Из истории казачьей формы.
Форма – внешний вид, одежда установленная для лиц служащих в армии, в гражданских организациях, школах и т.п. В русской армии казаки служили всегда со своим обмундированием, которое вначале не отличались от национального костюма, принятого в их частном быту. Но указом от 18 августа 1801 года для Донских казаков установлена специальная форма, распространенная после и на все другие казачье строевые и не строевые формации. Строевая одежда казаков – это одежда кавказских горцев.
Почему казаки носят военную форму? Это не военная форма, а национальный костюм, который с древнейших времен носили наши предки и приспособили с 18 века его к нуждам армии. С этого времени он как военная униформа менялась, но основные черты национального костюма сохранены. Одной из черт национального костюма в казачьей одежде является его многообразие. Кроме того, по мельчайшим деталям можно «вычислить», откуда казак, сколько у него детей и … даже фамилию … Безусловно, в одежде много элементов «кавказского образца», но она сильно отличается от одежды горских народов. Скажем, покрой черкески восходит к свитке или русскому кафтану. Сходство только газыри и потранташи.
Форменная одежда кубанцев – единообразная, регламентированная одежда, которая на ряду с повседневной, составляла мужской костюм и являлась одним из важнейших элементов традиционной одежды кубанских казаков. В истории казачьей формы причудливо сплетались державные, офицерские тенденции со стихийным, вырабатываемыми особенностями военного быта. Причем последние, особенно у линейных казаков, нередко которая на ряду с повседневной, составляла мужской костюм и являлась одним из важнейших элементов традиционной одежды кубанских казаков. В истории казачьей формы причудливо сплетались державные, офицерские тенденции со стихийным, вырабатываемыми особенностями военного быта. Причем последние, особенно у линейных казаков, нередко превелегированные над офицерскими предписаниями, в свою очередь, диктовали условия и задавали тон правительственным чиновникам. Развитие форменной одежды у линейцев оказывало непосредственное влияние на историю форменной одежды черноморского казачеств, более подверженного офицерской опеке в этом отношении. Унификация форменной одежды линейцев и черноморцев Кубани в новом К.К.В. обеспечила еще один аспект взаимопроникновения военно-культурных традиций обоих казаков.
Шаровары – широкие казачьи штаны.
Папаха – барашковая шапка с суконным верхом; в древности славяне называли папаху клобуком, а так же как турхменка или кабардинка; они связаны с именами кавказских народов Папахов, Турхменов и кабардинцев. Казаки пользуются разными фасонами папах, низкими с плоским верхом или высокими с конусообразным верхов.
Черкеска – верхняя одежда жителей Черкасии. Ее основной фасон обнаруживается уже в скифских казакинах. При этом во всех таких одеяниях от скифского времени правая пола обязательно запахивается поверх левой. По этому свойству и по покрою черкески схожа на вид полковой формы для Кавказских казаков.
Черсел – пояс, кушак.
Чирики – низкая обувь с твердой подошвой.
Чувяк – мягкий шитый башмак; надевался поверх ноговиц.
Башлык – кавказский и казачий покров на голову; шьется из тонкого сукна в виде квадратного мешка и с двумя открытыми сторонами и с длинными лампасами в открытом углу; название тюркское, означает «головной», «во главе», «на голове»; первоначальны фасон башлыка без лампастей встречается на изображениях скифских ваз.
Бекирка – черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и такой же меховой полоской от него до пояса. Впервые бекирки появились в сотне юнкеров Николаевского кавказского училища, а на Кавказ были завезены бывшим юнкером этого училища терским казаком Бекиром Туршевым. Бекирки носили зимой.
Бурка – войлочный мохнатый плащ, широко распространенный на Кавказе и у казаков. Татарское название «кепенек», у кабардинцев – «гобендж», у запорожцев «копенек».
Епанча – плащ, бурка.
Жерьолок – воротник на рубахе.
Лампас – цветная полоса тонкого сукна, шириной в три пальца, нашитая на внешний шов синих казачьих штанов. Лампас введен в казачью форму во время императрицы Екатерины II для Донцов и Сибирцев красного цвета, Уральцев – малинового, для Оренбургцев – темно-голубого, Астраханцев, Семириков, Забайкальцев, Амурцев, Уссурийцев – желтого; Терцы и Кубанцы вместо лампаса нашивали серебряный галун.
О происхождении лампаса на Дону в шутку рассказывали, что царица прислала казакам много синего сукна и мало красного. Когда поделили всем поровну, то оказалось, что красного хватило только на лампасы. Но в основе лампаса лежит обычай первобытных степных кочевников покрывать несовершенный внешний шов дополнительной полоской цветной кожи, иногда украшенной каким-либо затейливым узором. Красный лампас вместе с казачьим плащом, в качестве особой награды, введен в форму Нижегородского драгунского полка русской регулярной кавалерии. У казаков же лампас стал народной отличительной эмблемой, они охотно носили шаровары с лампасами в домашнем быту.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1