Исилькуль строился вместе с Транссибирской железной дорогой.
В 1891 году экспедиция Гарина-Михайловского, разбивавшая трассу, определила место под будущую станцию в 1,5 км. от озера Исилькуль (перевод с тюркского «Очарованное», или «Долгожданное», с казахского «Гнилая вода»). В 1893 году началось активное строительство ж. д., в то же время стали приезжать первые переселенцы из европейской части России, которые обосновывали села Городище, Павловка, строили пристанционный поселок Исилькуль и село Березовка, в котором жили в основном строители и работники ж. д.
24 августа 1894 года через Исилькуль к Омску прошел первый поезд с инспекцией во главе с министром путей сообщения Кривошеиным. В 1895 году Исилькуль официально занесен на карту железных дорог России, и этот год считается основанием города. 18 января 1898 года состоялось освящение первой в Исилькуле церкви. Ровно через месяц открыта первая школа, имени Иона Кронштадтского.
К 1911 году на территории станции Исилькуль, поселков Городище и Павловка имелось: 4 кирпичных, 2 кожевенных завода, 2 маслобойки, пять паровых мельниц, мыловаренный завод, скотобойня, 6 лесных и несколько торговых складов в том числе и иностранных. Каждый третий домохозяин занимался каким либо ремеслом. Сама ж. д. станция считалась одной из крупнейших по грузообороту на всей магистрали.
В 1912 году и 1916 году волостное начальство подавало ходатайство в губернию о преобразования Исилькуля в город. Но оба раза они были отклонены.
В годы Гражданской войны и Ишимского восстания, исилькульцы активно участвовали в боевых действиях, причем с обеих сторон.
По решению Омского ревкома Исилькуль с 1920 года по 1924 год именовался городом. При утверждении в 1924 году районов в постановлении Сибревкома сообщалось что центром Исилькульского района является село Исилькуль. Так с 1924 года Исилькуль стал вновь селом. В 1920-1922 годах Исилькуль включался в состав вновь образованной Киргизскую республику. Лишь после многочисленных жалоб и прошений постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года Исилькуль и Городищенская волость вновь были причислены к Омскому округу.
Рос Исилькуль, станция превратилась в крупный ж. д. узел. В 1932-1933 годах были проложены вторые пути по всей протяженности Транссиба. С 1936 года по дороге пошли мощные паровозы, поезда стали комплектоваться большегрузными вагонами. В 1933 году создан Восточный парк, на котором было уложено 6 сортировочно-отправных путей. Для заправки паровозов, воды в озере Исилькуль не хватало, в 1930 году начато строительство водопровода Иртыш-Исилькуль, длиной 140км. Железнодорожники показывали пример всем в налаживании социальной инфраструктуры. Семилетняя школа стала средней школой, построен клуб железнодорожников, больница, развивались и другие службы.
Дважды Исилькуль пытались переименовать: в 1937 году в Орджоникидзе и 1938 году в Бадаевск.
Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 4 декабря 1938 года Исилькуль стал рабочим поселком. 20 марта 1945 года Исилькуль стал городом.
Из Исилькульского района в годы Великой Отечественной войны мобилизовано на фронт 10836 человек. Из них погибло на полях сражений и умерло от ран в госпиталях 3285 человек, 2646 пропало без вести. Вернулось с фронта к родным очагам 4905 человек. Практически все награждены за свои ратные подвиги орденами медалями. Восемь исилькульцев стали Героями Советского Союза (Куцевалов Т.Ф. получил звание ГСС до ВОВ), три полных кавалера орденов Славы.
Исилькуль отправлял своих жителей на фронт и принимал к себе тысячи эвакуированных и репрессированных народов. Все исилькульцы, самоотверженно от детей до стариков, работали на благо Победы. Особенно отличились железнодорожники, которые 8 раз становились победителями во Всесоюзном соревновании.
В 1950-1960 годах отмечено наибольшее развитие города строятся новые кварталы жилых домов, парки, дома культуры, детсады и школы. Улицы Исилькуля увидели первый асфальт. Строятся новые и реконструируются старые предприятия.
В 1959 году в черту города с востока вошла деревня Павловка, с юга – Городище, с севера Любимовка. В 1955 году в городе создана музыкальная школа. На территории более 7 гектаров возведен больничный комплекс. В 1958 году коренным образом перестроен клуб железнодорожников.
В Исилькуле построен полный комплекс необходимых зданий для СПТУ, опытной станции масличных культур, жилой комплекс нефтеперекачивающей станции. Строились новые магазины, столовые. По улицам города проложены водопроводные сети.
Сегодня город Исилькуль не потерял свои позиции в Омской области. В городе построен современный ледовый дворец, капитально отремонтирован и видоизменен Дворец культуры, ставший лучшим в области. В клубе железнодорожников расположился краеведческий музей. В кинотеатре установлено новейшее оборудование. Отдел культуры Исилькульского района является одним из лучших в области.
Капитально отреставрирован железнодорожный вокзал и перрон, автовокзал и привокзальная площадь, ставшие визитной карточкой города.
В 2008 году капитально отремонтирован стадион, с первым среди сельских районов, искусственным газоном футбольного поля. Построен большой игровой зал. Открыты залы бокса, борьбы. Исилькульские спортсмены занимают призовые места на областных и республиканских соревнованиях.
В 2010 году начата реконструкция главного корпуса ЦРБ и строительство поликлиники на 500 посещений в день. Капитально отремонтировано инфекционное отделение. Больница оснащена современным оборудованием. Сегодня в больнице работают 90 врачей. Исилькульская ЦРБ признана лучшей сельской больницей в области.
24 февраля 2014 года после реконструкции железнодорожной больницы открыто новое здание Комплексного центра социального обслуживания населения с отделением проживания людей пожилого возраста. Центр признан лучшим за Уралом.
К сожалению, многие предприятия в годы перестройки закрылись, но активно развивается предпринимательство. Предприниматели заменили многие сферы производства, но есть острый дефицит рабочих мест.
В планах развития города много интересных проектов касающихся благоустройства города, развитие производства и социальной сферы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8