Благочестие и счастье идут рука об руку Хорошо иметь добродетели. Ну хотя бы даже одну, самую маленькую добродетель. Потому как она, если истинная, сама по себе уже награда имеющему. Истинная добродетель привлекает в душу любовь, любовь - добрую и спокойную совесть, спокойная совесть - душевный мир и покой, мир и покой - утешение и радость. Живущие в любви и со спокойной совестью - благочестивы. Благочестивые люди, поднимающиеся по ступеням духовной жизни, умиротворены и бодры духом. Они в ладу со своей совестью. Как говорят мудрые, благочестие и счастье идут рука об руку, они дружны и одно другому приятны. Но быть благочестивым - означает вовсе не казаться окружающим добреньким и спокойным, а такое состояние души, как благоговейное отношение к Богу и уважительное к людям. Благочестивый любит Бога и людей, совершает добрые дела из любви к Богу, живёт для Бога. Потому что понимает, что Бог есть высочайшее Добро, без которого благочестивой душе не обрести истинного покоя, мира и утешения. Истинного счастья. Духовная цель жизни человека заключается в обретении им любви. И если Бог это Любовь, то это однозначно свидетельствует - когда мы любим, в нашей душе поселяется Бог. Любовь - многогранна, имеет множество аспектов. Это и родительская любовь, и любовь детей к отцу и матери, и любовь между супругами, также дружба, патриотизм, любовь к своему делу, любовь к природе и животным, и многое другое. И приобретая любой из этих аспектов, мы уже обретаем Бога в себе. Ведь с Божьей помощью этот приобретённый душой аспект притянет за собой и все остальные. Вот что такое благочестие. Вот какие чудеса любовь совершает с нашей душой. Сам Бог приходит и поселяется в нашей душе. Как это прекрасно! Наталья Лешукова, 2024. Художник Наталья Бронникова. ..... В одном из приходов, в котором я служил, была женщина. У нее была дочь по имени Ольга, очень красивая. Прежде чем идти в школу, Ольга каждое утро приходила в церковь к шести утра, на литургию. Со временем ее мать и отец стали волноваться: «Наша дочь стала фанатичкой! Она сошла с ума! Она ходит в церковь! Она должна готовиться к замужеству, думать о будущем муже и о том, как получить образование!» Они постоянно говорили ей: «Нельзя постоянно ходить в церковь!» Но она отвечала: «Это делает меня счастливой!» Все молодые люди в школе носились вокруг нее как стая диких собак, но она не хотела к себе приблизить ни одного из них. Один молодой человек спросил ее: «Что с тобой? У тебя есть парень?» Она ответила: «Есть. И Он лучше, чем ты». Когда она оканчивала школу, она объявила родителям, что хочет быть монахиней. Ее мама начала кричать, плакать. Она объявила дочери, что та выкидывает на помойку свою жизнь. «Что с тобой! Ты умная, ты красивая, у тебя может быть все, что ты захочешь! Это ужасные священники сводят тебя с ума!» Родители пришли к архиепископу и потребовали от него, чтобы он запретил ей ежедневно ходить в церковь: «Достаточно воскресений! И скажите ей, что она не должна становиться монахиней!» — Но я не могу этого сказать, — ответил архиепископ. — Она все делает правильно. Мать не могла с этим согласиться и продолжила нападки на свою дочь. Владыка спросил у девушки, что хотят от нее ее родители. Девушка ответила: — Мои родители хотят, чтобы я сначала окончила университет. Они-то думали, что пока она учится, она вступит в брак и забудет обо всем. Но Ольга не вышла замуж. Когда она училась на втором курсе университета, она сказала матери, что по-прежнему хочет быть монахиней. И мать ответила: — Да лучше ты умри, чем становиться монахиней! Иди и похорони себя заживо! У меня не будет внуков! Как ты можешь так поступать с нами?! В один субботний день, когда девушка уже училась на последнем курсе университета, она пошла, как обычно, в церковь на литургию. Когда она переходила дорогу, откуда-то из-за угла выехала машина и сбила ее насмерть. Ей был двадцать один год. Мать девушки потеряла рассудок. Она прокляла Бога, Церковь, епископа: «Как вы могли сделать это!» Она перестала ходить в храм. Владыка пытался говорить с ней, но она не хотела его слушать. И вот теперь я хочу рассказать вам об удивительных путях Божиих. В конце концов пришло время, когда мать больше не могла жить с этой болью. Иногда она даже думала о самоубийстве. Она стала просить епископа помочь ей, потому что не могла уже ни есть, ни спать, постоянно пребывая в обозленном состоянии. Сегодня эта женщина — монахиня в Иерусалиме. Дочь так и не стала монахиней, а мать стала. Схиархимандрит Иоаким (Парр)
    0 комментариев
    0 классов
    «Какие вопросы сегодня обсуждаются как главные? Календарный вопрос, языковой вопрос, служить ли с открытыми Царскими вратами или с закрытыми, читать ли молитвы Евхаристического канона вслух, как поститься, что есть, чего не есть и далее — каких святых Отцов читать, кто из них сейчас нам нужен; то есть — по каким параметрам выстраивать свою христианскую — в общем-то благополучную — жизнь. И меньше всего звучит сейчас вопрос о том, что такое следование за Христом, в чём смысл этого следования; вопрос о том, что значит эта удивительная сцена Евангелия, когда апостол Пётр говорит: „Господи, повели мне идти к Тебе по водам!“ — что она значит для нас. Или же она ничего для нас не значит?» о. Алексий Уминский ..... Раба Божия Татьяна пришла к мощам святителя Спиридона в Данилов монастырь, чтобы поблагодарить святого за помощь. В прошлом году у нее была сложная жилищная ситуация. Друзья посоветовали обратиться за помощью к святителю Спиридону. Только тогда она услышала это имя и узнала, что существует такой святой. Татьяна попросила свою знакомую найти молитву святителю Спиридону, но знакомая тоже ничего не слышала о нем. Все-таки решено было поискать в молитвословах. Когда стали доставать книги из шкафа, из одной выпал лист бумаги. Татьяна подняла его и увидела, что это текст молитвы святителю Спиридону. Она начала каждый день молиться ему, и через некоторое время ее проблема благополучно разрешилась [15, с. 144-145].
