Ну и, конечно, нельзя не упомянуть знаменитые «Письма из деревни» (1872-1887 гг.) Александра Энгельгардта, хоть он и не писатель, а публицист.
«Из всего "Счастливого уголка" только в деревне Б. есть настоящий кулак. Этот ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги. Этот не скажет, что ему совестно, когда он, ложась спать, не чувствует боли в руках и ногах, этот, напротив, говорит; "Работа дураков любит", "Работает дурак, а умный, заложив руки в карманы, похаживает да мозгами ворочает". Этот кичится своим толстым брюхом, кичится тем, что сам мало работает: "У меня должники все скосят, сожнут и в амбар положат". Этот кулак землей занимается так себе, между прочим, не расширяет хозяйства, не увеличивает количества скота, лошадей, не распахивает земель. У этого все зиждется не на земле, не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир - деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами, давно, еще при крепостном праве, лежал под спудом и высказался только после "Положения". Он пускает этот капитал в рост, и это называется "ворочать мозгами". Ясно, что для развития его деятельности важно, чтобы крестьяне были бедны, нуждались, должны были обращаться к нему за ссудами. Ему выгодно, чтобы крестьяне не занимались землей, чтобы он пановал со своими
деньгами».
Энгельгардт знал, о чем писал, потому что писал с натуры — сам долгие годы занимался сельским хозяйством.
Другой не менее осведомленный человек — российский статистик и публицист, коллежский секретарь, член Вольного экономического общества Г.П.Сазонов написал целую книгу о мироедах «Ростовщичество-кулачество. Наблюдения и исследования» (1894 г.).
http://accountology.ucoz.ru/load/ehkonomika/sazonov_g_p_rostovshhichestvo_kulachestvo_nabljudenija_i_issledovanija_spb_1894/18-1-0-2991 Вот он описывает страх крестьян перед кулаком:
«Сходъ заколыхался, зашумелъ. Я отошелъ въ сторону. Повидимому міръ раскололся на две партіи. Одна требовала, чтобы показанія делались правдиво, другая указывала на то, что ростовщики отомстятъ за правду…
Бояться же раскрытія правды они имѣли серьезныя основанія, такъ какъ эти милые ребята натворили здѣсь много дѣлъ, за которыя въ другомъ государствѣ они могли отправиться въ мѣста болѣе чѣмъ отдаленныя».
Дальше приводится длинный список примеров «эффективного менеджмента» со стороны кулаков. Вот один из них:
«Иванъ Григорьевъ былъ долженъ Михаилу Исакову 4 года назадъ по роспискѣ въ 105 руб., въ счетъ которой взялъ 10 сельдей, 1 пудъ сѣмя, однимъ словомъ забрано на 20 руб. Свезено 6 беркойцевъ льна по 14 руб., а въ другихъ мѣстностяхъ было по 20—18 руб., 4 пары гусей отданы Исакову въ гостинецъ. «Стыдно тебѣ о гусяхъ поминать, сказалъ онъ, это въ гостинцы». Исполнительный листъ полученъ въ 70 руб.».
Но это всё творческие личности, «они так видят», скажут некоторые. Что ж, вот, что говорит «Настольный энциклопедический словарь» (1896 г.):
http://www.runivers.ru/upload/iblock/d1c/granat4.pdf «Кулак — перекупщик, маклак, особенно в хлебной торговле; в обыденной речи означает вообще человека, старающегося всякими неправдами нажить большие барыши; от этого значения слова кулак происходит слово кулачество или кулачничество, т. е. промысел кулака, перекупля, барышничество».
***
В 1920-е годы, после Гражданской войны все эти кулацкие практики вернулись в деревню. Поэтому, повторюсь, борьба с ними была совершенно правильной и оправданной с точки зрения закона. Претензий к советской власти по этому поводу может быть только две: плохая организация переселения кулаков и отдельные несправедливые обвинения тех, кто кулаками на самом деле не являлся. (Подробнее о статистике раскулачивания — тут.
http://kamrad2213.livejournal.com/448177.html )
Завершить эту тему хочется словами Салтыкова-Щедрина из его переписки: «Он теперь кулаков стал восхвалять. Вообще, осел изрядный».
Нет комментариев