Истоки города Ишимбая восходят к деревне Ишимбаево, которая была основана в 1815 году первопоселенцем Ишимбаем Акбердиным (1770—1831).
Ранний период
В 1770 году в целях выполнения разработанной учёным М. В. Ломоносовым программы изучения Русского государства территорию будущего города посетила экспедиция Географического департамента Российской академии наук, возглавляемая знаменитым путешественником, учёным И. И. Лепёхиным. Экспедиция квартировала в деревне Кусяпкулово, ныне являющаяся микрорайоном города Ишимбая, и обнаружила выход нефти недалеко от впадения реки Тайрук в реку Белую. В 1880 году геологом В. И. Миллером произведено первое геологическое исследование Ишимбайского нефтяного района, которое дало отрицательный ответ на вопрос о наличии нефти. 30 июля 1900 года петербургская газета «Неделя» сообщила своим читателям об обнаружении больших нефтепроявлений на берегу реки Белой возле башкирских деревень Нижне-Буранчино и Кусяпкулово. В 1905 году по поручению главного начальника Уральских заводов геолог Ф. И. Кандыкин, пробурив на острове (в районе нынешнего моста через реку Белую) скважину в 4 сажени (9,5 м), первым из учёных-геологов дал положительный ответ на вопрос, есть ли здесь нефть. Летом 1915 года территорию будущего города посетил представитель фирмы бакинских нефтепромышленников братьев Нобелей геолог Андерсен, давший положительный отзыв о перспективности разведок здешних нефтепроявлений. Он предложил местным башкирам продать некоторую часть нефтеносных земель, но получил отказ.
Советский период
В мае 1929 года при участии начальника горного отдела Ф. Н. Курбатова Башсовнархоз обратился в Государственный исследовательский нефтяной институт и в Геологический комитет с просьбой организовать разведку на нефть в Башкирии. Летом того же года по инициативе академика И. М. Губкина Государственный исследовательский нефтяной институт направил в БАССР три специальные геологические партии, одна из них под руководством геолога А. А. Блохина работала в будущем Ишимбае. В июне 1930 года правительство БАССР поднимает вопрос об ускорении начала работ по глубокому бурению перед президиумом Всероссийского ЦИК и Совнаркомом СССР. 28 октября 1930 года вышло Постановление Правительства СССР, обязывающее ВСНХ СССР «обеспечить в планах Союзнефти на 1931 год глубокое бурение месторождений нефти в БАССР». Были приняты меры по укреплению материально-технической базы нефтеразведок. Осенью 1930 года по завершении геологических исследований А. А. Блохин наметил четыре точки скважины № 701—704 под бурение глубоких скважин.
16 мая 1932 года в 11 часов 30 минут с глубины 680,15 метра скважина № 702 выбросила первый 36-метровый фонтан промышленной нефти — в течение 4 часов около 50 тонн нефти. Эта дата является началом становления нефтяной промышленности Башкирии. Был организован первый в Поволжье и на Урале нефтепромысел. Новый нефтяной центр СССР получил именование Ишимбаевский по деревне юрматинцев Ишимбаево. Нефтяной промысел, разбросанный на десяток километров, объединил деревни Ишимбаево, Кусяпкулово, Буранчино, задав современные границы города. На правом берегу недалеко от Буранчино в 1933 году формировался будущий микрорайон Перегонный. В 1934 году нефтепромысел получил имя С. М. Кирова. В 1935 году в Ишимбаево организован трест «Башнефть» (приказ НКТП от1/IX — 1935 г. № 1026 а) (в 1940 переименован в трест «Ишимбайнефть»). В эти годы началось строительство мастерских для буровиков и нефтепромысловиков, переросших в современные машиностроительные заводы.
В 1933 году талантливый самоучка слесарь Ф. П. Похлебаев сооружает на левом берегу реки Белой примитивную перегонную установку. В весенние дни выгоняли по 750 литров, в июле — уже по 10-15 тонн бензина. В 1934 году проложена железнодорожная ветка Дёма — Стерлитамак — Ишимбаево, возведены лесопильный завод и столярная мастерская, обеспечившие материалом промышленные, культурно-бытовые объекты Ишимбая. 29 марта 1934 года вышло постановление Президиума ЦИК БАССР «Об организации рабочего посёлка ишимбаевских нефтепромыслов», который включил в себя десяток новых рабочих поселений, старые и новые большие и малые башкирские деревни: Ишимбаево, Ирек, Кызыл Батыр и Юрматы Аллагуватского сельсовета Стерлитамакского района, Смакаево и Буранчино Макаровского района. Всего в сфере влияния формирования города находилось свыше 30 населённых пунктов. Часть из них объединились с деревнями (посёлки нефтяников Термень-Елга, Кинзебулатово, Кусяпкулово), другие вошли в состав города. В 1936 году на Перегонном построен первый в Башкирии и на востоке страны нефтеперерабатывающий завод, известный в военные годы как «Государственный союзный завод № 433».
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Об образовании новых районов в Башкирской АССР» от 20 марта 1937 года рабочий посёлок Ишимбаево стал центром Ишимбайского района. В него вошли земли Макаровского района (Кусяпкуловский сельсовет и Байгузинский сельсовет), Наумовский сельсовет, выделенный из Стерлитамакского района. В конце 1937 года введён в строй нефтепровод Ишимбаево — Уфа. 22 августа 1939 года состоялось заседание президиума райисполкома Советов района, которое «решило просить Президиум Верховного Совета БАССР удовлетворить ходатайство нефтяников о переименовании посёлка в город; присвоить название городу Нефтеград».
После одобрения обкомом партии, на заседании 17 сентября 1939 года Президиум Верховного Совета БАССР принял решение ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета РСФСР об удовлетворении просьбы нефтяников. 10 февраля 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочего посёлка Ишимбай в город и о ликвидации Ишимбайского района Башкирской СССР».
1. О преобразовании рабочего посёлка Ишимбай Ишимбайского района в город с выделением его в самостоятельную административно-территориальную единицу республиканского подчинения.
2. О включении в черту города Ишимбая населённых пунктов: Кусяпкулова и Смакаево Ишимбайского района.
3. О перечислении из Ишимбайского района: Аллагуватского и Наумовского сельских Советов в Стерлитамакский район: Кусяпкуловского и Байгузинского сельских Советов в Макаровский район и о ликвидации Ишимбайского района.
3 марта 1940 года состоялась первая сессия городского Совета депутатов трудящихся. Был избран исполком горсовета, председателем которого стал Максим Сергеевич Платонов, бывший буровой мастер. Одновременно был избран городской комитет партии.
В 1941 году, во время Великой Отечественной войны из города Баку в Ишимбай эвакуировался Механический завод им. Сталина, получивший новое название «Государственный союзный машиностроительный завод имени Сталина» (ныне ОАО «Ишимбайский машиностроительный завод»). Работать начал в 1943 году, выпускал снаряды для «Катюш», ловильный инструмент, долота и другое. В 1942 году в город Ишимбай эвакуируется Маслоабсорбционный газолиновый завод № 1 Грознефтекомбината, на базе которого в левобережной части города построен газолиновый завод для производства высококачественных бензинов — «Государственный союзный завод № 411», будущий Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод. Во время Великой Отечественной вошли в строй кирпичный завод, карбидный завод. Ишимбай оказал серьёзную помощь фронту. Каждый пятый танк и самолёт заправлялся горючим, произведённым из ишимбайской нефти.
В 1948 году в районе села Большой Аллагуват Стерлитамакского района, в семи километрах от Ишимбая было решено построить нефтехимический комбинат № 18 (ныне ОАО «Газпром нефтехим Салават»). Руководство строительством и ответственность за ввод в эксплуатацию основных объектов комбината были возложены на Ишимбайскую городскую партийную организацию. Рядом с комбинатом возник посёлок Новостройка в составе города Ишимбая, которому 7 июля 1949 года было присвоено имя Салавата Юлаева. Нумерация возводимых школ в посёлке первоначально продолжалась после школ Ишимбая. Посёлок имени Салавата Юлаева оставался в составе города Ишимбая до 1954 года, став городом республиканского подчинения Салаватом. Именно Ишимбай положил начало и комбинату, и городу, помог им набрать силу и встать на ноги, приютил первых его строителей.
В 1952 году И. В. Сталин одобрил проект возрождения города Ишимбая. В 1952—53 гг. город Ишимбай входил в состав Стерлитамакской области Башкирской АССР. В 1949 году оба НПЗ вошли в единое объединение «Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод». В 1956 году состоялось открытие Ишимбайской чулочно-носочной фабрики (ныне ЗАО «Ишимбайская чулочная фабрика»). В 1966 году в городе появилось ещё одно предприятие лёгкой промышленности — Ишимбайская трикотажная фабрика (ныне ЗАО ордена «Знак Почёта» «Ишимбайская фабрика трикотажных изделий»). В 1969 году открылась гостиница «Заря».
1970-е годы для города характерны перестройкой народного хозяйства от нефтедобычи к машиностроению. В 1973 году введён в строй действующих Ишимбайский экспериментально-механический завод (ныне ОАО «Промышленное нефтегазовое объединение»). В 1977 году построены Ишимбайский завод транспортного машиностроения (ИЗТМ, ныне ОАО «Машиностроительная компания „Витязь“») и Ишимбайский завод нефтепромыслового оборудования (ИЗНПО, ныне ООО «Идель Нефтемаш»).
В конце 70-х годов в Ишимбае планировалось создать одно из крупнейших машиностроительных объединений всесоюзного масштаба, путём включения в него Ишимбайского машиностроительного завода, Ишимбайского завода нефтепромыслового оборудования и строительства нового — Ишимбайского завода блочных установок, который так и не был введён в строй действующих. В 1985 году на площади Ишимбайского НПЗ началось строительство Ишимбайского специализированного химического завода катализаторов (ИСХЗК), сооружение которого завершилось в 1990 году.
В начале 1980-х годов цех № 2 Ишимбайского НПЗ, находящийся в микрорайоне Перегонном, был ликвидирован и передан производственному объединению «Главбашавтотранс» (ныне там находятся автоколонна Ишимбайского АТП — филиал ГУП «Башавтотранс» РБ и учебный полигон), в результате чего переработка нефти сохранилась только на левобережном НПЗ. В конце 1980-х годов планировалось кардинальным образом преобразить город Ишимбай. Предполагалось строительство лесопромышленного комплекса, который должен был выпускать паркет, заготовки для мебели, древесностружечные плиты. В районе Ишимбайского экспериментально-механического завода планировалось развернуть строительство фабрики художественной керамики. Также было намечено строительство нового хлебозавода, фабрики полуфабрикатов, овощехранилища и засолочного пункта. В окрестностях Термень-Елги строился кирпичный завод, сооружение которого так и не завершено. Виной этому послужила «перестройка», которая оборвала многочисленные крупные проекты по улучшению промышленного потенциала города Ишимбая. В 1990 году Ишимбайский НПЗ ликвидирован, а его площадь полностью занял ИСХЗК.
Современный период
В 1992 году был введён в строй уникальный для России Ишимбайский завод по производству кранов-манипуляторов — ЗАО «ИНМАН». В 1998 году на месте заброшенного строительства завода блочных установок построен завод кровельных материалов «Кровлестом». В 1997 году открылся Ишимбайский историко-краеведческий музей.
13 июля 1993 года в соответствии с законом Республики Башкортостан № ВС-18/7 «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований» в составе города Ишимбая были созданы муниципальные образования «Кусяпкулово», «Нефтяник», «Перегонный и Буранчино», «Север», «Смакаево», «Старый Ишимбай», «Центр» и «Юг».
18 января 2000 года в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан «Об образовании администрации города Ишимбая и Ишимбайского района Республики Башкортостан» образована администрация города Ишимбая и Ишимбайского района путём слияния администрации города Ишимбая и администрации Ишимбайского района.
В 2001 году в результате банкротства Ишимбайского завода нефтепромыслового оборудования бывший его литейный цех преобразован в ОАО «Ишимбайский литейный завод „Нефтемаш“». 2005 год наиболее серьёзно сказался на экономике Ишимбая. Литейный завод «Нефтемаш» ликвидирован, в результате чего последовал снос его цехов, что составляет около половины бывшего Ишимбайского завода нефтепромыслового оборудования. Та же участь постигла и ИЗТМ, значительно сокративший свои площади, на одной из которых появилось новое предприятие — Ишимбайский станкоремонтный завод. Ишимбайский спецхимзавод катализаторов в связи с банкротством также сократил свою территорию, предоставив её ООО «Агидель-нефтепродуктсервис». Новое предприятие, возникшее на месте бывшего Ишимбайского НПЗ, в ближайшем будущем вновь планирует организовать нефтепереработку в городе.
В 2002 году созданы муниципальные образования «Север» и «Юг», в 2006 году данное деление было упразднено.
1 января 2006 года в ходе проведения муниципальной реформы город Ишимбай вошёл в состав муниципального образования «Городское поселение „Город Ишимбай“» — территориальная единица муниципального образования «Муниципальный район „Ишимбайский район“». При этом город Ишимбай остаётся самостоятельной административно-территориальной единицей республиканского подчинения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2