Профессионализм против стихии. Андрей Митасов — о причинах происшествия и выживании экипажа Ан-2
Когда 19 декабря стало известно о том, что самолет Ан-2 авиакомпании «Фаеравиа» совершил аварийную посадку на Камчатке, многих заинтересовало, что могло случиться с легендарным «кукурузником», известным своей выносливостью и способностью работать даже в самых сложных условиях.
К счастью, трое мужчин, находившихся на борту – 68-летний командир экипажа Андрей Гордеев, 71-летний второй пилот Николай Щеголев и исполняющий обязанности генерального директора АК «Фаеравиа» Андрей Митасов выжили после инцидента. Они продолжают проходить лечение в больнице Мильковского района, куда их доставили спасатели. Пережив тяжелейшие испытания, они планируют встретить Новый год в кругу своих близких.
ИА «Камчатка» удалось связаться с и.о. главы авиакомпании Андреем Митасовым, чтобы обсудить произошедшее. На момент аварии он сопровождал груз запчастей для золотодобывающего предприятия, предназначенных для передачи ООО «Аметистовое».
Андрей Митасов, будучи профессиональным авиатором и бывшим военным летчиком-истребителем, поделился своим видением ситуации.
– Андрей Евгеньевич, следственные органы сейчас изучают причины произошедшего. Есть вероятность, что могли быть ошибки при обслуживании или эксплуатации самолета? Возможно, самолет был перегружен запчастями?
– Я уверен, что это исключено. Мильковский аэродром, с которым у нас заключен договор о базировании, является государственным. Перед каждым рейсом мы предоставляем данные о количестве топлива, весе пассажиров и груза. Перегрузка самолета привела бы к тому, что нас попросту не выпустили бы в рейс. Никто не стал бы рисковать таким образом.
– Значит, вес груза в 1200 кг не критичен для Ан-2? Почему запчасти находились в салоне, а не в специально предназначенном отсеке?
– Грузоподъемность Ан-2 варьируется в зависимости от конкретной модели и ее технических характеристик. Наш самолет способен перевезти и больший вес. Что касается размещения груза в салоне, то в Ан-2 салон сам по себе служит грузовым отсеком. Там могут находиться как пассажиры, так и груз, в зависимости от модификации самолета. Наша модель предназначена исключительно для грузоперевозок.
– Обсуждалось, что самолет мог оказаться в зоне, запрещенной для полетов. Так ли это?
– Запретные зоны четко обозначены на авиационных картах. Маршрут полета заранее согласовывается с системой контроля, и мы строго придерживаемся утвержденного пути. Если бы наш маршрут пересекался с запретными зонами, нам бы не дали разрешение на вылет.
– После исчезновения самолета появились предположения, что причина могла заключаться в неисправности двигателя, возможно, из-за проблем со свечами зажигания или плохого качества топлива.
– Эти догадки абсолютно безосновательны. Самолет обслуживают квалифицированные специалисты нашей компании, имеющие необходимые сертификаты и разрешения. Все работы выполняются согласно федеральным авиационным правилам. Топливо, которое мы используем, сертифицировано и поставляется прямо с завода-изготовителя. Оно имеет соответствующие документы и QR-коды, подтверждающие качество.
– Как вышло, что самолет попал в неблагоприятные погодные условия? Какой был прогноз погоды? Экипаж рассчитывал на везение?
– При планировании маршрута мы учитываем данные метеорологических служб всех пунктов нашего следования. Прогнозы, которые мы получали перед вылетом, были благоприятными. Однако Тихий океан непредсказуем, и циклон возник внезапно. Если бы ожидалась плохая погода, нам бы не разрешила взлетать ни одна из ответственных за безопасность организаций.
Несмотря на все сложности, ситуация оказалась контролируемой благодаря профессионализму экипажа и строгому соблюдению процедур безопасности.
У нашего КВС Андрея Гордеева — более 18 тысяч полетных часов. За плечами наших летчиков — колоссальный опыт. Они летали по всей России, во всех условиях. Неоправданно рисковать они никогда не станут.
— Обсуждалось, что спасти самолет от перевертывания при аварийной посадке могли бы авиалыжи. Почему ваш Ан-2 ими не оснащен?
— Потому что на Камчатке можно использовать исключительно шасси. Все аэродромы здесь имеют грунтовое, бетонное либо асфальтовое покрытие. Все они качественно расчищаются от снега. Ни один аэродром на Камчатке не подготавливает снежную полосу для взлета и посадки таким оснащением.
— Сколько времени работают на Камчатке ваша авиакомпания и летчики?
-- Мы здесь не так давно. Авиакомпания — более полугода, летчики — больше месяца. Весь этот месяц экипаж готовился к полетам, изучались полетные карты, метеосводки. Подготовка была на самом высшем уровне.
— Какие задачи у авиакомпании в крае?
— Мы перевозим грузы для золотодобытчиков. Но по мере появления других коммерческих предложений будем готовы работать и с другими партнерами.
— Какие повреждения получил самолет? Подлежит ли он восстановлению?
— Потребуется замена одного крыла, а также двигателя. Я передам воздушное судно на капитальный ремонт, и в дальнейшем самолет продолжит летать.
Чтобы все понимали: авиакатастрофы не было. Это авиаинцидент, происшествие. Его даже можно назвать штатной ситуацией, потому что из-за непредсказуемой камчатской погоды от такой ситуации не застрахован.
— Каким был полет 19 декабря до момента аварийного приземления, что предшествовало аварии?
— Была прекрасная погода, хорошая видимость, ничто не предвещало неблагоприятных изменений. Но примерно через 2,5 часа неожиданно появилась мощная кучевая облачность. Летчики, поняв, что облака идут на них, и что может начаться обледенение, решили развернуться и уйти либо в Ключи, либо вернуться в Мильково. Но циклон настиг нас очень быстро, и обледенение произошло.
Мы остались живы благодаря колоссальному опыту командира воздушного судна и второго пилота. Да и сама машина Ан-2 по сей день самая живучая и качественная. Это биплан. Летчики которые на ней летали и летают, знают, что даже если у Ан-2 отказывает двигатель, он может просто спланировать.
— Этим свойством пришлось воспользоваться?
— Нет, наш двигатель работал в штатном режиме, на максимальных оборотах. Ничего кроме обледенения не произошло, именно оно привело к аварийной посадке.
— Что было самым страшным за те три дня, пока вы ждали помощи?
— Мы боялись встречи с медведями-шатунами, но, к счастью, этого не произошло. Самым большим испытанием оказался холод. Первую ночь мы использовали тепловой фен, но потом аккумуляторы разрядились, и он перестал работать. Затем мы начали разжигать огонь в выкопанной яме, используя смесь масла и авиатоплива. Очень надеялись, что зажигалки не выйдут из строя. Мы оказали друг другу первую медицинскую помощь, обустроили кабину для выживания, организовали быт. Распределили еду на несколько дней. Экипаж держался стойко, действовали спокойно и грамотно, исходя из обстоятельств.
Хочу выразить благодарность своим коллегам за их высокий уровень подготовки, выдержку и смелость. И, конечно, невозможно подобрать достаточно сильных слов, чтобы отблагодарить тех, кто участвовал в поисково-спасательной операции. Огромная признательность каждому из вас, кто прошел этот невероятно трудный путь ради спасения наших жизней. Благодаря вам мы живы.
Мария Шупеник
Комментарии 3