АРМЯНЕ В ШЕМАХЕ
Армяне издревле играли значительную роль как торговые посредники (особенно в торговле шёлком) между южным побережьем Каспия (Персией) и Восточной Европой. Данный путь шёл с юга через Шемаху вдоль западного берега Каспия на Волгу и её притоки
Борис Миллер пришел к выводу, что армяне Мадрасы могли быть одними из первых переселенцев с Апшеронского полуострова, где исторически засвидетельствовано присутствие христианской общины.
Английский дипломат и член английской торговой компании Энтони Дженкинсон, предложивший Ивану Грозному проект торговли с Персией, во время своего визита в Шамаху в 1562 году описывал её так: «Этот город находится в пяти днях ходьбы на верблюдах от моря, нынче он сильно обрушился; населен преимущественно армянами…»
Свидетельство Энтони Дженкинсона подтверждает также Антонио Мануццио в своей работе «Путешествие в Танаис, Персию, Индию и Константинополь» (1559) по отчету венецианского дипломата Джосафат Барбаро, посетившего Шемаху в 1476 г.: «Это хороший город (Sammachi): имеет от четырёх тысяч до пяти тысяч дымов, и производит шелк и хлопок, и другие вещи согласно своим обычаям, находится в Армении великой (Armenia grande), и большинство жителей из народа армян (sone Armeni)».
В 1607 году, согласно монахам-кармелитам, Шамаха была населена армянами и тюрками. Адам Олеарий, посетивший в 1637 году, писал о городе следующее: «В городе 5 ворот. Улицы в обеих частях очень узки, с низкими каменными, глиняными и земляными домами; живут здесь персы, армяне и нeмного грузин. В 1670-х годах испанский путешественник Педро Куберо Себастьян также писал, что в Шамахе живут «персы, армяне и грузины», при этом термин «персы» здесь включает и тюркоговорящее население
В 1716-1717 годах из-за свирепствовавшей чумы в Шемахе и ее окрестностях умерло 70 тысяч человек
По данным британского многотомника по истории «An Universal History[англ.]: From the Earliest Accounts to the Present Time» за 1765 год, в Шемахе проживало около 60 000 жителей, в основном армян и чужестранцев, которых привлекал город
Британская энциклопедия Penny Cyclopaedia в 1833 году сообщает, что, по официальным данным 1832 года, в Шамахе проживало всего лишь 2233 семьи, что является результатом разорения города «самым варварским образом горцами Дагестана» в 1717 году
В Британской энциклопедии говорится, что в 1873 году в городе проживало 25 087 жителей, «из них 18 680 татар и шахцев, 5 177 армян и 1 230 русских»
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, к 1903 году армяне составляли 18% населения города Шемахи, общее число жителей которого было 20 008 человек (10 450 мужчин и 9 558 женщин). Вследствие землетрясений, части Шемахи регулярно разрушались, унося жизни тысяч горожан. Сильные землетрясения отмечены в 1607, 1669 (около 8 000 жертв), 1806, 1824, 1847, 1859, 1869, 1871, 1902 годах. Последнее разрушило почти весь город, погребя под развалинами более 3 000 жертв
Накануне Первой мировой войны в регионе Шемахи существовали значительные армянские поселения.
В 1914 году при общем населении города около двадцати пяти тысяч человек, в Шемахинском уезде было около 24 армянских сёл с семнадцатью тысячами жителей. В 1918 году в окрестностях Шамахи располагалось 15 сел с преимущественно армянским населением: Мадраса, Мейсари, Каркандж, Калахан, Арпавут, Ханишен, Дара-Каркандж, Миришен, Зарху, Сагян, Пахракуш, Гюрджилар, Гаджар, Тваришен и Балишен. Все армянские поселения в районе Шемахи были разрушены в 1918-1920 годах, после чего большинство из них стало заброшенными, а остальные не имеют армянского населения.
В начале Первой карабахской войны шамахинские армяне оказались во враждебном окружении. В конце 1980-х — начале 1990-х годов армянонаселенные села Шемахинского района подверглись принудительному обмену селами с азербайджанонаселенными селами Армении. Остальные армяне Шамахи оставили свои дома, которые позже были заняты азербайджанцами
Производство шёлка являлось основной экономической составляющей Шемахи и значительной частью культурного наследия армян города со 130 предприятиями по мотанию шёлка, принадлежавшими в основном армянам, хотя с 1864 года отрасль значительно пришла в упадок.
Шамаха также являлась одним из главных центров армянского ковроткачества. Шемахинский ковровый стиль получил известность благодаря своими уникальными драконьим мотивами. Армянский ковер-дракон, известный как вишапагорг, был одним из самых популярных стилей ковров на Кавказе и важным представителем армянского культурного наследия.
Шамахинские танцовщицы
Шамаха была известна своими уникальными «шамахинскими танцовщицами». Этот вид искусства нравился как армянам, так и азербайджанцам. Армянские танцовщицы, такие как Армен Оганян (урожденная Софья Эммануиловна Пирбудагян), внесли большой вклад в это искусство.
Произведение «Танцовщица Шамахи» рассказывает о жизни армянской танцовщицы Армен Оганян, ее танцевальном образовании, проведенном детстве в России и путешествиях по Ирану и Египту. Оно было опубликовано на французском языке как La Danseuse de Shamakha в 1918 году и переведен на английский язык в 1923 году Роуз Уайлдер . Переехав в Европу, Оганян танцевала для публики традиционные танцы, читала лекции о поэзии и была активным членом интеллектуальных и политических кругов
Театр
В 1830-х годах в Шамахе начал развиваться армянский театр. В армянской газете Мшак за 1882 год было опубликовано письмо, в котором один из горожан предлагает отдать в пятилетнее пользование молодёжи города просторный зал на втором этаже своего дома, при условии, что из числа молодёжи будет сформирована группа любителей, готовая давать по 5-6 спектаклей в год и на вырученные средства содержать бедную школу девочек Шамахи С. Сандханян.
Образование
В 1896 году в Шамахе имелось три армянских церковно-приходских школы: мужская и женская для армян — прихожан Армянской апостольской церкви, а также одна смешанная — для армян-лютеран.
После присоединения Шамахи к Российской империи в соответствии с Указом об управлении делами Армянской церкви в 1836 году была создана Шемахинская епархия, в состав которой входило 39 церквей (по данным до Первой мировой войны).
Согласно Брокгаузу и Ефрону, из 20 008 жителей Шамахи в 1903 году 21 % составляли прихожане Армянской Апостольской церкви (ААЦ) и православные. В Шамахе также была значительная армянская протестантская община, которая часто конфликтовала с ААЦ[32]. Издание «Евангельское христианство» 1879 года называет Шемаху родным городом армян-протестантов, имеющих здесь уютную церковь и процветающую общину. В конце XIX века все шамахинские армяне, за исключением 5 домов армян-протестантов, были прихожанами ААЦ[33].
В начале XX века в Шемахе было три армянские церкви, а в армянской деревне Сагян, расположенной к западу, находился монастырь, который был резиденцией местного архиепископа
Шамахинский диалект армянского
Армянский диалект, по морфологической классификации относящийся к «ум» (арм. «ում») ветви глагольной группы. По фонологической классификации является диалектом с двусложной глухой системой согласных.
Шамахинский диалект армянского языка составлял значительную часть культурного наследия шамахинских армян. Он хорошо сохранялся, когда армяне жили в Шамахе, но вышел из употребления после насильственного переселения армян в 1988 году
Комментарии 3