Предыдущая публикация
Урук — древнейший город-государство шумеров и вавилонян в Южном Междуречье. В период расцвета Урука примерно в 2900 г. до н. э. его население насчитывало 50—80 тысяч человек.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
Эриду — древний город в Южной Месопотамии (ныне Телль-Абу-Шахрайн). В древности располагался на берегу Персидского залива. Покровителем города считался бог Энки.
Поселения на территории Эриду известны с конца VI тысячелетия до н. э. по VI век до н. э.. В «Царских списках» Эриду назван первым городом мира, возникшим сразу после сошествия царской власти на землю.
Важнейшим сооружением города был Акифер — храм бога мудрости Энки, культовое значение которого поддерживалось несколько тысячелетий при многих династиях.
...ЕщёДревнейшие государства возникли в Нижней Месопотамии — в зоне ирригационного земледелия, в то время как в Верхней Месопотамии природные условия способствуют занятию богарным земледелием
Для снижения влияния негативных факторов население Нижней Месопотамии с древнейших времён проводило сложный комплекс мелиоративных работ: рытьё каналов, сооружение дамб, шлюзов и т. д.
Месопотамия расположена в центре Ближнего Востока, что с древности обуславливало её ведущую роль
Эриду — древний город в Южной Месопотамии (ныне Телль-Абу-Шахрайн). В древности располагался на берегу Персидского залива. Покровителем города считался бог Энки.
Поселения на территории Эриду известны с конца VI тысячелетия до н. э. по VI век до н. э.. В «Царских списках» Эриду назван первым городом мира, возникшим сразу после сошествия царской власти на землю.
Важнейшим сооружением города был Акифер — храм бога мудрости Энки, культовое значение которого поддерживалось несколько тысячелетий при многих династиях.
Древнейшие государства возникли в Нижней Месопотамии — в зоне ирригационного земледелия, в то время как в Верхней Месопотамии природные условия способствуют занятию богарным земледелием
Для снижения влияния негативных факторов население Нижней Месопотамии с древнейших времён проводило сложный комплекс мелиоративных работ: рытьё каналов, сооружение дамб, шлюзов и т. д.
Месопотамия расположена в центре Ближнего Востока, что с древности обуславливало её ведущую роль в международной торговле; через Месопотамию проходили важнейшие сухопутные и водные пути межрегионального обмена
Эта страна, отделённая от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в 6-м тысячелетии до н. э. В течение 6-го—4-го тысячелетий до н. э. поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведёнными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине 4-го тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.
Массовое обследование археологами следов древнейших поселений Нижней Месопотамии показывает, что процесс улучшения местных мелиоративно-ирригационных систем сопровождался сселением жителей из разрозненных мельчайших посёлков большесемейных общин к центру номов (единицы административного деления), где находились главные храмы с их богатыми зернохранилищами и мастерскими. Храмы являлись центрами сбора номовых запасных фондов; отсюда же по поручению управления храмов в далёкие страны отправлялись торговые агенты — тамкары — обменивать хлеб и ткани Нижней Месопотамии на лес, металлы, рабынь и рабов. В начале второй четверти 3-го тысячелетия до н. э. плотно заселённые пространства вокруг главных храмов обносят городскими стенами. Около 3000 — 2900 годов до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учёт их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.
Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанна, принадлежавшего богине Инанне, вокруг которого консолидировался город Урук, и из аналогичного храмового архива, найденного на городище Джемдет-Наср. Из документов видно, что в храмовом хозяйстве было множество специализированных ремесленников и немало пленных рабов и рабынь, однако рабы-мужчины, вероятно, сливались с общей массой зависимых от храма людей — во всяком случае, так, бесспорно, обстояло дело двумя столетиями позже. Выясняется также, что община выделяла большие участки земли своим главным должностным лицам — жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Но львиная доля доставалась жрецу, носившему звание эн.
Эн был верховным жрецом в тех общинах, где верховным божеством почиталась богиня; он представлял общину перед внешним миром и возглавлял её совет; он же участвовал в обряде «священного брака», например с богиней Инанной Урукской — обряде, по-видимому считавшемся необход
...ЕщёВсе документы происходят из хозяйственного архива храма Эанна, принадлежавшего богине Инанне, вокруг которого консолидировался город Урук, и из аналогичного храмового архива, найденного на городище Джемдет-Наср. Из документов видно, что в храмовом хозяйстве было множество специализированных ремесленников и немало пленных рабов и рабынь, однако рабы-мужчины, вероятно, сливались с общей массой зависимых от храма людей — во всяком случае, так, бесспорно, обстояло дело двумя столетиями позже. Выясняется также, что община выделяла большие участки земли своим главным должностным лицам — жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Но львиная доля доставалась жрецу, носившему звание эн.
Эн был верховным жрецом в тех общинах, где верховным божеством почиталась богиня; он представлял общину перед внешним миром и возглавлял её совет; он же участвовал в обряде «священного брака», например с богиней Инанной Урукской — обряде, по-видимому считавшемся необходимым для плодородия всей урукской земли. В общинах, где верховным божеством был бог, существовала жрица-эн (иногда известная и под другими титулами), также участвовавшая в обряде священного брака с соответствующим божеством.
Земля, выделенная эну, — ашаг-эн, или ниг-эн, — постепенно стала специально храмовой землёй; урожай с неё шёл в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма — его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (жрецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой). Кто обрабатывал землю ниг-эна в Протописьменный период, нам пока не совсем ясно; позже её возделывали илоты разного рода. Об этом нам рассказывает архив из соседнего с Уруком города — архаического Ура, а также некоторые другие; они относятся уже к началу следующего, Раннединастического периода.
С VI века до н. э. территория Месопотамии входила в состав разных государств; культура этой древней цивилизации при этом постепенно угасала. В период персидского господства (VI—IV века до н. э.) коренное население страны — вавилоняне и древние ассирийцы — активно переходили на арамейский язык, исчезала клинопись. После завоевания Персии Александром Македонским Месопотамия стала частью эллинистического мира (IV—II века до н. э.), базировавшегося на синкретизме греческой и восточной культур. Упадок некоторых важнейших городов (в частности Вавилона) соотносится со временем нахождения Месопотамии в составе Парфянского царства (II век до н. э. — III век); окончательное угасание культуры Древней Месопотамии происходит в эпоху Сасанидской империи (III—VII века).
Финансы
Налогообложение
Население царства должно было выплачивать ряд налогов, в том числе с финиковых садов, полей кунжута и рыбацких общин. Также взимались подати серебром и натурой. Всё это, попадая в царскую сокровищницу, составляло царское имущество, которое, как и храмовое, особо охранялось законом.
После смерти царя Хаммурапи страна начала приходить в упадок. На юге царь Исина основал собственное государство и начал борьбу с Вавилонией. С востока к ней приближались горные племена касситов. Завоеватели подчинили себе Шумер и Вавилон. О положении царства во времена господства касситов повествуют надписи на ме
...ЕщёВавилонская экономика базировалась на сельском хозяйстве и торговле. Расположение царства способствовало развитию ряда отраслей экономики: будучи посредником в торговле между государствами к северу и югу от Месопотамии, держава активно торговала с соседями. Благодаря почве региона и хорошо организованной сети ирригационных каналов было развито земледелие.Финансы
Налогообложение
Население царства должно было выплачивать ряд налогов, в том числе с финиковых садов, полей кунжута и рыбацких общин. Также взимались подати серебром и натурой. Всё это, попадая в царскую сокровищницу, составляло царское имущество, которое, как и храмовое, особо охранялось законом.
После смерти царя Хаммурапи страна начала приходить в упадок. На юге царь Исина основал собственное государство и начал борьбу с Вавилонией. С востока к ней приближались горные племена касситов. Завоеватели подчинили себе Шумер и Вавилон. О положении царства во времена господства касситов повествуют надписи на межевых камнях («кудурру»). Обычно это были указы царя о передаче участка земли какому-либо лицу. Раздав землю своим вельможам, касситы желали укрепить аристократическое землевладение. Поэтому в надписях «кудурру» часто сообщалось о том, что тот или иной земельный участок освобождался от повинностей и натуральных податей в пользу царя.
Касситы правили в Месопотамии пять сотен лет. Завоеватели переняли вавилонскую культуру, веру, письменность и язык. Касситские правители называли себя «любимцами Мардука» и принимали меры для усиления шумерских и вавилонских жрецов. Они поручали Ниппурскому храму собирать подати зерном, финиками, маслом, скотом. При этом земли, принадлежавшие храмам (таким, как храм Мардука), освобождались от выплаты налогов
Банковское дело
В VI веке до нашей эры, после завоевательных походов Навуходоносора II, в Нововавилонском царстве стали появляться первые банки. С того времени финансовыми операциями стали заниматься не только храмы, но и частные лица. Для вавилонской экономики этого периода характерно господство крупных торговых домов.
Деловым домам Вавилонии были известны векселя и залоговые документы. Ссудные договоры записывались на глиняных табличках. Если заёмщик имел хорошее положение, то он возвращал определённое количество серебра с маржей от 20 до 30 % годовых. Менее состоятельные заёмщики были вынуждены проставлять под залог участок земли или раба. Залог оставался в собственности банка в случае невозвращения кредита.
Одним из известнейших был деловой дом сыновей Эгиби. Вопреки предположениям некоторых исследователей, его основатель был вавилонянином, а не евреем. История банка началась с разорения богача Набу-аплу-иддина. Он обратился к ростовщикам, согласившимся давать
...ЕщёБанковское дело
В VI веке до нашей эры, после завоевательных походов Навуходоносора II, в Нововавилонском царстве стали появляться первые банки. С того времени финансовыми операциями стали заниматься не только храмы, но и частные лица. Для вавилонской экономики этого периода характерно господство крупных торговых домов.
Деловым домам Вавилонии были известны векселя и залоговые документы. Ссудные договоры записывались на глиняных табличках. Если заёмщик имел хорошее положение, то он возвращал определённое количество серебра с маржей от 20 до 30 % годовых. Менее состоятельные заёмщики были вынуждены проставлять под залог участок земли или раба. Залог оставался в собственности банка в случае невозвращения кредита.
Одним из известнейших был деловой дом сыновей Эгиби. Вопреки предположениям некоторых исследователей, его основатель был вавилонянином, а не евреем. История банка началась с разорения богача Набу-аплу-иддина. Он обратился к ростовщикам, согласившимся давать ему взаймы в течение 15 лет. В 561 году до нашей эры богач объявил себя банкротом, после чего его имущество приобрёл Набу-аххе-иддин, рассчитавшийся с кредиторами. С теми, кто взял имущество в залог, он расплатился полностью, а тем, у кого были лишь долговые обязательства, он либо выплатил половину, либо не стал платить вовсе. В результате он настолько разбогател, что открыл банк Эгиби[28][29]. Торговый дом просуществовал несколько столетий, до конца периода персидского господства. Его архив содержит тысячи глиняных табличек, из которых можно узнать о деятельности этого дома, в числе которых купля-продажа рабов, земель, множество ростовщических операций. Согласно А. А. Мартиросян, важнейшей функцией банка Эгиби были выдача ссуд, хранение вкладов и торговый кредит. Благодаря одному из текстов можно выяснить, что банку принадлежали десятки зданий и сотни невольников.
Другой крупный банк Вавилонии появился[когда?] в Ниппуре. Им был дом сыновей Мурашу[англ.]. Наряду с домом сыновей Эгиби, эта организация могла держать в своих руках немалую долю торговых оборотов и оказывать влияния на хозяйственную жизнь государства. Представители этого дома вели хозяйство в богатых персидских поместьях. Согласно документам, «Сыновья Мурашу» разделили своё имущество, среди которого были 3 строительных участка и 96 рабов. Другие вавилонские банки владели не меньшими богатствами. Торговый дом Мурашу прекратил существование в 417 году до н. э. из-за действий персидской власти.
Законы Хаммурапи — законодательный свод Древнего Вавилона, созданный в 1750-х гг. до н. э. при царе Хаммурапи. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В прологе сообщается, что верховные боги Двуречья и бог Вавилона Мардук поручили Хаммурапи установить истину и справедливость в стране.
Законы регулируют вопросы судопроизводства, уголовного и частного права, охраны брачно-семейных отношений и разных форм собственности.
Некоторые положения законов:
Недоказанные обвинения людей в преступлении считались клеветой. За них клеветник подвергался соответствующему наказанию, которого хотел для обвиняемого.
Судья, который без веских оснований вдруг решил изменить приговор, лишался своего звания и должен был выплатить крупный штраф.
Если кто-то во время войны или пожара занимался мародёрством, ему грозила смертная казнь.
Вор обязан был возместить своей жертве ущерб, в 10 раз превышающий сумму украденного. Иначе — смертная казнь.
Если вои
...ЕщёЗаконы Хаммурапи — законодательный свод Древнего Вавилона, созданный в 1750-х гг. до н. э. при царе Хаммурапи. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В прологе сообщается, что верховные боги Двуречья и бог Вавилона Мардук поручили Хаммурапи установить истину и справедливость в стране.
Законы регулируют вопросы судопроизводства, уголовного и частного права, охраны брачно-семейных отношений и разных форм собственности.
Некоторые положения законов:
Недоказанные обвинения людей в преступлении считались клеветой. За них клеветник подвергался соответствующему наказанию, которого хотел для обвиняемого.
Судья, который без веских оснований вдруг решил изменить приговор, лишался своего звания и должен был выплатить крупный штраф.
Если кто-то во время войны или пожара занимался мародёрством, ему грозила смертная казнь.
Вор обязан был возместить своей жертве ущерб, в 10 раз превышающий сумму украденного. Иначе — смертная казнь.
Если воин попадал в плен, его собственность была неприкосновенной и возвращалась в случае освобождения.
Если человек арендовал землю, он должен был её обрабатывать. А если он этого не делал, — выплачивал штраф в размере недополученного урожая.
Супружеская измена наказывалась смертью.
Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на отрасль права и долгие годы использовались в качестве фундаментальных правил. Они считаются первой попыткой унификации юридических норм.
Законы Хаммурапи — результат крупной реформы существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся ещё в первобытном обществе.