К 125-летию американского композитора Джорджа Гершвина (1898-1937)..
Джордж (Яков, Джейкоб) Гершвин родился в Нью-Йорке, в Бруклине, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец, Мойше Гершовиц, приехал в Америку из Одессы в начале 1890-х. Мать, Роза Брушкина, была дочерью мастера меховых изделий, переехавшего из Петербурга.
Джордж - второй ребёнок в семье, где было четверо детей. В 12 лет под впечатлением от встречи с 10-летним скрипачом Максом Розеном начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в музыкальном издательстве.
Первые произведения Гершвина привлекли внимание известных бродвейских продюсеров и режиссёров. В 1918—1919 годах на Бродвее исполнялось много его произведений: песня Swanee вошла в шоу Эла Джолсона «Sinbad» и имела ошеломляющий успех. А постановка La La Lucille была полностью основана на сочинениях Гершвина.
В 1920—1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для George White’s Scandals, а в 1922 году написал даже настоящую оперу — Blue Monday, после премьеры которой был приглашён в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена он сочинил жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в стиле блюз»).
Самое значительное произведение Гершвина – «Порги и Бесс» (1935), Оперу ему заказал главный театр Америки «Метрополитен-опера» с одним условием - "чтобы сюжет был чисто американский". Гершвин целые дни проводил в негритянском Гарлеме. Сидел в кабаках, слушая, что играют оркестры с эстрады. Он пытался понять этот язык, эту музыку, синкопы, свинг, ритм.
Работал он над оперой два года. А когда работа была закончена, Гершвина ждал сюрприз - театр страны отказался ставить оперу из негритянской жизни. Премьера состоялась в маленьком театре в Бостоне. Публика не сразу поняла, что именно ей представили - блюзы, спиричуэлс, джаз, негритянские песни, речитативы. Один из откликов на «Порги и Бесс» звучал так: «Еврейская музыка и джаз с его обезьяньими криками и стонами разлагают нашу национальную культуру». Это писал Генри Форд, отец американской автомобильной промышленности. Арии Гершвина исполняли поначалу только чёрные певцы. Но зато какие! Самые знаменитые исполнители «Порги и Бесс» — Элла Фитцджеральд и Луи Армстронг. И всё-таки это была самая настоящая опера, которая теперь идёт почти во всех театрах мира.
Работа над «Порги» забрала у Гершвина все силы. Он вымотался, но не послушал врачей, которые запретили ему заниматься музыкой. У него обнаружили опухоль мозга. Гершвин умер в 38 лет. Можно только представить, сколько он не написал и не сыграл... Этот человек впервые в истории сделал серьёзную музыку доступной, а доступную серьёзной. Он сделал шаг от академической музыки к джазу, от шлягеров к консерватории. То, что получилось в результате, и называется «современная музыка».
Со страницы Регины Шерзер
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Гершвин - Концерт фа мажор, переложение для 2 фортепиано https://www.youtube.com/watch?v=T5gvdgZTCBs