    0 комментариев
    2 класса
    🕯 Завершая юбилейный день, вспомним, что кончина поэта была христианской. Смертельно раненый Пушкин попросил позвать «первого, ближайшего священника», чтобы исповедоваться и причаститься. Этим священником оказался отец Петр из Конюшенной церкви. В.А. Жуковский точно описывает состояние отца Петра: «Выйдя после исповеди от Пушкина, он явно был растроган, сказав: “Я стар, мне уже недолго жить... И Вы можете мне не верить, хотя на что мне обманывать, но я скажу, что для себя самого желал бы такой исповеди перед смертью, какую он имел”. Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта». Царствие Небесное р.Б. Александру! Вечная память!
    0 комментариев
    2 класса
    ‼ У Бога мертвых нет‼ Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы. Но нЕкогда весна бессменная придет. Жив Бог! Жива душа! И, царь земной природы, Воскреснет человек: у Бога мертвых нет. Николай Гнедич. ........ Молодой человек дьяволу: - Как вы успели послать столько душ в ад? Дьявол: - Через страх! Молодой человек: - Молодец! И чего они боялись? Войны? Голода? Дьявол: - Нет... Болезнь! Молодой человек: - Они не заболели? Разве они не умирали? Разве не было лекарства? Дьявол: -..... заболели. Они умерли. Было лекарство... Молодой человек: - Я не понимаю... Дьявол: - Случайно посчитали, что единственное, что нужно хранить любой ценой - ЭТО ЖИЗНЬ!!! Они перестали обниматься... Они перестали приветствовать друг друга!!! Они оставили все человеческие контакты.... Они оставили все, что было человеком! Они остались без денег. Они потеряли работу. Но они предпочли бояться за свою жизнь, даже если у них не было хлеба, чтобы есть. Они верили услышанному, читали газеты и слепо верили, что читают. Они отказались от свободы. Они больше никогда не выходили из дома Они никуда не ходили. Больше никогда не навещал друзей и родных. Весь мир превратился в огромную тюрьму с осужденными-добровольцами. Они все приняли!!! Все это, чтобы пережить еще один жалкий день.... Они не жили, они умирали каждый день! Забрать их жалкую душу было слишком легко..." Источник не установлен, но приписывают К. С. Льюису. Если уважаемые подписчики помогут определись откуда эта притча и эти пророческие слова о сегодняшних днях, будем премного благодарны!
    1 комментарий
    12 классов
    ✝Редкая икона "Первые шаги Иисуса Христа": скорая помощница в воспитании детей. ⠀ Образ Пресвятой Богородицы "Первые шаги" — икона крайне редкая. Сюжет иконы очень интересный, говорит о детстве и юности Христа, тогда как об этом в святых книгах написано крайне скупо. Икона "рассказывает", как на одном из привалов по пути в Египет Спаситель сделал первые шаги. ⠀ Икона находится в монастыре святого Герасима Иорданского. Монастырь почитаем Православной церковью и основан еще в V веке на юге Иорданской долины. Грот, в котором подвизался преподобный Герасим, по преданиям, и был тем самым местом остановки Святого Семейства на пути в Египет.🙏 .................. Будь добрее, чем принято, ибо у каждого своя война, бои и потери. Живи просто, люби щедро, вникай в нужды другого пристально, говори мягко... А остальное - предоставь Господу. Именно любовь, - ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ ... ✅Не используй своё плохое настроение как оправдание для того, чтобы плохо обращаться с другими людьми.
    0 комментариев
    11 классов
    Когда вам плохо, вспомните эти слова скопинской старицы, ныне почившей, матушки Феодосии. Эти слова и сейчас многим служат утешением. "Всё получится, всё будет хорошо, всё наладится! Надо лишь немного потерпеть. Господь благоволит терпеливым и Любит их. Немножечко потерпи, всего немножко, чадце мое. Да, поступили неправильно с тобой, а ты потерпи. Так ты станешь лучше и будет тебе лучше. Посмотри вот на меня. Видишь, я улыбаюсь. Также и ты улыбайся. И всё хорошо будет!" 🌿Схимонахиня Феодосия (Косоротихина)
    0 комментариев
    23 класса
    Мир и тишина в душе моей По великой милости Твоей! Господи, Тебя превозношу, Сжалься над моей душой, прошу! Ты распялся за мои грехи, Как они ужасны и плохи! Терпишь меня, милуешь и ждёшь, Чтоб я обратилась! Ну и что ж?! Падаю всечасно пред Тобой! Сжалься, Боже, над моей судьбой! Как я виновата, как грешна, А бывает, что в душе война! Мир и тишину даёшь мне Ты. Бог - источник вечной красоты! Бог - источник жизни, Он - Любовь! Нас приводит к свету вновь и вновь!
    0 комментариев
    9 классов
    По традиции публикуем фильм "Непобедимая победа" снятый Александром Матросовым в 2018 году. Фильм о Чудесном Явлении Животворящего Креста Господня, Его 600-летней истории и месте Его явления - монастыре Животворящего Креста.
    1 комментарий
    9 классов
    «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян.16:14). Надо сказать, что служение женщин в христианских общинах – это очень важное служение. Многие храмы на русской земле открывались именно потому, что женщины начинали хлопотать за это. Многие храмы так и не были закрыты, потому что женщины в самые тяжелые советские дни защищали их, и делали это более бесстрашно, чем мужчины. Поэтому вот эта женщина, Лидия, и должна являться вдохновительницей для женщин-христианок. Обращенная апостолом Павлом, она оказалась начатком целой церковной общины, большого христианского собрания в Фиатире. И хотя Фиатира – небольшой город, но этому городу посылается откровение от Иисуса Христа, которое Он получил от Бога Отца и которое передал через Ангела Иоанну Богослову. Это свидетельствует о том, что Господь дорожит любой Своей общиной, Господь дорожит любым собранием верующих, даже если верующих мало. В Писании сказано, что если даже двое, трое соберутся во имя Христа, то Господь будет посреди них. «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). протоиерей Олег Стеняев Беседы на Апокалипсис
    1 комментарий
    27 классов
    26. Слово на Вознесение Господне (радость Церкви, празднующей Вознесение Господне, которое есть величайшее Его прославление. Что значит Вознесение Господа для мира видимого и невидимого?) "И тии» (Апостолы) «поклонишася Ему» (возносящемуся Господу) «и возвратишася в Иерусалим с радостию великою» Лк. 24, 52 Расставаясь с теми, коих искренно любим, мы не можем не скорбеть, не можем не чувствовать печали, а апостолы – с горы Элеонской, где они разлучились с Господом, возвращались с радостию великою. Возлюбленный Учитель, Который один открывал им всякую истину и разгонял мрак сомнений, налегавший иногда на души их, оставляет их как бы себе самим, а они радуются; единственный их Покровитель и Защитник оставляет их среди иудеев, народа враждебного Христу и всему Христову, а они радуются; Христос Господь, от беседы с которым сердце их исполнялось живою радостию, оставляет их в мире, полном неудовольствий, скорбей, всякого рода бедствий, а они радуются. Непонятное чувство! И мы не поймем его, братие, если будем смотреть на апостолов, как на простых человеков, и будем рассуждать об них по-человечески. До Воскресения Господня, когда они ближе были к нам по мыслям и чувствам, и их сердце, подобно нашему, исполнилось скорбию, когда возвестил им Господь, что Он хочет отойти от них; но теперь, когда воскресший Господь дний четыредесять говорил им об устроении Царства Своего на земле, когда дуновением Его сообщенный Дух очистил и просветил их мысли и чувства и, может быть, преимущественно раскрыл пред ними тайну Вознесения Господня – теперь они уже не разумели возносящегося Христа по плоти и потому не могли питать подобных нашим скорбных чувств разлучения, теперь сами они ясно разумели, что лучше есть, да отыдет от них Господь. Уверенность, что с Вознесением Господа соединены высокие блага, не только изгоняла из душ их всякую тень печали, но, напротив, исполняла их великою и неизъяснимою радостию. В наше время, братие, нет необходимости раскрывать высокие плоды Вознесения Христова с тою целию, чтобы утолять печаль об оставлении Господом земли, печаль, могущую потемнить светлость настоящего торжества. Святая радость Апостолов в Вознесении Господа наследована Церковию и слышится ныне в хвалебных песнях Вознесшемуся. Но тем не менее мы должны знать силу Вознесения Господня, тем не менее обязаны благоговейно приникать мыслию в его тайну и значение в устроении нашего спасения с тем, чтобы возвысить и окрылить, а может быть, возбудить чувство непритворной радости, с которым торжествует Вознесение Господа Святая Церковь. Размышлением о сем высоком знаменовании и силе Вознесения позвольте занять в настоящее время ваше благочестивое внимание. Что значит Вознесение для Самого вознесшегося Спасителя? Для Самого Спасителя Вознесение есть, по учению отцов Церкви, высочайшее его прославление и облечение Царственною Божественною властию. Есть высочайшее прославление.– Господь наш Иисус Христос есть Богочеловек – совершенный Бог и совершенный человек. Совершенный человек и сам по себе высок и славен; сколько же он должен соделаться выше и славнее, когда в его природу облекается Бог, внутреннейшим союзом соединяется с ним? – Здесь его творная слава возвышается до славы Творческой, Божественной. Так Господу Спасителю, по естеству его, должно бы всегда быть облеченным неувядаемою славою и бесконечным величием. Но поскольку «началника спасения» нашего, по непостижимому Совету Божию, «надлежало совершити страданми» (Евр.2, 10), то Господь сокрыл на время свою Божественную славу в глубокой неизвестности, Божество – в уничиженном человечестве, господство – в смиренном зраке раба, словом – умалил себя во всем, чтоб в не славном виде пройти муки крестного распятия. Теперь, когда крест уже подъят, когда болезнями на нем исцелены язвы человечества, снято наказание с мира нашего, смерть попрана, ад упразднен,– теперь что могло препятствовать Господу облечься славою, которую имел Он у Отца, прежде мир не бысть? Уничижение исполнило свое дело – для чего долее оставаться в нем? – Имя Божие явлено – оставалось, по закону Правды Божией, прославить и Того, Кем оно явлено. – И ныне «видим мы Иисуса за приятие смерти славою и честию венчанна» (Евр.2, 9). «Бог превознесе Его и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене» (Флп.2, 9)... «посадив одесную себе на небесных, превыше всякаго началства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию веце сем, но и в грядущем» (Еф.1, 21–22). В Вознесении Спаситель облекся Царственною, Божественною властию и силою. Царство Божие, основанное Спасителем на земле, было еще так мало, как зерно горчичное. Надлежало распространить его по всем концам земли, украсить и возвеличить соответственно его достоинству, укрепить и оградить против всего враждебного ему, устроить его и управлять им до исполнения всего, предначертанного в Вечном Совете Божием о сем Царстве. Но для сего Основателю и Учредителю его необходимо иметь власть не только над родом человеческим, из которого состоит сие Царство, но и над Ангелами, чтобы посылать их в служение хотящим наследовать спасение; над духами злыми, чтобы защищать людей от их коварства, злобы и насилия, над природою, чтобы течение ее направлять к обращению, укреплению и прославлению сынов Царствия, – вообще над всем миром, чтоб его вещам дать такой ход, при котором люди легко могли бы приходить к Нему, а чрез Него к Богу, и чтобы, таким образом, Царство Божие возрастало, укреплялось и прославлялось. Посему-то вознесшийся Господь, седши одесную престола величества, восприял «всякую власть на небеси и на земли» (Мф.28, 19). Бог помазал Его «в Царя царем» (Апок.19, 16), «вся покори под позе Его» (Еф.1, 22), подклонил Ему «всяко колено небесных и земных и преисподних» (Флп.2, 10), так что ничто не осталось Ему непокоренным, «разве Покоршего Ему вся» (1Кор.15, 27). Сею-то Царственною силою, сим мудрым хранением Церкви и направлением ее к предназначенной славе Господь всегда пребывает в ней и пребудет во вся дни – до лет устроения всех (Еф.1, 10). «Когда же наконец покорится Ему все, тогда и Он Сам покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех» (1Кор.15, 28). Что значит Вознесение Господа для всего мира видимого и невидимого? О значении Вознесения Господня в сем обширном отношении мы и помыслить бы не могли со своим слабым, сокращенным и долупреклонным соображением, если бы не руководствовал нас на сем пути благоговейного созерцания славы возносящегося Господа апостол Павел, который, имея ум Христов, измерил всю глубину, высоту и широту силы Вознесения Христова. «Сшедый», говорит он, «той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» (Еф.4, 10)... «яко в Нем благоизволи (Отец) всему исполнению вселитися, и тем примирити всяческая в себе, умиротворив кровию креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная» (Кол.1, 19–20), – благоизволи «возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в Нем» (Еф.1, 10). То есть, по учению Апостола, Вознесением Своим Господь восполнил вселенную и возглавил в Себе все, что на небе и что на земле. Высоко и таинственно учение сие. Понять его вполне и объяснить может только тот кто имеет ум, подобный уму апостола Павла. Со своей стороны осмеливаемся только присовокупить следующие мысли, коими думаем хоть сколько-нибудь приблизиться к Божественному апостольскому учению. Природа представляет непрерывную цепь существ, которая начинается с низших классов и простирается до самого Царства чистых духов. Целость сей цепи, а следовательно, и целость всей природы требует того, чтобы каждый класс существ жил и действовал соответственно своему месту – своей природе и своему назначению. Ибо только в таком случае может оставаться ненарушимым стройный чин ее. Когда человек пал, сделался преступным, стал жить не так, как следовало жить человеку, и потому выдвинулся, так сказать, из своего места, на котором поставила его премудрая десница Творца, тогда стройный чин природы нарушился, одно звено из непрерывной цепи ее существ выпало, и во вселенной открылась некоторая пустота. Сын Божий сошел с неба, облекся в человека, снисшел до глубины его падения, очистил его, освятил и в Себе Самом вознес в тот чин, в котором он стоял и в котором должен стоять по своей природе. Сим действием бесконечной благости Божией, падением открывшаяся пустота во вселенной снова восполнена, нарушенный порядок ее восстановлен, прерванная цепь снова воссоединена. Сию-то сокровенную силу Вознесения открывает Апостол, когда говорит: «сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая, яко в Нем благоизволи (Отец) всему исполнению вселитися». Что значит, наконец, Вознесение Господне для рода человеческого – для нас самих, братие? Для нас Вознесение Господа есть все. В нем – наша слава и величие, в нем несомненное упование спасения, из него – нам Божественные силы к животу и благочестию, оно – твердыня надежды нашей. Господь Иисус Христос есть наш Господь. Потому вся сила, весь плод Его Вознесения принадлежит собственно нам. «Возшед на высоту, Он пленил плен и даде даяния» преимущественно нам, «человеком» (Еф.4, 8). Слава Вознесения Господня есть наша слава. Вознесшийся Господь принял Божескую честь и славу без сомнения по человечеству, ибо Его Божество всегда сияло неизменною Божественною славою. Но для кого Он и восприял сие человечество, как не для нас? – Для нас Он Родился, для нас страдал, для нас воскрес и вознесся. Мы в Нем родились к новой жизни, в Нем страдали, в Нем воскресли, вознеслись на небо и сели одесную Бога. Это нас, учит Апостол, Бог «воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе» (Еф.2, 6). Человек глубоко пал, столь глубоко, сколь высоко возмечтал подняться. Неизреченная благость Божия, спасая его во Христе, возносит его теперь столь же высоко, сколь глубоко он пал. Будете яко бози – вот что адская хитрость поставила камнем претыкания! И истинные христиане теперь действительно яко бози во Христе Иисусе, Господе нашем. «Пойте же все человеки, победную песнь Христу, возшедшему со славою на небо и спосадившему нас одесную Бога Отца!» (См.1-ю песнь Канона на Вознесение). Слава Вознесения Господня есть несомненное упование спасения нашего. Человек преступлением соделался врагом Богу, отделился от него, блуждал во мраке и не мог и не смел паки приступить к Престолу Божию. Господь нашел его, блуждающего, взял на Себя и воссоединил с Богом. Ныне видим человека на небе, у Престола Божия, примиренным с Богом и усыновленным Ему. Единородный Сын Божий – говорит Епифаний, архиепископ Кипрский, – как добрый пастырь, оставил в высотах небесных девяносто девять овец – Ангелов, чтобы найти одну заблудшую, и нашед, Он взял ее на рамена Свои и, вручая ныне Отцу Своему, говорит: «Отче! Я обрел заблуждшую овцу, которую лукавый змий, коварно обольстив, завел на пути греха и омрачил идолослужением чистоту Богопознания. Увидев ее, погрязшую в тине нечестия, Я скоро исхитил ее всемогуществом Моим, омыл ее в струях Иорданских и умастил благоуханием Святого Духа Моего, ныне чрез Воскресение пришел к Тебе, нося достойный Твоего Божества дар – сию духовную овцу». (Слово на Вознесение. Воскресное Чтение. 1839. № 7. ) Слава Господу, вознесшемуся и Своим Вознесением примирившему нас с Богом и воссоединившему с Ним! Вознесением Господним поданы нам все Божественные силы, яже к животу и благочестию. Господь Вознесением Своим возвеличил человека, примирил его с Богом и усыновил Ему. Но первоначально сии высокие блага совместились только в Нем Одном – в Его ходатайственном, искупительном Лице. Чтобы и каждый человек облекся Его славою, вступил в мир с Богом и восприял всыновление, для сего необходимо ему наперед облечься смертию Христовою, усвоить себе силу заслуг Искупителя и во всем подобиться Ему. Но к сим кто доволен? Здесь надлежит оживляться спасительною верою, но вера не от нас, – надлежит возжечь крепкую любовь, поселить в сердце кротость, смирение, благосердие, повиновение; но еже хотети таких добрых расположений прилежит нам, а еже соделати – возбудить и утвердить в себе – не обретаем. Вся наша надежда в сем деле есть Божественная сила и благодать Всесвятого Духа. И сей-то спасительной благодати, так необходимой для нас, не было на земле до тех пор, пока не вознесся на небо Господь. «Не у бе Дух Святый» свидетельствует евангелист Иоанн, «яко Иисус не у бе прославлен» (Ин.7, 39). Сам Господь ниспослание Святого Духа так тесно соединяет со Своим Вознесением, что, как говорит Он, без Его Вознесения не низшел бы к нам Дух Святой. «Уне есть вам» , так утешал Он апостолов, скорбевших об отшествии Его, «уне есть вам, да Аз иду; аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет... аще ли же иду, послю Его к вам» (Ин.16, 7). Почему Вознесение Господне необходимо для ниспослания Святого Духа – это для нас тайна. Без сомнения, с одной стороны, требовал сего порядок устроения спасения нашего, по которому Духу Святому надлежало освящать человеческий род облечением Его в заслуги Христовы, что он не мог начать, пока Иисус Христос восседением одесную Отца не окончил Своего дела; с другой – состояние нашего отяжелевшего и огрубевшего естества, которое не могло вместить в себе Духа, пока Господь не освятил его в Себе и не соделал, таким образом, удобным перехождение Духа чрез Себя на весь род человеческий, верою соединяющийся с Ним; но как все сие совершается в домостроительстве спасения нашего, сего не постигаем. Знаем только, что не было на земле Духа, ибо Иисус Христос не был еще прославлен. Ныне, вознесшись, Он облекся Божественною славою и Дух Святой – в мире. Знаем, что Утешитель не нисшел бы, если бы не восшел Господь. Ныне Господь вознесся – и Утешитель обитает с нами, действует в нас, животворит и возводит к Богу – вслед Христа. Слава вознесшемуся Господу, Вознесением Своим даровавшему нам даяние благодати Всесвятого Духа. Вознесение Господа есть твердыня надежды нашей. Кто, ревнуя по славе вознесшегося Господа, начинает искать вышних, «идеже есть Христос, одесную Бога седя», начинает мудрствовать «горняя, а не земная», и живот свой со Христом сокрывать в Боге (Кол.3, 3), тот в сем славном деле встречает необходимо два главных искушения, кои могут сильно потрясти душу, поколебать твердость ее намерений, ослабить решимость неуклонно шествовать вслед Христа. Это внутренние и внешние скорби и неизбежные грехопадения – в том и другом случае – крепкий щит для души есть созерцание славы вознесшегося Господа. Теперь пусть все роды бедствий соберутся над главою христианина, пусть вооружится против него весь мир и весь ад, пусть внутренняя брань со всею своею злобою возникнет из глубины неочищенного сердца, он не поколеблется – мужественная твердость его еще более возрастет при сем, решимость воли его еще более окрепнет. Он убежден, что его жительство на небесах (Флп.3, 20), там, где Христос, убежден, что «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися» в нем (Рим.8, 18), славе, которою видит облеченным вознесшегося Христа, убежден, что побеждающий до конца восприимет честь – восседать на Престоле Славы, как победил и воссел Христос. Потому, забывая все, стремится к почести вышнего звания, как бы течение внешних обстоятельств его жизни и временные смятения души было дело, совсем до него не касающееся. Гораздо чувствительнее и опаснее бед и скорбей грехопадения, которым подвергается человек по слабости или неосмотрительности. Они стесняют свободу его благих мыслей и чувств, останавливают ход его добрых преднамерений, покрывают стыдом пред собою, ослабляют дерзновение пред Господом, а при большем напряжении умаляют святую решимость, повергают в равнодушие и беспечность и приближают к отчаянию. Близкая и ужасная опасность; но созерцающий умным оком вознесшегося Господа, можно сказать, даже не знает такой опасности. Там, «одесную престола величествия на небесех» открывается ему «Первосвященник», Который «своею кровию вниде во Святая, вечное искупление обретый», – вниде «в самое небо, да явится лицу Божию о нас» (Евр.8, 1, 9:12, 24), там видит он «Архиерея велика, прошедшаго небеса» (Евр.4, 14), Который «едину о гресех принес жертву, седит одесную Бога» (Евр.10, 12)... «всегда жив сый, еже ходатайствовати» о нас (Евр.7, 25). А отсюда изливается в душу его непоколебимое убеждение, что теперь нет уже решительного, неотвратимого, неизменного осуждения, убеждение, которое воодушевляет его вслух всех исповедать дерзновенное упование спасения во Христе Иисусе: кто может обвинить избранных Божиих? – Бог оправдывает их. Кто дерзнет осуждать? – Христос (Иисус) умер, но и воскрес, Он одесную Бога и ходатайствует о нас (Рим.8, 33–34). Посему «аще и согрешит кто, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника» (1Ин.2, 1). Так, братие, прославление и воцарение Господа, исполнение и возглавление горнего и дольнего, возвышение, примирение, освящение и укрепление ищущих спасения людей – вот те славные плоды Вознесения Господня, которые воздвигают ныне и небо и землю, Ангелов и человеков к прославлению и благодарению Господа вознесшегося и к изъявлению взаимной радости о Нем. «Дадим убо Богу величие, воскликнем победную песнь Ему, ликуем, воспоем, рукоплещем Ему! Бог наш восходит от земли на небо, Ангелы и Архангелы приветствуют Его там, как своего Зиждителя и Владыку» (См. 8-ю песнь Канона на Вознесение). Но откровенным лицем славу Божию взирающе, воодушевимся, ради сей же славы, ревностию к тому, чтобы и самим в тот же образ преображаться «от славы в славу» (2Кор.3, 18). Спосажденным во Христе на небесных, где естественнее пребывать и мыслию, и чувством, и хотением, как не там, где вознесшийся и спосадивший нас в Себе Господь наш Иисус Христос. Аминь. 1840 г. ... Беседа на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Видите ли вы общее нам торжество, которое Господь Иисус Христос даровал верующим в Него Своим вознесением на небо? Это торжество явилось чрез печаль. Видите ли вы жизнь или, лучше, бессмертие? Оно возблистало для нас чрез смерть. Видите ли вы небесную высоту, на которую восшел Христос, и высокую славу, которой Он был прославлен? Он получил ее чрез уничижение и бесславие. И Апостол сказал о Христе, что Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:8). Итак, если Бог превознес Христа Своего потому, что Он смирил Себя, что Он претерпел бесславие, что Он был искушаем, что ради нас Он подъял крест: то как Он прославит нас, если мы не возлюбим смирения, если мы не будем оказывать любви к братьям, если мы не будем стяжать себе души наши терпением в искушениях, если мы не последуем за нашим Вождем, вводящим в вечную жизнь чрез тесные врата и путь? Мы к этому призваны: на сие бо, – говорит верховный апостол Петр, – и звани бысте, зане и Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его (1Пет. 2:21). . Почему же Христос Божий прошел чрез столь великие страдания? Почему Бог ради этого превознес Его и призывает нас в союз страданий Сына Своего? Сам Бог–один и тот же, всегда и во веки остающейся без перемены, – Сам все пременяющий на лучшее, как восхощет, – Сам попускающий изменяться на худшее всему тому, что желает сего. Итак, создание видимое и невидимое, обладающее свободой, может изменяться на лучшее или худшее, – или, примыкая к воле Божественной, получает от нее потребное для того, чтобы совершать восхождение к лучшему, – или, противясь Божественной воле, справедливо оставляется Богом и падает в худшее состояние. Быв созданы Богом, две разумных природы, природа духовных ангелов и людей, причастных плоти, они не сохранили повиновения Создателю и Господу природы; но старейший из всех духовных ангелов, первозданный первым отпал от Бога. Те из духовных ангелов, кои остались выше сего падения, суть свет и исполнены света и всегда блистают светлейшим светом, ликуют в первом свете, и, как начальники света, посылают светоносную благодать тем, которые освещаются низшим светом. А непрестанно воюющий сатана, оставив повиновение Богу, ушедши от света, был осужден на вечный мрак, и соделался сосудом мрака, изобретателем и служителем его, сначала для себя, потом для союзных ангелов преступления, а затем (о несчастие!) и для нас, которые, не доверяясь Богу, поверили ему (диаволу). Но все ангелы позора суть самый мрак, суть начало и полнота неверия, горький корень и источник всякого греха, служат виновниками греха для нас, и потому недостойны никакого прощения. А нам подается от Бога по милосердию наказание; хотя мы осуждены на смерть, но не должны подчиняться ей (разве только после того, как не будет дано времени для покаяния). Этим мудро указывается, что наше спасение не безнадежно, и что у нас нет никакой причины для отчаяния: ибо вся наша жизнь есть время покаяния, так как Бог не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 18:23). В самом деле, почему не тотчас за падением последовала смерть (человека)? Или каким образом мы, грешники, заслужили бы жизнь, если бы не было надежды на обращение (покаяние)? Напротив, сын Адама, Авель, тотчас получил свидетельство от Бога, что он явился приятным и угодным Ему (Быт. 4:4); чрез непродолжительное время после падения Енох начал с верою призывать (имя) Господа (Быт. 4:26), а Енох не только угодил, но даже переселен был Богом (Быт. 5:24) и, таким образом, явился очевидным доказательством милосердия Божия к грешникам. Снова возрос грех, и снова произошло отпадение нашего рода от Бога: праведно мы были преданы всеобщему потопу, и снова – не один гнев, не одно осуждение без милосердия. Но, как бы второй корень нашего рода, Бог чудесно сохранил Ноя, нашедши его праведным в роде Своем, как бы отрезая его от мира, погруженного в страсти, но не уничтожая до основания род человеческий. После него стал верным и угодным в очах Божьих (получив от Него Самого свидетельство) Авраам, затем Исаак, Иаков и проиcшедшие от него патриархи, которым было дано обетование, что со святых небес придет Сам великий Пастырь, чтобы возвратить жизнь погибшему стаду. Ныне же явился Христос, Само вечное Слово Божие, Которое создало нас, чтобы обновить и восстановить пораженных. Воистинну, Он мудро и милостиво совершил наше обновление в образе человека, укрепивши нас соединением с нами для обращения к Нему, открыв нам даже путь на небо чрез обращение к Нему, чрез Свое учение, данное нам. Но так как противное излечивается противным, – так как мы умерли по злому намерению лукавого: то мы снова ожили по доброму намерению Благого; и так как замысливший о смерти открыл удовольствия, похоти, которыми род наш ниспровергается в бездну: то Замысливший об истинной жизни открыл нам узкий и тесный путь, ведущий к жизни. Внидите узкими враты, – говорит Господь, – яко пространная врата и широкий путь вводят в пагубу. Узкая врата и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7:12,14). В другом месте, отвращая от сего пути погибельного, Он говорит: горе вам богатым! горе вам насыщеннии ныне! горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк. 6:24, 25, 26)! еще: не скрывайте себе сокровищ на земли (Мф. 6:19). Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лк. 21:34). Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин. 5:44)? Этими словами Господь отвращает от пути, который ведет к смерти; а путь жизни в ином месте Он указывает, говоря так: блажени нищии духом, блажени милостивии, блажени изгнани правды ради (Мф. 5:3, 10)! Продажд имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси (Мф. 19:21). И всяк, иже оставит дом, или братию... или чада, или села, или что-либо другое земное, имене Моего ради и Евангелия, сторицею приимет и живот вечный наследит (Mф. 19:29). Господь провозглашает даже гнев напрасный равным человекоубийству и, осуждая на то же самое наказание того, кто во гневе с жестокостью нападает на ближнего; Он сказал, что таковой достоин геенны огненной (Μф. 5:22). Кротость же Господь не только назвал блаженной (Мф. 5:5), но и одарил величайшими наградами. Невоздержание Он так осуждал, что одно воззренье на женщину с вожделением назвал прелюбодеянием (Мф. 5: 28). А называя возлюбившего чистоту (сердца) блаженным, Он прибавляет, что такой узрит Бога (Мф. 5:8). Он настолько был далек от того, чтобы порицать клятвопреступление, что даже говорит: все сверх «да, да» и «нет, нет» – от лукавого: буди слово ваше ей, ей, ни, ни: лишше же сею, от неприязни есть (Мф. 5:37). Но для чего это удвоение? – для того, чтобы согласие того, о чем мы говорим, или «да» или «нет», утверждалось на деле: ибо в таком случае, действительно, «да» будет «да» (утверждение утвержденьем) и «нет» – «нет»; иначе же «да» будет «нет» и «нет» будет «да»: это, очевидно, будет от лукавого, ибо он когда говорит ложь, то говорит свое и в истине не стоит (Ин. 8:44). Так, все наши слова и действия, всю нашу жизнь Господь облек в истину, в справедливость, кротость, целомудрие. Что же по отношению к тем, которые, разгневавшись против нас, притесняют нас, или словами или делами, и нападают на нас, как в отношении к ним мы должны вести себя? Побеждай, – говорит Он, – благим злое (Рим. 12:21): не воздавай злом за зло (1Пет. 3:9) или за бесчестие бесчестием; но любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящия вы (Мф. 5:44). Какая же цель этой угнетенной жизни? Яко да будете, – говорит Он, – сынове Отца вашего, иже есть на небесех (Mф. 5:45), – наследницы Богу, сонаследницы же Христу (Рим. 8:17), живя и царствуя с Богом в вечные веки. Видите ли, какая тесная и тернистая стезя – зачем она требуется от нас?! видите ли, к какой славе и радости, к какому приобретению она ведет тех, кои стремятся ходить по ней?! Если кто обещает тебе временную жизнь с тем, чтобы ты повиновался ему, ужели ты не окажешь повиновения (за исключением, конечно, того случая, когда он потребует чего-либо свыше сил)? Если, сверх того, он пообещает тебе уврачевание, славу, удовольствия в дополнение к временной жизни, то чего ты не снесешь за это? А если он присоединит царство и царство без войны, без обид, с жизнью продолжительной безболезненной, то ужели ты не обратишь внимания на это и не почтешь легким то время, которое приведет тебя к этому царству, питаясь надеждой и радуясь обещанному царству, как бы настоящему (если мы думаем, что то царство – истинное)? Что же – мы желаем временной жизни, а вечную ставим ни во что? Царства (правда, великого, но) имеющего конец, – славы и радости (правда, великой, однако) преходящей, – богатств соединенных с сей жизнью мы сильно желаем и трудимся ради них, а благ гораздо превосходнейших, нетленных, бесконечных мы не ищем и даже не употребляем малого усилия, дабы достигнуть их. Напрасно мы предполагали бы царство без войны, которое не находится на земле, или жизнь без труда, которой не обрящешь нигде, кроме неба. Но если кто желает этого (царства), пусть устремляется на небо и, будет ли легок или тернист путь, ведущий к нему, – пусть пролагает по нему стезю, радуясь надеждой, перенося труд. Вы знаете, ради чего люди обыкновенно отдают самих себя на труды и на смерть. Не за малую ли награду воины представляют себя опасностям и даже поражению? Не для малейшего ли увеличения богатств купец пренебрегает бурями, ветрами и жестокими людьми, которые делают и море, и землю опасными? Не из–за малого ли куска хлеба часто многие из сильных бывают слугами господ? Ужели же мы не будем служить человеколюбивому Богу? Ужели мы не удалимся от обилия богатств, чтобы достигнуть небесных богатств? Ужели мы не перенесем поношения и позора со стороны людей, чтобы достигнуть божественной славы, меняя смертное на бессмертное? Ужели мы не будем алкать и жаждать немного, чтобы есть хлеб жизни, сходящий с неба, и пить воды истинно живые, которые кто бы не нашел достойным есть и пить, – тот уже не будет алкать и не возжаждет во веки? Ужели мы не очистим душевные очи, воздерживаясь от всякой душевной и телесной нечистоты, – чтобы узреть свет более светлый, чем солнце, или лучше, чтобы быть чадами высшего света? Да не будет, молю вас, братие, чтобы мы предпочитали свету мрак, божественной и вечной радости – удовольствие смерти и служение геенне, богатящей любви – роскошь тления, вещество огня, которым вовеки будут жегомы те, которые домогались зла, как показал нам Господь в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31). Но будем жить, как жил Он Сам, как Сам научил нас, уподобившись нам и понесши крест, – будем следовать Ему, распиная плоть со страстьми и похотьми, чтобы спрославиться с Ним, и по воскресении быть взятыми к Нему, как Он ныне был взят к Отцу. Став посреди учеников Своих, Он (Спаситель) дал им заповедь о проповеди и обетование Духа, присовокупляя, что Он пребудет с ними до скончания века (Мф. 28:20); сказавши это и поднявши руки Свои, Он благословил их и на виду их поднялся, указывая, что, кто будет повиноваться Ему, тот по воскресении вознесется к Богу Отцу. Итак, Господь ушел от них – апостолов телом: ибо по Божеству Он присущ был им, и, как сказал им, возвеличенный сел одесную Отца с нашим образом. Посему, как Он воскрес и вознесся: так и мы воскреснем все; вознесения же не все достигнем, но только те, у которых еже жити Христос: и еже умрети (ради Него) приобретение (Флп. 1:21). Те, которые прежде смерти распяли грех чрез раскаяние и Евангельское обращение, – те одни только после воскресения восхищены будут на облаках в сретение Господне на воздусе. Апостолы после того, как Господь вознесся, созерцали Его очами душевными и вместе поклонились. И мы, восходя на высшую ступень нашей души, очистим себя от порочных и земных помышлений. Ибо так мы получим и пришествие Утешителя, и поклонимся в духе и истине Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.100 * * * Четверг. О невозможности оставаться на земле ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Мк.16:9–20 Воскресший Господь уже не может более оставаться на земле. Победивший смерть уже не может быть среди тления. Он совершил все, для чего был послан Отцом, и Ему больше незачем оставаться на чужбине. И хотя, по евангелисту Луке, Он еще «в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам», тот же евангелист так передает ход событий: «В первый же день недели» мироносицы были у гроба и рассказали обо всем Апостолам. «В тот же день двое из них шли в селение», где Господь им явился. Как только Он стал невидимым, они «вставши в тот же час, возвратились в Иерусалим». В тот момент, когда они рассказывали о происшедшем, «Сам Иисус стал посреди их». Он вывел их вон из города и тут же «стал отдаляться от них и возноситься на небо». Все – тут же, в тот же день, в тот же час. Когда совершается Божие дело, то день – как тысяча лет, и тысяча лет – как один день. Евангелист Лука остро чувствовал, что хотя проходят сорок дней, но – как будто ранним утром Он воскрес, а вечером уже вознесся. И вот, наконец, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Когда Апостолы взглядом провожали Его, «вдруг предстали им два мужа в белой одежде, и сказали: мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, каким вы видели Его восходящим». Апостолы смотрели вверх, и Ангелы отвлекли их, потому что отнюдь не видимое небо есть престол Божий. Как о Духе Святом говорится, что «голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3:8), так и здесь: не дано знать, где небо, куда вознесся Христос. Но – дано быть неразрывно с Ним связанным. «В Иерусалим Апостолы возвратились с великою радостью». Да и как не радоваться! До сих пор человек отходил в страхе и трепете, и мы провожали его вниз, в землю. И вдруг – такой прорыв! – Человек восходит вверх, на небо, восходит, как победитель, возносится во славе, и даже тело Его не брошено, как скинутая одежда, но преображено, пронизано духом и тоже восходит с Ним! Как же не радоваться, когда наш Брат, самый лучший, самый любящий из всех братьев, – поднялся до Самого Бога, от Которого исходят потоки жизни, в руке Которого судьба каждого из нас. Как же не радоваться, если то, что раньше казалось таинственным, далеким и непознаваемым, – теперь вдруг обрело человеческое тело. То, что казалось страшным и непостижимым, стало родным. Наш Брат – там, одесную Силы, и в этом для нас отныне залог, что уже ничего страшного, ничего непредвиденного, ничего неразумного и непонятного с нами не произойдет! И отныне Апостолы будут с радостным терпением ожидать от Него бесценных даров: вскоре – Духа Святого, потом – непрерывной помощи и поддержки, и наконец, Его второго пришествия. И отныне человек сможет чувствовать себя, хотя и грешным, и недостойным, но – как бы магнитом, который неудержимо притягивает к себе все небо, всю Божественную любовь; чувствовать себя хотя и песчинкой, но – такой песчинкой, ради которой «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет Пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). Будем же во всем «подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк.12:36).
    0 комментариев
    9 классов
Показать ещё