Вводные понятия
1.1. Богослужебное время
Наши занятия мы начнем с материала, который вам уже отчасти известен из курса «Закона Божия». В нем давалось понятие о трех кругах времени, в соответствии с которыми строится Православное богослужение. Это суточный, седмичный1 и годовой круги. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки – это оборот Земли вокруг своей оси, год – оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Указания на эти циклы есть и в Священном Писании (1, с. 19-20).
Разобраться с богослужебным временем для нас очень важно, поскольку это является основой для дальнейшего изучения структуры церковных служб.
Суточный круг богослужения составляют те службы, которые положено совершать ежедневно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, 9 час. В этот перечень не входит литургия. Поскольку Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности, литургия выше всех остальных служб. Она является не частью суточного круга служб, а его вершиной, центром, целью.
Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. Почему именно с вечера? С самым простым объяснением этого вы, наверняка, уже встречались. День начинается с вечера, потому что так говорится в Писании: И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт.1:5). В ветхозаветные времена сутки начинались с вечера, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня – новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб, как мы знаем, обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и обожению [там же, с. 23].
Каждая из служб суточного круга имеет свою тематику. Темы вечерни и утрени мы уже вспоминали. Тексты повечерия вводят нас в правильное духовное состояние перед отходом ко сну: призывают к покаянию в соделанных за день грехах, напоминают о быстротечности этой временной жизни и Страшном Суде. Полунощница, совершаемая в полночь или в другой час ночи до рассвета, установлена в воспоминание Гефсиманской молитвы Спасителя (Мф.26:30-46). Ее основная тема – Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф.25:1-13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи...». Тексты полунощницы, по словам архиеп. Аверкия Таушева, располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго Пришествия Христова (2, с. 51).
При совершении первого часа вспоминается суд Пилата над Господом (Мф.27:1-2), а также возносится благодарение Богу за наступившее утро и испрашивается Его помощь на грядущий день. Третий час – это час ниспослания Святого Духа на апостолов (Деян.2:1-15). На шестом часе вспоминается распятие Спасителя, на девятом – Его Крестная Смерть.
Темы часов ясно отражены в их тропарях, которые очень красиво поются Великим постом.
Тропарь первого часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой».
Тропарь третьего часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися».
Тропарь шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».
Тропарь девятого часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».
Неизменяемые (повторяющиеся изо дня в день) части служб суточного круга содержатся в Служебнике и Часослове. В основном, это тексты библейские, то есть взятые из Священного Писания (3, с. 46).
Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий в службы вводятся изменяемые тексты, которые отражают священные воспоминания, связанные с конкретными днями седмицы (2, с. 52). Эти тексты составляют седмичный круг богослужения.
Воскресенье, начало седмичного круга, посвящено воспоминанию Воскресения Христова. Каждое воскресение – это малая Пасха. Воскресенье является настолько важным днем, что выше него в Церкви ставятся только двунадесятые Господские Праздники. (Только они могут отменить воскресную службу. Богородичный двунадесятый праздник воскресную службу не отменяет).
В понедельник вспоминаются бесплотные Силы Небесные.
Во вторник прославляется величайший из пророков Креститель Господень Иоанн.
Среда и пятница посвящены воспоминанию крестных страданий Господа и поклонению Его Животворящему Кресту – орудию нашего спасения. Напомним, что среда – это день, когда Иуда предал Спасителя после вечери в доме Симона прокаженного (Мк.14:3-11), а пятница – это день Его распятия (Ин.19:14).
Четверг – это день памяти святых апостолов и святителя Николая Мирликийского.
Суббота имеет две темы: прославление всех святых (особенно святителей, мучеников и преподобных) и поминовение усопших.
В седмичном круге есть три дня, в которые особенно прославляется Матерь Божия. Это Среда, пятница и воскресенье – дни, когда на Утрене читается канон Пресвятой Богородице.
