Предыдущая публикация
Вероятнее всего, на Руси о кукише узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень.
Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости).
В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 45
Но русский язык не ограничился этим заимствованием. Во второй половине XVIII века из французского была взята фраза faire la figue. В русском языке того времени ее передавали так: казать, показать, ставить, поставлять кукиш кому-либо.
(Радищев,Державин)
Оно оказалось втянутым в смысловое поле кукиш – шиш.
В русской мифологии шиш – это обобщенное представление о нечистой силе, домовом или банном духе, черте, бесе. Уже давно у русского народа существовали выражения: ни шиша не бояться «никого не бояться»;
букв.-не бояться шиша, черта; шиш тебе с присвистом «ничего не получишь»; букв.- останешься с шишом (чертом), характерным свойством которого был именно свист;
до шиша «много,
не счесть, не пересчитать»;
букв.многочисленность, разнообразие шишей (чертей); шиш с маслом, шиш на постном масле, шиш с маком «ничего не получить»; и под кукишами же «оборонялись» от шишей. Поскольку считалось, что кукиш облада...ЕщёСлово фига «живет» в русском языке с начала XVIII века и пришло из польского figa(лат.)
Но русский язык не ограничился этим заимствованием. Во второй половине XVIII века из французского была взята фраза faire la figue. В русском языке того времени ее передавали так: казать, показать, ставить, поставлять кукиш кому-либо.
(Радищев,Державин)
Оно оказалось втянутым в смысловое поле кукиш – шиш.
В русской мифологии шиш – это обобщенное представление о нечистой силе, домовом или банном духе, черте, бесе. Уже давно у русского народа существовали выражения: ни шиша не бояться «никого не бояться»;
букв.-не бояться шиша, черта; шиш тебе с присвистом «ничего не получишь»; букв.- останешься с шишом (чертом), характерным свойством которого был именно свист;
до шиша «много,
не счесть, не пересчитать»;
букв.многочисленность, разнообразие шишей (чертей); шиш с маслом, шиш на постном масле, шиш с маком «ничего не получить»; и под кукишами же «оборонялись» от шишей. Поскольку считалось, что кукиш обладает магической силой, которой «боятся» шиши (черти).
Например, дуля (в южнорусских диалектах; заимствование из польского dula). Поэтому в народном языке легко применялась замена: показать кукиш = показать шиш; показать дулю = показать фигу.
Который показал Сталин ,Рузвельту и Черчилю.
А то они Крым хотели забрать
(а по научному — обсценная лексика, инвектива) писались ещё на берестяных грамотах (XII век, за 100 лет до монгольского нашествия) — люди тогда общались на дощечках, как мы с вами сейчас в чатах, и писали там все что угодно из событий своей повседневной жизни (часто сообщения носили обзывательный характер). До появления православия люди любили мат, пользовались им с нежностью, целесообразно, иногда — не совсем.
Татаро-монголы тут ни при чем. Славяне были язычниками, для них было важно поклонение детородным органам ради плодородия — вроде чем больше мы об этом говорим, тем больше будет пшеницы.
В восточных диалектах была версия "тараканиться". Делать над кем-то действия полового характера -"дрюкать", "ярить" - от имени божества весны Ярила.
Мужской половой орган назывался тоже по-разному: "елдак", "елдык", "елда", "конец", "хрен", "уд". Также в старинных славянских лечебниках член назывался "лихарь", "фирс", "мехирь".
Миклухо - Маклай