Гете: "Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее."
В своей интереснейшей статье "Гете и евреи" Грета Ионкис пишет: "Интерес к еврейству, а точнее к еврейской истории, у Гёте пробудился очень рано. Он развился из постоянного чтения Библии. Родители поэта были лютеранами. Библия была в доме настольной книгой. Объемистые отрывки из Пятикнижия мальчик знал наизусть. Его отец, советник права, уважаемый человек во Франкфурте, очень этим гордился.
Библия оказалась для Гёте неиссякаемым кладезем поэтических образов и сюжетов. В отрочестве он сочинил драму "Иезавель", трагедию "Вальтасар", эпическую поэму в прозе "Иосиф и его братья", поэму о Самсоне".
Гете посещает еврейский квартал Франкфурта-на-Майне, в 10 лет начинает учить идиш, затем иврит.
"Среди "Набросков и фрагментов", созданных между 1816 и 1819 гг., сохранилось два эскиза гётевского плана восстановления Храма Соломонова. Они отражают его юношеское увлечение архитектурой и одновременно свидетельствуют о глубине его интереса к еврейской истории. Кстати, там же находим план задуманной книги по истории еврейского народа, который демонстрирует не только знание предмета, но и широту подхода к нему. Среди набросков имеется незавершенная "Кантата", которую Гёте писал по случаю 300-летия начала Реформации. Первая часть этой кантаты основана на Ветхом завете и являет собой поэтические картины разных этапов развития еврейского народа, начиная с Синайского откровения. Композитор Цельтер, близкий друг Гёте, был в восторге от первой части Кантаты и намеревался положить её на музыку, но Гёте так и не написал второй части, замысел которой был связан с Новым заветом".
Огромное влияние на Гете оказал еврейский философ Барух Спиноза, и до конца жизни в кабинете Веймарского дома Гёте стояла небольшая бронзовая копия "Моисея" Микеланджело.
Рина Жак
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев