Водным транспортом им служили три вида лодок: каяк, байдара и бат. У них и пойдёт сегодняшний рассказ.
В начале статьи хочу прояснить один момент: до того, как я заинтересовалась данной темой, то думала, что каяк и байдара – это лодки примерно одной конструкции. Однако, в процессе работы с материалом я выяснила, что каяк и байдара – это разные лодки. Но и у каяка, и у байдары каркас изготавливается из деревянных конструкций. Но у байдары обшивка – голая кожа, смазанная жиром, а у каяка обшивка – шкура нерпы, на ней есть ворс. Со слов очевидцев этих лодок, байдара по виду напоминает корякский бубен. Но у этих двух видов транспорта каркас деревянный, и шкура обязательно смазывается жиром морского животного, чтобы увеличить скользящие свойства лодок и водонепроницаемость.
🔹Каяк – это одноместная лодка, заимствованная народами Камчатки у эскимосов. В центре этой одноместной лодки располагается круг, края которого очень острые. К этой лодке прилагается двухлопастное весло. У эскимосов она была очень хитро устроена: тот, кто садился в лодку, надевал специальный костюм из кишок морских животных, этот костюм соединялся с обшивкой лодки. То есть человек становился единым целым со своим транспортом. Лодка была очень неустойчивая, и нужно было иметь сноровку, чтобы ею управлять. А если человек случайно переворачивался, то он не намокал, вода на него не попадала. Человек садился, вытягивал ноги вперёд и мог на этой лодке преодолевать расстояния. Коряки и чукчи заимствовали полностью устройство лодки и весла у эскимосов, но костюм, который пристёгивался к каяку, заимствован не был. Коряки и чукчи, прежде чем сесть в лодку, надевали специальный дождевик из кишок морских животных, он назывался укенчи. Весло, как уже говорилось, было двухлопастным.
🔹А теперь поговорим о байдаре. Это огромная лодка, обтянутая шкурой морских животных, обмазанная жиром, и рассчитана она на 30 человек гребцов. Эта лодка использовалась в основном для промысла крупных млекопитающих, чаще всего китов. То есть в прошлом, до определённого периода времени коряки добывали кита, именно большого кита. Это подтверждено фольклором, подтверждено археологией. Этот факт подтверждает и учёный-этнограф Йохельсон. Когда он изучал коряков, которые уже не вели промысел кита, то отметил, что среди сакральных предметов встречаются чёткие изображения кита. Кстати, коряки тщательно сохраняли традиции в изготовлении старых ритуальных предметов.
Ритуальные предметы сильно отличались от предметов декоративного творчества. При изготовлении предметов декора, художник мог смело дать волю фантазии. А вот предметы, которые изготавливались для ритуала, были очень грубо и просто сделаны. Йохельсон в свой монографии «Коряки. Религия и мифы» отметил, что всё ритуальное делалось грубо и просто, потому что так делали предки. То есть к ритуальным предметам очень осторожно относились и следили за точностью их изготовления. Так вот, среди ритуальных предметов учёный нашёл чёткие изображения кита. Их ни с чем не спутаешь, это именно огромный кит. Значит, древние коряки точно охотились на огромных китов. Просто промысел в какой-то момент и по какой-то причине прекратился.
Но давайте вернёмся к байдарам. На байдарах догоняли кита, гарпунили его. То есть 20 – 30 человек было в лодке, среди них были гребцы и один гарпунщик. На носу байдары сидел один гребец и гарпунщик. Сидящий на носу гребец выслеживал кита и с ножом был наготове. Потому что, когда гарпунщик кидал гарпун, кит мог резко пойти на дно. И если так случалось, то он мог утащить всю байдару за собой. Итак, один человек сидел на носу лодки с ножом наготове, чтобы если понадобится, отрезать линь.
Гарпун клали в специальную дощечку. Это была длинная дощечка с ручкой, похожей на пистолет. Эту дощечку держал гарпунщик, а внутри её лежал уже непосредственно сам гарпун и привязанный к нему ремень. Вот этот ремень и есть линь.
Как я уже сказала, гарпунщик на байдаре был один, остальные люди были гребцами. Гарпунщик при помощи дощечки метал гарпун. Дощечка оставалась у него в руке, а гарпун улетал в кита. Гарпун был поворотным, и когда наконечник гарпуна попадал в кита, ремень натягивался. Наконечник гарпуна был так по-хитрому устроен, что торчащая из кита часть поворачивалась в ту же сторону, куда был повёрнут ремень, а наконечник гарпуна, не отрываясь от основной части, надламывался. Таким образом, гарпун не мог выскочить из плоти животного. То есть он в ките закреплялся под натяжением. Это древняя технология. Её использовали эскимосы ещё до того, как чукотско-корякский народ разделился и стал осваивать Камчатку и Чукотку. По крайней мере, по археологическим данным, это так.
