Речной транспорт обслуживает около 1/3 всего грузооборота страны, тем самым играя важнейшую роль в народном хозяйстве. При Николае II наблюдается быстрое развитие отечественного речного судостроения. Создаются первые в мире серийные теплоходы, строятся и находят активное применение первые речные танкеры на дизельном ходу. Собственное производство речных судов дополняет импорт, но доля его незначительна.
Пароходы и теплоходы находят применение как в Европейской части Империи, так и в Сибири. В 1908-1913 годах на сибирские реки поступает не менее 240 пароходов и теплоходов, в основном с отечественных заводов. Доля импорта - менее 5% (до 1908 года сведений не имеется).
К 1913 году общая численность флота пароходов и теплоходов доходит в России до 5 900 единиц. По уровню развития речного флота Российская Империя выходит на лидирующие позиции в Европе. Общая грузоподъёмность достигает 14 млн тонн (для сравнения: грузоподъёмность речного флота Германии - 5 млн тонн). После революции этот флот был фактически утрачен. К 1935 году его численность уменьшается более чем в 2 раза и составляет 2 415 судов (после - сведения не публикуются).
Одновременно с развитием речного флота при Николае II разворачиваются работы по углублению и шлюзованию рек. С 1902 года начинается активное применение плавучих землечерпательных установок. Реконструируется Мариинская водная система, создаётся Северо-Донецкая шлюзованная система. Разрабатывается проекты водных магистралей: Северо-Российская, Средне-Российская, Южно-Российская, Черноморско-Балтийская, Каспийско-Балтийско-Беломорская, Обская, Енисейская, Ленская.
Главными грузами речной системы сообщения в первой половине XX века являются лес, хлебные товары, минеральное топливо (нефть и уголь), строительные материалы. Лес транспортируется в основном в плотах, остальные товары - на речных судах.
Перевозки грузов речными судами в Российской Империи быстро развиваются. После революции темпы развития сокращаются.
Помимо грузового сообщения, при Николае II развивается и пассажирское. Пассажирские пароходы начинают курсировать на Волге, Днепре, в бассейнах сибирских рек - Оби, Енисея, Амура. В 1910-е годы внедряется системный учёт пассажиропотока. В 1912 году фиксируется 10,1 млн перевезённых пассажиров в год. В 1913-м - 11,5 млн. Этих данных недостаточно, чтобы построить полноценный динамический ряд, но они свидетельствуют о рождении речного транспорта как массового вида пассажирского сообщения".
(источник: Борисюк А.А. Рекорды Империи. Эпоха Николая II. М.: Вече, 2020. - 2-е изд. исправ. и доп. - С. 18-19)
#Государь_Николай_II #Александра_Феодоровна #Царская_Семья #Российская_Империя #Забытая_История #Царственные_Мученики #Романовы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 30