3 часть
Чтобы остановить влияние чеченцев на кабардинцев и распространение Ислама среди осетин (при Шайх-Мансуре в селе Чми была построена мечеть) и ингушей, предлагает разделить Кабарду на несколько частей а чеченцев запереть за Сунжей, что и сделали потом.
РУССКИЕ АВТОРЫ XIX ВЕКА О НАРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
Том 1
И. П. Дельпоццо.
ЗАПИСКА О БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ КАБАРДЕ
Иван Петрович Дельпоццо, итальянец по происхождению, родился в 1730 году в городе Тоскане. Оказавшись в России, в 1775 году он поступил на военную службу волонтером и в 1795 году в чине полковника был назначен командиром Казанского пехотного полка, дислоцированного на Кавказской военной линии.
Начальный период пребывания Дельпоццо на Каказе был не совсем удачен: его отстранили от службы, так как император Павел посчитал обращение к нему полковника «неприличным» по содержанию. Дельпоццо поселился в своем поместье на берегу реки Терек, недалеко от крепости Ивановская. В 1802 году его постигла еще одна беда: во время прогулки его схватили чеченцы и отвезли в Герменчик. В чеченском плену Дельпоццо пробыл два года, пока князь Цицианов, главноуправляющий Кавказом, не выкупил его за 8400 рублей (сумма громадная по тем временам).
В 1805 году И. П. Дельпоццо был назначен приставом Кабарды и рьяно принялся за работу. Он был сторонником мирного сближения между кабардинским и русским народами, по мере возможности старался избегать крайних мер. Его предложения были направлены в сторону общественного переустройства Кабарды, улучшения судопроизводства, упорядочения поземельного вопроса. Однако при всем этом он оставался проводником колонизаторской политики царизма на Северном Кавказе. В частности, любопытна его попытка собрать из кабардинцев горскую милицию, дабы использовать ее против непокорных горцев.
В 1810 году Дельпоццо был назначен комендантом Владикавказской крепости, в 1818 году — комендантом в Астрахань, где и скончался в 1821 году.
Публикуемая впервые «Записка о Большой и Малой Кабарде», подготовленная Дельпоццо в 1808 году, — плод его личных наблюдений и общественных воззрений — представляет значительный научный интерес.
"После того, чтобы отнять у них всякое сообщение с чеченцами и прочими магометанского закона в стороне Персии обитающими смежными им народами, нужно исполнить план, который сделан полковником Рудзевичем по повелению покойного господина генерала от инфантерии князя Цицианова, относительного занятия речки Сунжи до Щедринской станицы до Елизаветинского редута регулярною границею. И нужно исполнить план по следующему о внутреннем ограничении кабардинцев постановлению, а именно:
землю кабардинскую разделить и размежевать каждому владельцу по принадлежности в тех местах, где кто имеет на нее право;
заставить иметь жительство на одной, единожды избранной, навсегда, непременное деревнями и прочно построенными домами;
понудить сеять хлеб всякого рода, какой здешние наши поселяне сеют;
из всей области, Большую и Малую Кабарду составляющей, из четырех родовых фамилий Большой Кабарды и двух родовых фамилий Малой Кабарды выбрать по одному владельцу, по одному узденю и по одному из нижнего состояния вольных людей, более сведующих в законе и обычаях, в судьи. Составить из оных для управления всею кабардинскою областию по делам гражданским суд под названием главного кабардинского суда. Начальник, управляющий кабардинцами, имеет быть в оном председателем; жалованье всем судьям производить из казны, число секретарей, переводчиков, канцелярских слушателей и на расходы сумму определив по востребованию настоятельных необходимостей по сочиненному тогда штату;
суд обязан решать дела по изданным законам: гражданские, уголовные и до земской полиции касающиеся;
в каждых двух родах иметь земскую полицию, а для сего определить каждым: одного комиссара и одного переводчика с 30 казаками. Комиссар с помощью переводчика и казаков будет надсматривать за их поведением и разбирать малые споры между ними, исполнять повелении от суда и во всем относиться оному;
чтобы оставить им хотя бы малую надежду к утешению и потушить всякое неудовольствие, нужно чтобы их начальник жил внутри Кабарды и мог беспрестанно иметь с ними личное сообщение. Для чего:
главный суд по средоточию Большой Кабарды имеет быть на речке Чегем при устье ущелья, из которого вытекает она. Построить там небольшую крепость и ввести батальон пехоты, три орудия артиллерии и 200 человек казаков; выстроить дом для начальника и его канцелярии, казармы военнослужителям, дома для судилищного правления и судей;
возле крепости населить форштат из собственного желания кабардинцев и армян и учредить в оном каждую неделю базар."
"За речкою Сунжею, под самою подошвою гор, среди лесу, в смежности с чеченцами, есть малое число народов, именуемых карабулаки. Около Владикавказского, при подошве гор и в ущельях, в смежности с карабулаками есть народы числом более тех, именуемые ингушцы, сии обе нации идолопоклонники — самые несчастнейшие и беспрестанно обижены от прочих, смежных им магометанского закона народов.
Они и сами также имеют промышленность всегда грабежами и разбоем. Часто случается, что как скоро сии народы выходят из своих гор и лесов на плоские места, для пахоты и посева проса, кабардинцы, чеченцы и кумыкские татары на них нападают — бьют, берут в плен и грабят весь их скот и имущество. Некоторые из них бывают от тех народов охраняемы малым числом заложников, за что и платят небольшую подать, и как сии народы никому из вышеописанных не принадлежат, то и не могут быть, покуда не примут магометанского закона, никогда спокойны.
От чеченцев, ингушцев и карабулаков российские границы и препровождаемые из Моздока в Грузию и оттоль обратно наши транспорты претерпевают грабежами, убийством и увлечением в плен людей не менее как и от кабардинцев, в чем бывают всегда участниками и сии, из числа бежавших по каким ни есть преступлениям, сделанным в Кабарде, в абреки.
Чеченцев, по собственному моему испытанию, считается до 12 тысяч домов, однако ж они живут неподвижно деревнями и состроенными прочным образом саклями всегда на одном месте. Имеют к охранению себя весьма крепкими местами; хлебопашеством, сенокосными и пастбищными местами большею частию пользуются по левой стороне речки Сунжи. Карабулаков всего семь деревень, также единоместного пребывания. Ингушцев, определительно нельзя сказать сколько, только их гораздо больше и также водворены неподвижно.
Вот новые причины, возбуждающие запереть речку Сунжу, чтобы остановить вредный закон магометанский, ежедневно между сим народом и осетинцами распространяющийся, отвратить злодейства, столь много от них на*носимые, и иметь пользу."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10