Рассматривая седмичный круг богослужения, нужно сказать и о существующей в Церкви системе гласов (напевов). Их восемь. Для каждого гласа существует полный цикл богослужебных текстов на всю седмицу. Глас начинается в воскресенье (поскольку богослужебный день начинается с вечера, то по астрономическому времени это будет вечер субботы, перед первой службой каждого гласа, малой вечерней, так и написано «в субботу вечера») и заканчивается в следующую субботу утром (изменяемыми текстами Литургии). Таким образом, существуют восемь вариантов седмичных молитвословий, каждый из которых повторяется 1 раз в восемь недель. Отсчет гласов идет от Пасхи: в следующее воскресенье после нее (В Фомину неделю) начинают петь первый глас. В Светлую седмицу каждый день поются воскресные песнопения разных гласов. Исследователи называют это «парадом гласов» (1, «Богослужение и время»).
Тексты седмичного круга содержатся в книге Октоих. Практически все они являются гимнографическими, то есть, взяты не из Священного Писания, а составлены церковными песнотворцами (3, с. 46).
Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенные места суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Триодь.
Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Например, Благовещение всегда празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). Сюда же входят периоды предпраздненств (несколько дней до праздника), попраздненств (несколько дней после праздника) и постов. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю. Первый большой праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это не случайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова. Тексты молитвословий неподвижных праздников находятся в Минее месячной, разделенной, по числу месяцев, на 12 книг (3, с. 47).
Триодь представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи. Например, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, а Вознесение празднуется в 40-й день после Пасхи и всегда попадает на четверг. Тексты этого периода находятся в двух книгах – Триоди Постной и Триоди Цветной. В первой содержатся песнопения периода подготовки к Пасхе (Великий пост и три приготовительные седмицы перед ним, начиная с недели мытаря и фарисея), а во второй – времени от Пасхи до недели всех святых (следующего воскресенья после Троицы).
В начале раздела говорилось о важности разобраться со структурой богослужебного времени. Теперь можно подвести некоторые итоги. Богослужебное время мы изучаем для того, чтобы понять общий принцип построения церковных служб. Богослужение каждого дня складывается из неизменяемых текстов служб суточного круга, в которые вставляются изменяемые молитвословия. Их содержание зависит от того, в какой день седмицы и в какой день года совершается данное богослужение.
1.2. Богослужебные книги
Некоторые богослужебные книги мы уже упоминали выше. Задачей настоящего раздела является приведение этих сведений в систему и более подробное рассмотрение содержания и назначения богослужебных книг. Начнем с книг Священного Писания, которые называются Священнобогослужебными книгами.
Богослужебное Евангелие, лежащее на престоле поверх антиминса2, называют еще «Напрестольным Евангелием». Оно всегда богато украшено и читается очень торжественно. Читать Евангелие на богослужении имеет право только священник или диакон. Богослужебное Евангелие – это единственная книга, которая не освящается. (3, с. 57, 2, с. 49).
Текст Богослужебного Евангелия имеет ряд особенностей. Во-первых, кроме деления на главы он разделен еще и на зачала. Зачало – это часть текста, которую положено читать на той или иной службе в тот или иной день. Во-вторых, в Богослужебном Евангелии указаны слова, с которых положено начинать чтение зачала, но которых нет в привычном нам тексте Евангелия: «Во время оно...», «Рече Господь...». В конце Евангелия есть указатель чтений на каждый день года, чтений каждому лику святых и др.
Богослужебный Апостол отличается тем, что в большинстве его изданий нет Апокалипсиса. Эта книга в высшей степени таинственная, сложная для понимания, поэтому на литургии она не читается. Богослужебный Апостол тоже разделен на зачала. Как и в Богослужебном Евангелии, в нем указано, какими словами следует начинать чтение зачала, есть указатель чтений для каждого дня, каждому лику святых и др. Апостол содержит также ряд богослужебных текстов (прокимны, аллилуарии, антифоны, причастны3).
