая с ребёнком на тему отношений в коллективе. Изменить положение дел в начале процесса зарождения активов реально, а на этапе уже сложившегося коллектива любые попытки призвать подростков к самостоятельному мышлению может натолкнуться на стену отчуждённого непонимания, которое маскирует море личностных эмоций – от злобы до страха.
Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы обратить внимание педагогов и родителей на следующий факт: даже в сегодняшнее время, характеризуемое отсутствием идеалов и целей, недопустимо оставлять формирование коллектива в полновластном ведении детей.
#ШколаЗдоровья #ДетскийКоллектив #ШкольныйКоллектив
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев