![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
В разных источниках мы найдём много разъяснений о том, почему храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы именуется Никитским. Например на сайте самого храма указано так:
«Первая древняя церковь располагалась с севера от торговой площади в верховье Городенковского оврага. До 1685 года на этом месте сменилось несколько деревянных зданий. По описи Калуги 1626 г. на данном месте значится деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом св. Николая «На посаде». В 1685 году была построена каменная церковь на месте деревянной. По описи 1685 г. она названа уже с приделом великомученика Никиты и с « колокольнею в 7 колоколов». Посвящение придела было изменено по просьбе новых прихожан в память о храме покинутого села Спасского, построенного боярином Никитой Ивановичем Романовым, дядей первого русского царя из рода Романовых, во имя великомученика Никиты. Улица, проходившая вблизи в направлении к р. Оке и к Москве, стала называться «Никитской». Овраг, доходивший до церкви и заканчивающийся у р. Оки – тоже назывался Никитским или Городненским (ров был засыпан только в 1782 году).»
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
Однако документы, приведённые в книге Андрея Курбацкого, говорят об ином развитии событий…
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
В самом раннем описании Калуги (Строельной книге 1590-х годов) эта церковь не упоминается ни прямо, ни косвенно. Не помянута она и в описи Бегичева 1616-го года, и в дозорной книге Малыгина 1624 года.
А вот в писцовой книге Плещеева 1625 года мы уже находим «на посаде храм Рождества Пречистые Богородицы да в пределе Никола Чюдотворец».
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
Идём дальше… В 1649-м году на калужский посад переводят всех жителей села Спасское-Новое и расселяют их в Новой Слободе по западному склону Жировского оврага (современная улица Луначарского). Вместе с домами, жители села перенесли на посад и три свои церкви, которые позже стали именоваться Спасо-Слободской, Николо-Слободской и Христова мученика Никиты. Первые две стояли аккурат по Луначарке и дожили до 1930-х годов, а вот третью деревянную церковь поставили на торговой пощади, чуть южнее храма Рождества Богородицы. На то время на этой площади стояли аж целых три церкви, помимо этих двух ещё и храм Василия Блаженного (на месте современного художественного музея), который уже в конце 19-го века перенесли на современную улицу Герцена.
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
В книгах Патриаршего приказа 1669 года упоминаются: церковь Христова мученика Никиты на площади, церковь Василия Блаженного на площади и церковь Николы Чюдотворца на площади на мосту. Последняя как раз и есть храм Рождества Богородицы, упомянутый в книгах по названию главного придела. И мост там действительно был через верховья Городенского верха (оврага), по которому тёк одноимённый ручей (овраг засыпали в конце 18-го века и теперь на его месте улица Набережная).
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
В переписи Михнева 1677 года церковь Никиты мученика уже не упоминается. Связано это было скорее всего с тем, что приходских дворов в том месте было гораздо меньше, так как основная площадь была занята торговыми лавками и доходы церквей были невелики. Согласно документам Патриаршего Казённого Приказа церковь Христова мученика Никиты «запустела» в начале 1670-х годов и её приход решено было передать в церковь Рождества Богородицы (так как стояли они довольно близко). Сохранился документ, в котором указано: «Сей церкви дань приписана под церковь Николая Чудотворца, что на площади, а сей церкви впредь не писать и из окладу выложить, потому что ся церковь в прошлых годех запустела».
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
И вот тут то и кроется разгадка: по желанию прихожан церкви Христова мученика Никиты, перешедших в приход Рождественский, главный придел храма был переосвящён в его честь. Поэтому в писцовой книге Полуехтова 1685 года церковь указывается как «Рождества Пресвятые Богородицы да в приделе Никиты Христова мученика, что на площади … против церкви колоколня, на ней семь колоколов»». Именно с тех пор в народе церковь стала именоваться Никитской.
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
Однако каменной она тогда ещё не была. О дате её строения в камне единого мнения не существует, однако священник Холмогоров обнаружил в документах Патриаршего Казённого приказа запись, о том, что «антиминс в новопостроенную церковь Рождества Пресвятые Богородицы на посаде» был выдан 29 августа 1704 года. Скорее всего в камне церковь была возведена в 1700-1702 годах…
![🔹](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f539@2x.png)
Что до Никитского оврага и Никитской улицы, то были и такие…
Однако Никитским оврагом именовали Жировский, а не Городенский. А вот улица Никитская с конца 18-го и до конца 19-го века проходила на месте современной улицы Карпова (от Театралки до Воскресенки). Кроме того были и Никитская площадь перед церковью, и Никитский переулок (ныне Гостинорядский). И только на рубеже 19-го и 20-го веков улицу Михаило-Архангельскую переименовали в Никитскую (часть современной улицы Ленина от Дзержинского до Старого Торга).
https://vk.com/wall385626794_13840
Нет комментариев