Псалтирь бывает двух видов: Малая Псалтирь и Псалтирь с последованием, в просторечии называемая Следованная Псалтирь. Малая Псалтирь содержит те же 150 псалмов и в той же последовательности, как и самой Библии, но разделена на 20 частей – кафизм, каждая из которых состоит из трех «Слав». Перед кафизмами и после них находятся Трисвятое, покаянные молитвы и тропари. В начале книги есть таблицы с указаниями, в какие дни года и на каких службах читается та или иная кафизма. В конце помещен ряд богослужебных текстов, Последование по исходе души от тела, Помянник и др. Малая Псалтирь предназначена, в основном, для домашних молитв и для чтения по усопшим (2, с. 50)
Следованная Псалтирь – это сборник, в состав которого входят Малая Псалтирь, Часослов, Месяцеслов (церковный календарь, который еще называют «святцами»), Седьмоднев (собрания общих служб на каждый день недели), каноны и последования из обычного молитвослова (утренние и вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению и пр.). Эта книга предназначена для богослужения. Чтобы лучше понять область применения Следованной псалтири, можно почитать лекции иером. Михаила (см. Приложение 1).
Мы с вами кратко рассмотрели священно-богослужебные книги, основное содержание которых – тексты Священного Писания. Другая разновидность богослужебных книг – книги церковно-богослужебные, составленные святыми отцами и учителями Церкви. К числу церковнобогослужебных книг относятся Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триоди, Ирмологий, Типикон, Требник, Книга молебных пений и др.
Служебник содержит те неизменяемые части суточного богослужения, совершение которых входит в обязанности священника и диакона: произносимые ими молитвословия и описание производимых ими священнодействий. Другое название этой книги – «Литургиарий», потому что именно в ней находятся тексты важнейших частей трех чинов литургии: литургии свт. Василия Великого, литургии свт. Иоанна Златоуста и литургии Преждеосвященных Даров. Служебник содержит также тексты вечерни, утрени и ряд приложений (месяцеслов, т.е. календарь и др.). Подчеркнем еще раз, что эта книга содержит не полный текст каждой службы, а только ту ее часть, которая совершается священнослужителями. А чтобы скоординировать их действия с тем, что поет хор (он называется «лик») или читает чтец, в Служебнике есть указания на эти молитвословия.
Существует вариант Служебника, предназначенный для епископов4 – Архиерейский служебник. В нем указаны таинства Рукоположения (Хиротонии) и чин освящения антиминса которые может совершать только епископ (3, с. 50, 2, с. 45).
Часослов, как и Служебник, содержит неизменяемые части служб суточного круга. Но поскольку эта книга, как мы уже говорили, предназначена для чтецов и певцов на клиросе, в нее включены только те молитвословия, которые произносятся или поются именно ими. В Часослов входят тексты полунощницы, утрени, часов, вечерни и повечерия, а также ряд других последований и приложения. Отметим, что Часослов построен не по богослужебному, а по астрономическому времени, и первым в нем напечатан текст полунощницы.
Октоих. Название этой книги происходит от двух греческих слов: окто – восемь и ихос – глас. Дословный перевод – «Осьмогласник». В Октоихе, как мы уже говорили, содержатся изменяемые молитвословия седмичного круга богослужения. Октоих состоит их 8 частей – гласов. Они имеют одинаковую структуру и отличается только содержанием текстов. В каждом гласе приведены изменяемые в соответствии с днями недели тексты утрени, литургии, вечерни, повечерия, а для воскресенья – и полунощницы. Октоих, как и Часослов, построен по астрономическому времени, поэтому, к примеру, вечерню пятницы 1 гласа мы будем искать в службах пятницы, а не субботы. О начале и конце гласа мы говорили в разделе 1. Кроме изменяемых текстов седмичного круга Октоих содержит несколько приложений. Период пения Октоиха – от Недели всех святых (следующее воскресенье после Троицы) до Недели мытаря и фарисея (воскресенье за три седмицы до Великого поста). Составителем Октоиха считается прп. Иоанн Дамаскин.
Минеи содержат изменяемые тексты всех неподвижных праздников церковного года. Название происходит от греческого слова «месяц». В соответствии с числом месяцев в году Минея месячная состоит из 12 книг. Кроме Минеи месячной есть еще Минея праздничная, в которую включены тексты Господских, Богородичных праздников, а также дней памяти некоторых икон Пресвятой Богородицы и особо чтимых святых. Все эти тексты взяты из Минеи Месячной. Существует еще одна разновидность Миней – Минея Общая. В ней находятся службы, общие каждому лику святых: служба апостолам, служба преподобным, служба мученикам и пр. В ней есть также общая служба Господу и общая служба Богородице. Эта книга бывает нужна в двух случаях: когда какому-либо святому (напр. недавно прославленному) нет отдельной службы или когда храм (по каким-либо причинам, в том числе и по бедности) не может приобрести 12 книг Месячной Минеи5 (2, с. 46; 3, с. 53–54).
Триоди. «Триодь» переводится как «трипеснец». Название этих книг напоминает о входящих в их состав характерных текстах – неполных канонах, состоящих из 3-х песен (1-я, 8-я и 9-я)6. Мы уже упоминали два вида триодей: Триодь Постную и Триодь Цветную. Составителями Триодей считаются преподобные Иосиф и Федор Студиты (IX век). Но и в последующие века в эти книги вносились дополнения.
Триодь Постная содержит службы трех приготовительных седмиц к Великому посту, самого Великого поста и Страстной Седмицы. Начало Триоди Постной – Неделя мытаря и фарисея, конец – Великая Суббота.
Цветная Триодь получила свое название от Недели Цветоносной (Вербного воскресенья), которая до реформы 17 в. была в числе первых ее праздников7. Цветная Триодь начинается службой первого дня Пасхи и заканчивается службой Недели всех святых. Почему Триодь заканчивается именно этим днем? Чтобы показать, что все, сделанное Господом для спасения человечества (Его учение, Страдания и Смерть, Воскресение и Вознесение, дарование Святого Духа в день Пятидесятницы), не осталось бесплодным, но принесло свои плоды – сонм святых. (3, с. 55).
Ирмологий – это книга для хора. Название происходит от слова «ирмос». Так называется один из текстов канона8. В Ирмологии содержатся ирмосы канонов из разных богослужебных книг. Они собраны по гласам: сначала все ирмосы 1-ro гласа, затем 2-ro и т.д. (3, с. 55). Кроме ирмосов, которые составляют около половины Ирмология, в этой книге находятся некоторые неизменяемые песнопения, необходимые для певцов на клиросе: все то, что поется на литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого, Преждеосвященных Даров9, до и после чтения Евангелия на утрене, «Великое славословие» и др.
Типикон или Устав показывает, в какие дни церковного года, на каких службах и в каком порядке должны возноситься молитвословия из Служебника, Часослова, Октоиха, Миней и Триодей. (2, с. 47). Название «Типикон» происходит от греческого слова «образец». Эта книга действительно является «книгой образцов», представляет нам образец, тип богослужения, является его регулятором. Без указаний Типикона невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги (3, с. 56).
Смысл названия Типикона замечательно объяснен проф. Скабаллановичем: «Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, которой усвоено оно, но и самого богослужения. По отношению к этому богослужению книга с таким названием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир» (4, с. 447).
Кроме богослужебной части в Типиконе имеются дисциплинарные разделы: правила монашеской жизни и указания на то, каково должно быть наше молитвенное расположение на разных службах (2, с. 48).
В истории Православной Церкви известно несколько видов Уставов. Наиболее известны среди них Устав Великой Церкви, Студийский и Иерусалимский. Великая Церковь – это Константинопольская София. Ее богослужение отличалось особой пышностью и торжественностью, в чем видят влияние императорского двора с его великолепным церемониалом. Студийский и Иерусалимский Уставы – это уставы монашеские. Первый из них – это Устав Константинопольского Студийского монастыря. Его появление связано с именем прп. Федора Студита († 826). Этот Устав был введен в Киево-Печерской Лавре, а затем и в других монастырях Русской Церкви во времена прп. Феодосия Печерского (около 1070 года). Иерусалимский Устав сформировался в Лавре прп. Саввы Освященного († 532), находившейся в 18 километрах от Иерусалима. Этот Устав строже, чем первые два, в нем более продолжительные службы. Наиболее значительное его отличие от Устава Студийского – это наличие Всенощных бдений. В XII–XIII веках Иерусалимский Устав, постепенно вытесняя устав Студийский, получил широкое распространение во Вселенской Церкви. На Руси переход со Студийского к Иерусалимскому Уставу происходил в XIV–XV веках. Этот Устав действует в Русской Православной Церкви и поныне.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев