Лист из "Статистического описания Калужской губернии" 1897 года.
Молодёжь уже и не знает такого названия, а вот те, кто постарше помнят, особенно кто ездил на работу "до Середы".
Место это стало городом только в 1950-е годы, когда помимо турбинного завода на севере стали строить и остальные. А до того здесь была дорога на Боровск, да железнодорожный переезд Киевской ветки. До революции летом тут селились дачники, а после освобождения Калуги стояли вдоль дороги лишь три полуразрушенных домика (см. аэрофотосъёмку 1942 года).
Не секрет, что послевоенный город восстанавливали и пленные немцы, и заключённые... поэтому и новый рабочий посёлок Середа строили с их помощью. К 1960-му году было уже всё готово: и улицы, и каменные сталинки, и даже маленький частный сектор.
Ну и конечно надо было как-то это всё обозвать. Поэтому, посовещавшись, решили назвать новый рабочий посёлок в честь Семёна Середы.
Семён Пафнутьевич Середа (13 февраля 1871, село Сетолово, Черниговская губерния — 21 мая 1933, Москва) — российский революционер, член Учредительного собрания, нарком земледелия РСФСР (1918—1921).
С января 1897 по весну 1898 года проживал с семьёй в Калуге. Работал в Калужской губернской земской управе. В Калуге в это время отбывали ссылку многие впоследствии видные большевики: Дубровинский, Доброхотов, Быков, Черенков и другие. Благодаря их активному участию в городе началась активизация социал-демократического движения. Среди прогрессивно настроенной интеллигенции и молодежи стала распространяться нелегальная литература: прокламации, брошюры, часть из которых печаталась в Калуге. Шла борьба марксистского и народнического направлений. Середа входит в группу марксистов и принимает активное участие во всех ее начинаниях. С его участием были подготовлены «Статистические обзоры» за 1897 и 1898 годы, выпущенные губернским земством и посвященные экономике Калужской губернии (см. рис.3). Вместе с другими марксистами Середа принимал активное участие и в работе культурно-просветительного общества Калужской бесплатной народной библиотеки-читальни.
И даже Дмитрий Иванович Малинин по случаю смерти 21 мая 1933 года заместителя председателя Государственной плановой комиссии при СНК СССР Семёна Середы написал заметку в местную прессу (первая страница черновика прилагается).
Конечная троллейбуса 2-го маршрута была открыта на Московской улице (бывшем Боровском шоссе) в посёлке Середа в 1957 году. Здесь же располагалась и диспетчерская. В 1967-м сюда пустили и маршрут № 4. С началом строительства путепровода через железную дорогу в 1978 году конечная и диспетчерская были перенесены ближе к центру города, к перекрёстку с Поселковой.
Комментарии 26
Про 30 тысяч - это свойство человеческой памяти иногда события перемешивать с различными слухами, фактами и т.п.
Стадион на 30-35 тысяч КОМЗ обязался построить на Черёмушках, взамен того, что уничтожили под завод, даже часть оврага засыпали глиной, изуродовав грязью часть ул. Чехова. Но что-то не сложилось. Стройку забросили на несколько лет. Потом построили нынешнюю школу "Труд", что совсем не то, что обещали.
И да, совсем недавно это было (стройка) - чуть более 50 лет назад. А помню, как сейчас.
А казармы Фроловские, однако. А не Фалеевские.