Самоубийство является бунтом против Творца
Апостол Павел называет самоубийство злом против самого себя
Виды самоубийств
Случаи самоубийств, описанные в Библии
Цитаты о самоубийстве
Самоуби́йство – тяжелейший грех, являющийся бунтом против своего Творца – Бога, выражением полного неверия, гордости и непокорности Его всеблагой воле. Является нарушением 6-й заповеди – «Не убий».
По тяжести этого греха самоубийцы лишаются церковного отпевания, погребения и поминовения. Исключение составляют случаи самоубийства, совершенного в состоянии невменяемости. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление пищей, гибель на производстве и т.д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).
samoubijstvo – Самоубийство
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Конец предателя Иуды Искариота (Мф.27:3-5).
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.
Для отпевания человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует обратиться с прошением в Епархиальное управление (см. список епархий) и испросить письменное разрешение правящего архиерея.
Самоубийство – это разновидность убийства
Самоубийство – это такой же грех, как и убийство. А убийство является нарушением шестой заповеди: «Не убий» (Исх.20:13). Разница лишь заключается в том, что убийца убивает другого человека, а самоубийца убивает самого себя.
Об убийстве сказано так: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6).
Самоубийство является бунтом против Творца
Бог создал человека для жизни. Человек лишает себя жизни, что является бунтом против Творца, давшего ему жизнь. Человек, кончающий жизнь самоубийством, отвергает над собою власть Бога и берет на себя роль судьи и господина своей жизни.
Бог ведёт каждого из нас ко спасению (Иер.29:11 «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»). Кончая свою жизнь самоубийством, человек перечеркивает все планы Бога.
Бог хочет, чтобы мы имели вечную жизнь. Самоубийство перечеркивает Божий план спасения и жертву Иисуса Христа на кресте за наши грехи (Рим.6:23 «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»).
Апостол Павел называет самоубийство злом против самого себя
Деяния 16:25-34 «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога». Итак, самоубийство является грехом против Бога и самого себя.
Виды самоубийств
А. Самоубийство, когда человек убивает себя моментально (застрелился, повесился, утопился, отравился, задохнулся и так далее…)
Б. Медленное самоубийство – курение, наркомания, алкоголизм, токсикомания и тому подобное.
В. Также различают самоубийство телесное и духовное (отвержение Творца). К последнему можно отнести атеизм, агностицизм, сатанизм и т.п.
***
Самоубийство может рассматриваться с разных сторон, в зависимости от условий и обстоятельств его совершения, например: а) был ли самоубийца, покушаясь на свою жизнь, психически здоров или пребывал в состоянии сильного психического расстройства и не отдавал себе отчёта в том, что именно он совершает; б) действовал ли исходя из чувства пренебрежения жизнью или по другим мотивам (положим, на войне, из-за боязни (попав в плен к врагу) выдать, под пытками, ближних); в) принес ли перед смертью покаяние (скажем, выпив яду, но умерев не сразу, а спустя некоторое время).
Существуют свидетельства, что в первые века существования христианства, во времена гонений на Церковь, некоторые христианки, не желавшие отрекаться от Христа, чтобы не дать осквернить себя (а тело истинного христианина – храм Святого Духа) мучителям-язычникам, бросались с высоты и разбивались насмерть.
Человек, не ценящий жизнь и ещё только вынашивающий суицидальные мысли, уже грешит тяжким грехом. Куда более тяжек сам грех самоубийства. Это грех: а) против Бога (поскольку жизнь – Божественный дар, а человек – творение Божие, нравственно ответственное перед Творцом); б) против себя (заметим, что самоубийство прерывает лишь земную жизнь, но не жизнь вообще, и за этот грех самоубийце придётся держать ответ после смерти); в) (часто, если не всегда) против ближних (человек, намеревающийся лишить себя жизни «не думает» не только о своей загробной участи, но и об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых).
Среди наиболее тяжких грехов Церковь всегда отличала осознанный уход из жизни ввиду её презрения, банального нежелания жить, как грех «к смерти» (1Ин.5:16). Оторопь берет: такой самоубийца отходит на суд, охваченный нежеланием жить.
Самоубийца попадают в ад не потому, что будто бы Бог злой и мстительный, а соответственно его состоянию, соответственно расположению его души.
Душа любого человека бессмертна, поэтому убийство тела переводит текущие проблемы в вечность, состояние внутреннего ада невозможно решить уничтожением тела, духовные проблемы исцеляются духовной жизнью, а обычно сопутствующие им психические или психологические – исцеляются врачом.
Когда начнешь думать о самоубийстве, вспомни о том, что боль и страдания на земле «в тысячу раз» легче бесконечных боли и страданий на том свете.
Самоубийство, как правило, не является решением спонтанным: ему предшествуют нерешенные духовные вопросы, проблемы, депрессии, стрессы.
В основе психологии большинства случаев самоубийств лежит неверие в Промысл Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи.
По-настоящему верующий человек не лишит себя жизни, потому что он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие.
С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божиего.
Церковь не отпевает людей, сознательно совершивших самоубийство.
Случаи самоубийств, описанные в Библии
В Библии упоминается 7 случаев самоубийства, 6 из них – ветхозаветные.
Имя Как умер и по какой причине
Авимелех Суд.9:52-54 Сын Иероваала (Гедеона), провозглашённый царём после смерти его отца (Суд.8:33-9:6). Во время осады города Тевец «одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его. И пронзил его отрок его, и он умер» (Суд.9:50-57).
Самсон Суд.16:25-30 «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем». (Суд.16:25-30)
Царь Саул 1Цар.31:1-4 «И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него». (1Цар.31:1-4)
Оруженосец Царя Саула 1Цар.31:5 «Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним». (1Цар.31:5)
Ахитофел 2Цар.17:23 Ахитофел покинул Царя Давида во время восстания Авесалома (Пс.40:10; 54:13-15) и присоединился к его врагу (2Цар.15:12; 15:31-37). Когда Ахитофел осознал, что не имеет больше влияния на Авесалома, он ушел в свой дом и повесился: «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего» (2Цар.17:1-23). Он является прототипом Иуды Искариота (Пс.40:10).
Замврий 3Цар.16:15-20 «В двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, воцарился Замврий и царствовал семь дней в Фирце, когда народ осаждал Гавафон Филистимский. Когда народ осаждавший услышал, что Замврий сделал заговор и умертвил царя, то все Израильтяне воцарили Амврия, военачальника, над Израилем в тот же день, в стане…. Когда увидел Замврий, что город взят, вошел во внутреннюю комнату царского дома и зажег за собою царский дом огнем и погиб». (3Цар.16:15-20)
Иуда Искариот Мф.27:3-5 Иуда Искариот, сын Симона (Ин.6:71; 13:2, 26). Предал Иисуса за 30 сребреников, а потом повесился: Мф.27:3-10; Деян.1:16-25.
Цитаты о самоубийстве
«Самоубийство святыми отцами приравнивается к убийству. Поэтому на покусившихся на самоубийство, но оставшихся в живых налагается епитимья, как на убийцу.
Самоубийство невозможно по простой причине – душа любого человека бессмертна. Убийство тела переводит текущие проблемы в вечность, состояние внутреннего ада невозможно решить уничтожением тела, духовные проблемы исцеляются духовной жизнью, а обычно сопутствующие им психические и психологические – исцеляются врачом.
…В спокойном состоянии подумай, в какое омрачение души нужно придти, чтобы из-за малой скорби перейти в вечную, ужаснейшую муку. Как бы ни было здесь тяжело, хотя бы мы жили на земле тысячи лет в тяжких страданиях – всё же им будет конец. А в аду нет конца мукам».
игумен Никон (Воробьев)
«Ах, если бы знал, какая радость, какая сладость ожидает праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы эта келия была полна червей, и они бы всю жизнь нашу ели нашу плоть, то и тогда надо бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости!»
преп. Серафим Саровский
«Самоубийца: человек, погибший при попытке бегства от себя самого».
Веслав Брудзиньский
«Большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием; если же в числе этих людей окажутся некоторые и из одержимых демоном, то и их погибель должно приписать не демону, но влиянию и силе уныния».
свт. Иоанн Златоуст
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев