». История доктора и педагога, который вошёл в газовую камеру вместе с детьми.
История Януша Корчака начинается с конца. Вернее, с последнего подвига, о котором знают практически все: польский педагог, писатель и врач - он неоднократно отказывался cпасти свою жизнь и не оставил своих подопечных в одиночестве перед лицом смерти. Когда дети уже поднялись в вагoн поезда, отправлявшегося в концлагерь, к Корчаку подошёл офицер CС и спроcил:
— Это вы написали «Kopoля Mатиуша»? Я читал эту книгу в детcтве. Хоpошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дeти?
— Дeти поедут. Hо вы можетe покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могy. Не все люди — мерзавцы...
A чeрез несколькo дней в немецком концлагере Tрeблинка Корчак вместе со своими детьми вошёл в газoвую камеру. По дороге к смерти доктор держал на рукаx двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам...
Время, в которое он родился, безжалостно определило рамки жизни за него. Появление на свет в небогатой, но интеллигентной еврейской семье. Болезнь и смерть отца, первые заработки в качестве репетитора ещё в старших классах гимназии. Медицинский факультет, на котором он выбрал профессию педиатра. И три войны: Русско-японская, Первая и Вторая мировые. И хотя эпоха задала рамки его жизни, но своё предназначение Януш Корчак выбрал сам.
В своих книгах он рассказывал, что уже в пять лет остро почувствовал несправедливость этого мира. На улицах родной Варшавы он видел сверстников: одни были сыты и хорошо одеты, шли за ручку с гувернёрами, в то время, как другие, уличные, дети были грязными, ходили в оборванной одежде, и за ними никто не присматривал. Тогда маленький Хенрик Гольдшмит (таким было настоящее имя педагога) впервые задался вопросом: что сделать, чтобы в мире не было таких несчастных, грязных и никому не нужных детей?
Когда будущему педагогу было 13 лет, у его отца обнаружились первые признаки душевной болезни. Лечение стоило недешёво. И чтобы помочь матери и младшей сестре, Хенрик стал давать частные уроки детям помладше. Сказкой, разговором - он умел подать скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует.
Хенрик почувствовал, что нашел своё призвание. Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики, которая получила название «Гордиев узел». В этой статье юноша, почти подросток, всерьёз ставил вопрос, который актуален и сегодня: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о благах и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов? Его статья возымела огромный успех.
⠀
Поступив на медицинский факультет Варшавского университета (после смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина), он всё равно не переставал интересоваться педагогикой. Он ездил по Европе, изучал различные методики педагогики, которые описывал в статьях, и одновременно совершенствовал свои медицинские навыки. Получилось, что молодой человек оказался успешен сразу в трёх ипостасях: как успешный врач, как талантливый педагог и как писатель (в последних двух сферах деятельности он стал известен под псевдонимом Януш Корчак).
⠀
В 1905 году Хенрика Гольдшмидта призвали на русско-японскую войну в качестве военного медика. На фронте он не только лечил раненых, но и помогал взрослым людям преодолевать ужасы войны, отвлекая их светлыми историями и сказками. А когда после войны он вернулся в Польшу, то с удивлением обнаружил, что здесь его писательская популярность неимоверно выросла. Тем не менее, он продолжил заниматься медицинской практикой вплоть до 1910 года, пока не принял важного решения – стать директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планировал воплотить в жизнь свои педагогические идеи.
⠀
Заниматься еврейскими сиротами Корчак стал неслучайно – в Польше, пропитанной духом антисемитизма, положение именно этих детей было наиболее тяжёлым. Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома сирот». Это было уникальное четырёхэтажное здание, в котором всё было устроено для нужд детей, для их воспитания и обучения.
Но не это было самым сложным в новой для него работе. С трудом приходилось преодолевать уличные привычки вчерашних беспризорников, работать с учителями, не готовыми к таким ученикам. И только непрерывная забота, любовь и внимание к «трудным» детям позволили доктору Корчаку сделать почти невозможное. Типичные сиротские приюты того времени были мрачным местом, где господствовали армейская дисциплина, суровые наказания и полное подавление воли. Своей целью Корчак поставил создать гуманную обстановку, растить детей в любви и уважении, но в то же время прививать им ответственность за свою жизнь. «Воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует», — говорил он.
⠀
Приют Януша Корчака одним из первых стал использовать элементы детского самоуправления. По мнению педагога, это была справедливая община, где юные граждане создавали собственный парламент, товарищеский суд, свод законов и газету. В процессе общего труда они учились взаимопомощи и справедливости, развивали в себе чувство ответственности... Помня о том, что его воспитанники прежде всего дети, которым необходимо дурачиться, директор «Дома» вводил в распорядок забавные праздники: День грязнули, когда нельзя было умываться, День первого снега, праздники Самого короткого дня, когда можно не вставать с постели, и Самой короткой ночи, когда разрешалось не ложиться спать... Спустя несколько лет схожим путём пойдёт советский педагог Антон Макаренко, систему которого Януш Корчак знал и с интересом изучал.
⠀
С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребёнка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе, была следующей: вы не любите ребёнка - своего или чужого - если не видите в нём самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя...
В своей книге Корчак сформулировал несколько заповедей воспитания детей:
1. Нe жди, чтo твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги eму стать не тобой, а собой.
2. Не тpебуй от ребёнка платы за всё, что ты для негo cделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь дрyгому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымeщай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости нe есть горький хлеб. Ибо что посеешь, тo и взойдёт.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — eму она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у негo нет опыта.
5. Не унижай!
6. Hе забывай, чтo самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
7. Не мучай себя, если нe можешь сделать что-то для своего ребёнка, просто помни: для ребёнка сделано недостаточно, еcли не сделано всё возможное.
8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего дитя любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока c тобой...
⠀
После окончания войны Януш Корчак вернулся в свой «Дом сирот» и продолжал экспериментировать со своей системой. Руководя приютом, Корчак написал почти все свои самые известные повести для детей: «Король Матиуш Первый», «Банкротство маленького Джека», «Кайтусь-чародей» и множество трудов по педагогике, которые переиздаются до сих пор.
Когда в сентябре 1939 года Германия вторглась в Польшу, началась Вторая Мировая война, Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, а его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы. Когда же гитлеровцы вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Несмотря на то, что те меценаты, которые раньше помогали Корчаку и его воспитанникам, эмигрировали, доктор Корчак находил возможности для продолжения деятельности приюта. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Неизвестно, какими усилиями, но летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчаку удалось невозможное – он вывез детей в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах.
⠀
Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение его маленьких воспитанников в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. Смелый, но наивный педагог попытался пожаловаться немецким властям на действия солдат, отобравших при въезде в гетто повозку с картошкой, предназначенную для питания детей. Разгневанные гитлеровцы припомнили ему и то, что он, в нарушение нацистского закона, не носил обязательную для всех евреев повязку со звездой Давида.
⠀
В тюрьме Корчак провёл месяц, после чего его всё-таки отпустили в гетто, к его сиротам. Доктору предлагали уехать, но он даже не рассматривал такой возможности: оставить детей, как и дело всей своей жизни, он просто не мог. Ещё два года Корчак самоотверженно боролся за благополучие своих воспитанников, надеясь, что хоть кому-то из них удастся выжить. Насколько это было возможно, он поддерживал обычный распорядок приюта, добывал для детей одежду и лекарства. А ведь «Пану доктору» было уже за 60 - его здоровье было сильно подорвано. Как рассказывали очевидцы, целый день он бродил по гетто и возвращался вечером — порой с пустыми руками или с краюшкой хлеба или, если день был удачным, с мешком полугнилой картошки.
В 1941 году, в условиях полного отчаяния и очевидно приближающейся гибели Януш Корчак выступил с ещё одним предложением – создать место, где умирающие от голода и болезней беспризорные дети могли проводить свои последние часы, получая утешение и возможность уйти из жизни достойно. Фактически Януш Корчак предвосхитил идею будущих детских хосписов.
⠀
Немцы постепенно начали уничтожать обитателей Варшавского гетто. Страницы дневника, который вёл Януш Корчак, запечатлели нарастающий ужас происходящего. А скоро, в конце июля 1942 года, стало известно, что сироты из приюта Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего – немцы объявили, что депортации подлежат все «непроизводительные элементы». Педагог сделал последнюю отчаянную попытку спасти подопечных – предложил на базе приюта организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам. Но его идею не захотели даже рассматривать.
⠀
Те, кто видели шествие Корчака и детей к поезду смерти, рассказывали, что никогда не забудут этого. «До смерти не забуду этой сцены. Это было похоже не на погрузку в товарные вагоны, а на марш молчаливого протеста против режима убийц… Такой процессии ещё не видели человеческие глаза»,- вспоминал очевидец. Доктор выстроил детей по четыре человека и пошёл во главе этой большой колонны, держа на руках больную девочку, которая не могла ходить. Дети не плакали, не причитали, они послушно шли за своим воспитателем, пели какую-то песню и несли знамя своего приюта. Говорят, что при виде них даже вспомогательная полиция встала и отдала честь. Немецкий комендант, отвечавший за погрузку и отправление «эшелона смерти», предложил известному доктору и писателю остаться в Варшаве, на что тот ответил своей знаменитой фразой: «Не все люди мерзавцы!» и захлопнул за собой дверь вагона.
⠀
Доктор Корчак не оставил своих воспитанников и в самый страшный час их жизни. 7 августа 1942 года 192 ребёнка из приюта Корчака были уничтожены в «лагере смерти» Треблинка – Януш Корчак и его соратница Стефания Вильчинская вместе с детьми вошли в газовую камеру.
«Ведь не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это потом всё пережить?», - вспоминал слова Януша Корчака его друг и соратник Игорь Неверли.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев