Спасибо большевикам
13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина, на котором было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте Дворца Советов.
ЕЩЁ РАЗ О РАЗРУШЕНИИ ХРАМОВ...
Начнём с известного воя по уничтоженному храму Христа Спасителя. А ведь немногие знают, что храм за 5 лет до разрушения пустовал. Был заброшен самой РПЦ из-за нехватки средств на его содержание. То есть попросту прихожане сами перестали посещать службу и жертвовать на храм. Обязано ли было атеистическое руководство, объявившее об отделении государства от церкви, его содержать? Так ли был актуален этот "памятник архитектуры" 1883 года, заложенный в 1817 году (о коррупционных схемах его постройки даже Википедия не молчит), в свете полной реконструкции г. Москва на то время?
В полемике с монархистами (либералами) частенько поднимается вопрос о том, что "кровавые большевики" разрушили наследие в виде храмов божих (в моём городе стоят два каменных храма, построенных до большевиков, и два - при большевиках, из последних один снесли сами истинно верующие).
Даже части жителей города, кои с пеной у рта обличают "кровавый режим Сталина", не докажешь, что никто ничего не разрушал в массе. Так же по всей Татарии стоят каменные храмы не только в крупных городах, но и в деревнях. И это до революции построено. Но ребятишкам это не докажешь даже тычком носа в сие строение. Посему для особо не верующих привожу статью о том сколько церквей и исторических памятников было разрушено при царском режиме.
И не ведают доверчивые и наивные читатели и слушатели сей брехни, что за 304 года царствования Романовых-Гольштейн-Готторпов в России было разрушено в пятнадцать раз больше православных (!) храмов и уничтожено в сорок пять раз больше фресковых росписей, чем за неполных семьдесят четыре года Советской власти, причём фрески и сами церкви до 1917 года нередко уничтожались по личным, «именным» указам царей и императоров, по приказам митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и даже по распоряжениям приходских священников.
Не знают наши современники и о том, что подавляющее большинство храмов, снесённых после Великой Октябрьской социалистической революции, было возведено во второй половине XIX столетия и в 1900 - 1914 годах, т. е. дореволюционные храмоломатели разрушали или уродовали православные церкви, построенные в XI-XVIII веках, то есть здания, имевшие не только историческую, но и огромную художественную ценность.
Свою борьбу с русской церковной (и не только церковной!) стариной цари династии Романовых начали с варварского уничтожения фресок Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля — фресок, созданных самыми лучшими русскими художниками ХV-ХVI веков. Начиная с эпохи Ивана III, первого государя всея Руси, Успенский собор являлся главным собором Великорусского позднефеодального централизованного государства. Этому храму всегда уделялось особое внимание.
«В 1481 году лучший живописец этого времени Дионисий с артелью написал трехъярусный иконостас и несколько крупных икон, […] а в 1513 - 1515 годах собор был украшен фресками».
Что же осталось от этого иконного и фрескового великолепия? К сожалению, почти ничего. Официальный современный путеводитель свидетельствует: «Немногое сохранилось до наших дней из первоначального убранства собора: обветшалые иконы заменяли новыми, […] древние фрески в середине XVII века были сбиты»
(Московский Кремль. Успенский Собор. — Москва: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1995, с. 8).
Современный академический путеводитель сообщает:
«Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652 - 1666 годах в правление царя Алексея Михайловича, который указал: «писать церковь Михаила Архангела наново стенным письмом, а старое збить», так как стенопись XVI века, времен царя Ивана IV, к середине XVII столетия сильно обветшала»
(Московский Кремль. Архангельский Собор. — Москва: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1995, с. 8).
Второй царь династии Романовых «тишайший» Алексей Михайлович (1629–1676), царствовавший в 1645–1676 годах, ознаменовал своё более чем тридцатилетнее правление не только уничтожением фресок соборов Московского Кремля, но и целенаправленным истреблением народных музыкальных инструментов и… деревянных и каменных шатровых церквей Русского Севера. А во время церковной реформы, проведенной патриархом Никоном с ведома и одобрения царя-батюшки, были сожжены сотни тысяч русских рукописных книг, в том числе дохристианские рукописи VI-X столетий и раннехристианские книги Х-ХIII веков.
При третьем царе династии Романовых, Федоре Алексеевиче (1661–1682), сидевшем на престоле в 1676–1682 годах, царские любимцы сожгли почти все родословные и разрядные книги якобы во имя борьбы с местничеством.
Единственным царём, по-настоящему заботившимся об охране памятников светской и церковной русской архитектуры и вообще о сбережении отечественного культурного наследия, среди Романовых был Петр I Алексеевич (1672–1725), не жаловавший попов и монахов, но понимавший ценность старинных церковных зданий и средневековых фресковых росписей.
Преемники первого императора всероссийского не отличались ни гениальностью, ни проницательностью Петра Великого, хотя среди них были такие незаурядные женщины, как Елизавета Петровна (1709–1761) и Екатерина II Алексеевна (1729–1796). Даже императрица Екатерина II готова была построить на месте большей части Московского Кремля гигантский дворец в стиле раннего русского классицизма и уже приступила к разборке Кремлёвской стены со стороны набережной Москвы-реки, и только нехватка средств в государственной казне, истощенной Русско-турецкой войной 1768–1774 гг., этому помешала...
Комментарии 5