Хочу добавить, что разные группы коряков на кита охотились по-разному. Некоторые коряки и чукчи прикрепляли к концу ремня поплавок, изготавливаемый из внутренностей морских животных, и поплавок этот назывался пых-пых. Так подобные поплавки назывались и на Камчатке, и на Чукотке. То есть пловцы кидали гарпун с поплавком. Но тогда нужно было несколько байдар, которые бы охотились на одного кита. И такая ситуация уже считалась богатством. Если в селении было достаточно байдар, чтобы хотя бы пять вот таких гарпунов с мешком-поплавком кинуть, то это было богатое селение.
Байдара, на которой первой загарпунили кита, показывала остальным лодкам местонахождение животного. Остальные байдары гнались за китом, ждали, пока он вынырнет и тоже его гарпунили. Таким образом получалось, что привязанные к гарпунам поплавки наполнялись воздухом. Множество воздушных пузырей не давали киту нырнуть глубоко, задерживали его на поверхности, и животное в итоге выдыхалось.
А некоторые коряки гарпунили кита и привязывали линь к байдаре. А потом силой гребли и истощали кита. А иногда кит мог просто утянуть байдару под воду, поэтому наготове всегда был ножик, чтобы отрезать в случае чего ремень.
Охотились на кита и ительмены. Они при охоте смазывали гарпун соком лютика. Об этом писал Крашенинников. И когда ительмены потом ели мясо убитого кита, то были случаи отравления. А коряки не убивали кита ядом. Кита гарпунили теми способами, о которых написано выше, а потом буксировали до селения.
Что касается эвенов, то очень трудно проанализировать ситуацию по поводу транспорта, на котором они передвигались по воде. Дело в том, что эвены – это сугубо кочевой народ, который в тайге жил. Если у них лодки и были, то это было уже тогда, когда они вышли на побережье Охотского моря. В этот период их стали называть ламуты, то есть «живущие у моря». И если они какие-то инструменты оседлой жизни и восприняли, то заимствовали их от коряков. Потому что коряки раньше жили вплоть до самых южных оконечностей Магаданской области, где они стыковались с нивхами. Потом туда пришли тунгусы, и большая часть коряков, которые населяли Магадан и южнее. Таким образом, коряки были отунгушены. А эвены заимствовали часть корякской культуры, в том числе и всю рыболовную атрибутику. Но изначально эвены – это чисто кочевой народ.
🔹Есть ещё лодка, которая называется бат. Этот долблёная лодка, похожая на каноэ. Она выдалбливается из цельного ствола дерева. Топорами выдалбливается в стволе пространство и потом его либо с помощью огня, либо с помощью нагретой воды распаривали, чтобы древесина стала податливее. Далее в это пространство вставляли распорки и держали, чтобы его расширить. И бат хорош тем, что за счёт своей формы и за счёт того, что он такой жёсткий, но при этом обтекаемый, на нём очень легко плавать против течения по реке. Люди, которые пользовались батом, говорят, что это очень легко: шестом отталкиваешься и против течения разгоняешься. Получается, что бат просто скользит вверх по реке. А если баты сдвоить, то есть два бата при помощи мостков соединить, то получается очень устойчивым и грузоподъёмный транспорт. Всё тот же учёный Йохельсон в своей работе «Коряки. Социализация и быт» писал, что на таком сдвоенном бате, хотя он и небольшой, батовщики перевозили больше тонны груза, и лодка не погружалась в воду до такой степени, чтобы людей заливало. И это несмотря на то, что в лодке находилось, помимо груза ещё несколько человек. Баты были и у ительменов, и у коряков.
В конце статьи я привожу корякские названия водного транспорта – это чавчувенский диалект, диалект оленных коряков: «лодка» - «г`ытвыг`ыт», «одинарный бат» - «кунг`ытвыг`ыт», «сдвоенные баты – «ылэв`ыт», «байдара» - «култэг`ытвыг`ыт».
Вот такое историко-этнографическое погружение мы сегодня совершили. Благодарю писателя Кирилла Косыгина за предоставленную информацию.
#нескучноекраеведениеkamlibpk #нескучноекраеведение_сЗинаидойШамовой
#краеведение
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев