Святая блаженная Ксения Петербургская
Христианская мудрость, подтверждаемая и Священным Писанием, гласит, что не стоит деревня без праведника, а город – без трех. Этим изречением раскрывается известная Евангельская истина, что святые и праведники – это соль земли, смысл ее существования и тот плод, ради которого Бог продлевает бытие мира. Каждая христианская страна, каждый народ, каждый город призваны рождать святых и праведников, которые и являются для этой страны, народа или города основанием, утверждением и источником благоволения Божия. Для Санкт-Петербурга первоначальницей такого сонма праведников явилась святая блаженная Ксения, первая по времени просиявшая святой жизнью в этом молодом городе, северной столице императорской России.
Юродство ради Христа есть один из высших христианских подвигов, может быть, самый высший из всех. Почему это так? Потому что юродивые больше чем все другие подвижники исполнили заповеди Божии, и именно те, которые никто (или почти никто) из христиан не исполняет. В самом деле, кто может сказать, что он исполнил заповедь Христа «не заботьтесь о завтрашнем дне»? Кто из христиан настолько доверяет Богу, что живет, подобно птицам небесным, совершенно не имея попечения о своих потребностях – о том, что ему есть, или что пить, или где жить? Разве что величайшие из святых исполнили это – такие, как пророк Божий Илия, или святой Иоанн Предтеча, или немногие другие великие пустынники. Большинство же христиан во все времена, конечно, не смогли исполнить эту заповедь или, в лучшем случае, исполнили ее лишь в малой степени. Ведь все мы только и делаем, что заботимся о завтрашнем дне, о том, что нам есть, что пить и во что одеться. Люди боятся неизвестности, а между тем, по словам одной старицы, неизвестность есть не что иное, как Благодать, вера, любовь и радость…
Еще одна заповедь, которую, в отличие от большинства подвижников, исполнила святая Ксения и ей подобные великие души, – «не собирайте себе сокровищ на земле». Люди постоянно собирают себе сокровища на земле – копят деньги, имущество, привязываются к различным удовольствиям, имеют слабости и прихоти, не обязательно даже грубого и чувственного характера. Кто-то, например, привязан к книгам, кино, музыке, театру, приобретению знаний, эрудиции – все это как будто напрямую и не является грехом, однако также относится к собиранию сокровищ на земле. От такого собирания не свободны были даже строгие подвижники и монахи, ибо и они имели некоторое имущество: келью, одежду, книги и прочее. А вот юродивые Христа ради не имели ничего, не собирали себе на земле никаких сокровищ, подражая в этом Самому Христу, бывшему странником на этой земле и не имевшему на ней, где главу приклонить.
Еще одна заповедь которую мы очень плохо соблюдаем: «отвергнись себя и возьми крест свой». Мы слишком привязаны к себе и потому с большим трудом и лишь на короткое время отвергаемся себя и берем крест. Нам всегда бывает очень трудно отказаться ради Бога от своих слабостей и пристрастий. А вот житие блаженных Христа ради является непрерывным самоотвержением и крестоношением. Все, чем обычно живут люди, – деньги, власть, слава, удовольствия плоти – все это они отвергли, над всем этим они посмеялись. По пути самоотвержения и отречения от мира эти блаженные прошли до конца. Даже самое драгоценное, что дано человеку для жизни на земле, – его разум – они добровольно отвергли.
Разум для человека является тем же, чем для мироздания является солнце: с помощью разума человек видит и познает мир, устраивает на земле свое благополучие, приобретает все блага. А вот блаженные в своем отречении от мира как бы не хотят пользоваться разумом, отвергают этот бесценный дар, это солнце, отвергают ради истинного Солнца, Солнца правды – Христа. И это есть священное безумие, безумие любви ко Христу: святые отвергают целый мир и все, что в нем, чтобы сильнее любить Христа. Если мир не принял Христа, если он, со всем своим разумом, мудростью и культурой, не узнал Его, но предал на распятие (а нужно вспомнить, что осудили Христа на смерть не кто-нибудь, а римляне – народ разумнейший и культурнейший), то я отвергаю этот убивший Христа мир, отвергаю вместе с самой большой его драгоценностью, с его солнцем – человеческим разумом, не хочу этого мира, не хочу его правды и мудрости, но ищу только одной правды – правды распятого Христа.
Ища правды распятого Христа, блаженные и сами распяли себя и пронесли через свою жизнь поистине великий крест трудов, скорбей и испытаний. Трудно даже представить себе, что претерпела блаженная Ксения за долгие годы страннической бездомной жизни в Петербурге. Лютые и долгие северные морозы, голод, болезни, насмешки, оскорбления, побои… Эту великую чашу страданий она выпила до дна. В Евангелии сказано, что Христос победил мир и что Его верные последователи также побеждают мир. Что означает – победить мир? Для христианина победить мир означает сохранить свою любовь и единение со Христом, пронеся эту любовь через все скорби, страдания и тьму века сего, а нередко и через открытую вражду и злобу, с которыми мир обрушивается на истинных последователей Христовых. Так побеждали мир святые апостолы, с радостью шедшие на смерть за проповедь Евангелия. Так побеждали мир мученики первых веков, на которых мир обрушивался поистине с дьявольской злобой, но эта злоба не смогла угасить пламени их любви ко Христу. Так побеждали мир и Христа ради юродивые, пронесшие свою любовь через великий подвиг скорбей и испытаний.
Преподобный Силуан Афонский говорил, что чем больше любовь, тем больше страданий душе. Из этих слов видно, что истинная любовь ко Христу всегда испытывается, и чем больше любовь, тем через большие испытания она проходит. Мы не имеем великих скорбей, потому что мало любим Христа. А тем редким душам, которые способны любить Христа великой любовью, и испытания посылаются великие, однако святые не побеждаются ими: любовь их не угасает, но только ярче разгорается и достигает совершенства. Эти души могут сказать вместе с апостолом Павлом: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас… ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Итак, вот что означает по-христиански победить мир…
Этим путем побеждающей мир Христовой любви прошла и святая блаженная Ксения. Много было в ее время в Петербурге великих и славных людей: блестящих вельмож, сиятельных князей, знаменитых генералов, дворян, придворных дам. Прекрасно воспитанные и образованные, с безупречными манерами и вкусом, эти благородные люди сияли как светила на столичном небосводе. При жизни они были всеми ублажаемы и прославляемы. Но кто сейчас помнит их имена? Никто. Разве что ученые историки по роду своей деятельности изредка вспомнят некоторые из них. Святая же блаженная Ксения была убогой бездомной странницей, всеми презираемой и отверженной. Люди, общество, государство не замечали ее, а когда замечали, то только для того, чтобы оскорбить, посмеяться, причинить обиду, увеличить страдания. Казалось бы: если при жизни никто о ней не вспоминал, то тем более и после смерти никто и никогда не вспомнит. Но вот, спустя двести лет, мы видим, что блаженная Ксения прославлена Богом на небе и на земле, ей молятся, ее почитают, в честь нее строят храмы. Имя ее славно по всей России и далеко за ее пределами. И это могло бы показаться невозможным чудом, если не вспомнить, что говорит Господь в Священном Писании: «Любящих Меня люблю и прославляющих Меня прославлю». И еще: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им…» Святых прославляет Сам Господь, Своей собственной славой, – той, какую имеет Он Сам. Потому и сияют они вечной и непреходящей славой, потому и не забыта ни у Бога, ни у людей святая блаженная Ксения.
К этой вечной непреходящей славе призваны и все мы, братия и сестры. И хотя далеко нам до подвига и совершенства святых, однако в свою меру и мы непременно должны им подражать, должны идти тем путем, каким они шли, – путем самоотвержения и христианской любви. И если мы потрудимся и постараемся так жить, то и мы вместе с ними сподобимся той вечной небесной славы, которой прославляет Господь любящих Его. Аминь.
.......
Память блаженной Ксении Петербургской
Для того чтобы нам укрепиться на предстоящее поприще Великого поста – этого хоть и малого, но подвига, – перед его началом в храме читаются страстные Евангелия. Святая Церковь напоминает нам, что Христос претерпел ради нашего спасения: как Его мучили, избивали, предавали, били, плевали на Него, хулили. Все это Он претерпел, но и продолжает претерпевать, потому что Церковь – это есть Тело Христово, и она с тех пор, как начала продолжать дело Христа на земле, испытывала те же самые гонения, которые и Христос испытывал. Поэтому вся жизнь церковная – это жизнь в постоянных искушениях и трудностях.
Церковь есть народ Божий, люди, которые стремятся следовать заповедям Божиим. И нам нужно так стараться жить, чтобы оказаться среди этих стремящихся людей, а не среди тех, у которых все в жизни благополучно. Потому что если человек здоров, богат, если у него дома все хорошо, если у него замечательные дети, если его никто не трогает, не обижает, не утесняет – то есть можно сказать, что он достиг счастья, – это может быть только в одном случае: если Бог отвернулся от этого человека и ему во всем помогает дьявол. Потому что тот, кто желает жить благочестиво, тот обязательно будет гоним.
Господь говорит: смотрите, как бы все не говорили о вас хорошо. Если Сам Христос, будучи совершенным человеком и совершенным Богом, такие скорби на земле претерпел, то истинные ученики Христовы претерпят то же. Это неизбежно. Каждый в свою меру и каждый в свою степень, но это обязательно. Поэтому чем больше мы будем преуспевать в благочестии, тем больше мы будем претерпевать всяких гонений. Эти гонения будут и извне, и изнутри. Это будет от людей внешних, безбожных, и это будет от собратьев по вере. Потому что как Христос от одного любимого ученика потерпел предательство и от другого любимого ученика – отречение, так и каждый христианин может испытать предательство и измену от того, от кого совершенно не думал испытать. И это надо нам очень глубоко понимать.
Почему это так? Дело в том, что мир и духовная жизнь противоположны – настолько, что человек, когда он полностью уходит в мир духовный, вынужден умирать. Вот так велико противопоставление жизни мирской и духовной. Поэтому все, к чему стремится обычный человек в этой жизни, что для него является благом, все это перед Богом есть величайшая мерзость. Что для людей является вожделенным, то перед Богом ничто. И наоборот, что у людей вызывает улыбку, насмешку, недопонимание, а часто и плевки, и неуважение, и гонения, как раз то перед Богом является очень высоким, и важным, и нужным.
И вот блаженная Ксения, в память которой сегодня читалось Евангелие о десяти девах – пяти мудрых и пяти юродивых, – оказалась всех мудрей. Вроде бы с точки зрения здравого смысла в чем она в жизни преуспела? Муж умер, она, овдовев, надела мужское платье, назвалась Андреем и стала жить бездомно, кормилась тем, что ей бросят, а ночи проводила в молитве, не было у нее даже, где главу приклонить.
Спрашивается, для чего она себя обрекла на такую жизнь, когда все люди стремятся строить теплые дома, жить богато, сыто и как можно больше продлить свою жизнь, чтобы как можно больше ею насладиться? А она своей жизнью утверждала, что нет, наоборот надо все делать. И поэтому ее такое поведение воспринималось всеми как безумное, на нее показывали пальцем, мальчишки ее дразнили, кидали в нее камни, комья грязи, и она это все смиренно претерпевала. Ради чего? Ради Христа.
Подвиг ее заключался в том, что она не была безумной, но приняла на себя такой вид, чтобы еще больше ради Христа пострадать, тем самым утверждая, что жизнь духовная все-таки имеет колоссальное преимущество. И вот прошел уже не один десяток лет, а народ ее и помнит, и любит, и почитает. Ее причислили к лику святых, и память о ней не иссякнет никогда. А много было на земле всяких миллионеров, людей богатых, сытых – и они уже забыты, а имена многих еще и прокляты, потому что часто они свои деньги употребляли во зло и никакого добра не сотворили, а, наоборот, стремились к тому, чтобы это богатство употребить только для себя.
Евангельская притча о десяти девах как раз об этом и говорит, что по-разному бывает человек мудр: бывает мудр по-мирскому, а бывает мудр по-духовному. И мирская мудрость противоположна мудрости духовной, причем диаметрально противоположна.
У меня был один знакомый, с которым мы вместе учились в институте. Он как-то попросил почитать Евангелие. Я ему дал, и когда он прочел, то сказал: «Очень хорошая книга, здесь все написано правильно, но если я так буду жить, то меня затопчут». То есть он не хотел, чтобы его топтали, а хотел топтать сам. И действительно в жизни обычной он достиг успеха, у него и денег много, и квартира не одна, и даже дача не одна. Вот так преуспел. Но это ведь все кончится. Еще несколько лет пройдет: ну, может, десять, пятнадцать, двадцать, если хорошее здоровье, может быть, тридцать лет – и все это будет отнято. И с чем человек останется? С чем? С пустой душой и с воспоминаниями о том, что было и чего нет. Поэтому Господь говорит: «Там будет плач и скрежет зубов». Потому что все, чем жил, все отнято. А если человек в Бога богатеет, то, наоборот, имея сокровище духовное, он его не теряет, а приобретает гораздо больше, когда его душа отходит ко Господу.
Юродивым девам не хватило елея, и, когда они устремились к Богу, стали стучаться в двери Небесного Царствия, Господь сказал: отойдите, Я не знаю вас. И каждый из нас может эти слова услышать в конце своей жизни. Как ты Бога не знал, так и Бог тебя не знает, потому что как ты относишься к Богу, так и Бог относится к тебе. Какое место Бог занимает в твоей жизни? Второе, третье, четвертое, сотое, сто четырнадцатое, тысяча пятьсот тридцать второе? Сколько в твоей жизни уделяется места Богу? Вот насколько ты этим живешь, настолько ты и богат, причем настолько ты богат и вечно. А если это полностью для тебя исключается, тогда ты вообще в полный мрак погрузишься.
Христос для того и пришел на землю, чтобы нам всем это показать. Будучи Богом, Он одним словом мог и новую планету создать, и новых людей, и вообще все устроить совсем по-другому. Все Господь может в один момент переделать, но Он не такой путь выбрал. Он умалил Себя настолько, что стал просто как обыкновенный человек, и показал в этом Своем человечестве великую благодать – великий этот дар, великую способность к жизни подлинно духовной, которая заключается в отречении от самого себя и в полном послушании Отцу Небесному.
И вот так Господь и прожил для того, чтобы каждому человеку показать, как надо. Поэтому любой человек, изучая Евангелие, выучив его наизусть, постепенно поймет, как надо. И когда поймет, начнет свою жизнь так исправлять. Но бывает, что, читая Евангелие, нам как-то трудно приложить это к себе. Поэтому надо читать продолжение Евангелия – жития святых. Вот посмотрим, как жила блаженная Ксения, как жила Ксения преподобная, как жили другие святые, как жили многие люди – их было сотни тысяч, – которые занимались не тем, чтобы приобретать себе богатство земное, а занимались тем, чтоб приобретать себе богатство духовное; и как они в этом преуспели, какие они к этому употребляли средства.
Серафим Саровский, наш великий святой, говорил: я из купцов (а у него и фамилия была Мошнин; мошна – значит кошелек с деньгами; родители его были люди богатые, большой собор построили в городе Курске), и надо так духовную жизнь приобретать, как купец торгует: деньги туда пускать, где больше прибыль. Потому что один человек более сдержанный, а другой, наоборот, более общительный. Один более угрюмый, молчаливый, другой разговорчивый. У каждого свой характер, и каждый по своему характеру, по своему устроению может избрать себе такое дело, чтобы наилучшим образом самому себе послужить, и людям, и Богу. Вот подумать, пораскинуть мозгами, кому что лучше. У кого лучше получаются добрые дела – давай ухаживай за больными, помогай многодетным, ходи за старыми; у кого лучше получается еще какое-то делание: пост или молитва, – тем трудись. У кого что получается, тот этим должен и жить, эту добродетель, которая у него лучше получается, исполнять.
Но лучше всего, Серафим Саровский говорит, молитва. В тюрьме ли ты, на свободе, в очереди ли стоишь, на автобусе едешь или на работе что-нибудь делаешь – молиться можно всегда. Как ты Бога ни призови – Господь рядом. Поэтому наиболее удобно для спасения – это всегда обращаться к Богу с молитвой. И так можно постепенно сокровище себе приобретать. Видишь в себе какой недостаток – молись Богу все время, ежечасно, чтобы Господь исправил тебя, потому что сам ты не можешь исправиться. Только Бог, если захочет, может тебя из жадного сделать щедрым, из глупого – умным, из злого – добрым. Господь все может устроить. И если будешь все время взывать, то Господь будет помогать. И вот так собирая, собирая себе этот елей, мы зажжем свои светильники и встретим грядущего Жениха.
Соединение души человека и Бога всегда уподобляется браку, потому что это слияние полное. Это как муж и жена: если они любят друг друга, то постепенно с годами сливаются буквально в одно существо. И воистину так: муж и жена – одна плоть, и многие супруги в конце жизни становятся похожими друг на друга даже внешне. Очень часто наблюдается такое явление. Вроде бы удивительно – а вот настолько они срастаются душой и телом. Так и общение души человеческой и Духа Божия уподоблено браку. Поэтому и сказано, что девы встречают Небесного Жениха.
И эта встреча у нас тоже может произойти, но только в том случае, если мы будем постоянно об этом думать, постоянно об этом заботиться и постоянно к этому себя понуждать и над этим трудиться. Да поможет нам в этом подвиге Господь наш Иисус Христос. Аминь.
Храм Святителя Митрофана Воронежского, 6 февраля 1991 года
.....
Среда седмицы 2-й по Богоявлении
Все Евангелие прекрасно, но два отрывка, которые мы сегодня читали, от Матфея и от Марка, из ряда вон выходящие, изумительные.
Евангелист Матфей повествует о словах Христа. Господь говорит: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Бога можно познать только через Сына Божия. Все люди, которые не знают Иисуса Христа, но говорят, что веруют в Бога, на самом деле Бога не познали. А Христос познается через Евангелие. Поэтому если человек не знает Евангелия, то он не знает и Бога. В кого же он тогда верует? Кто в кого. Каждый грешник по своему образу и подобию изобретает себе бога и этому богу поклоняется. И чаще всего этот бог совсем не тот, в которого верует святая Церковь. Поэтому для каждого человека в этих трех евангельских строках содержится призыв: познайте Сына Божия, и, если Сын Божий захочет, Он вам откроет Отца. Он Сам сказал: «Я и Отец – одно. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего».
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Особенно актуально эти слова звучат в наше время. Кто сейчас спокоен? Кто живет в мире? Кто в любви? Кто в тишине? Все беснуются, все страдают, все мучаются, у всех неспокойно на душе, у всех тяжесть, у всех горе и слезы, все волнуются, скрежещут зубами от бессилия – и ничего не могут сделать. А Господь говорит: «Придите ко Мне, и Я успокою вас». Покой наступает только тогда, когда человек познает Бога. Как ребенок: он плачет, кричит, а когда мать возьмет его на руки – успокаивается. Он даже отличает, мать взяла его, или соседка, или какой-то дядя. Он чувствует родные руки, он к ним привык и узнает их. Так и душа человека: когда она приходит к Богу, она узнает эти руки, и ей сразу становится легко и спокойно и ясно, куда идти. И человек обретает опору, как дитя обретает опору на руках матери. Хотя он вроде высоко поднят над полом и ему должно быть страшно, а ему, наоборот, спокойно: он знает, что эти руки не выпустят. Так и человек, когда попадает в руки Божии, ему становится спокойно. Вокруг все по-прежнему страшно – а душа успокаивается. К этому покою Господь нас и зовет.
«Возьмите иго Мое на себя». «Иго» в переводе на современный язык значит «ярмо» или «хомут». Животному надевали на шею ярмо и с его помощью привязывали плуг или телегу. Каждый из нас в жизни несет какой-то крест, у каждого какие-то обязанности. И вот Господь говорит: «Возьмите иго Мое». Какое иго? Заповеди. Господь хочет как-то обуздать нашу жизнь Своими заповедями, и если мы это иго на себя возьмем, то Он нам обещает, что мы обретем покой. Поэтому мы должны обязательно обуздать свою жизнь заповедями Божиими. Ведь в основном-то мы живем своими желаниями. Как захочу, как считаю нужным, как мне подружка подсказала, как у людей увидел, так и живу. А это неправильно. Надо жить по заповедям Божиим. А для этого надо знать заповеди Божии, надо день и ночь изучать Священное Писание, надо знать его наизусть – тогда сможешь эти заповеди исполнять. Ведь как ты исполнишь заповеди Божии, если ты их не знаешь?
Представим себе: дикий, темный лес, и у человека нет ни карты, ни компаса, звезд на небе не видать, и он не знает, куда ему идти. Чем кончится это блуждание по лесу? Или с голоду умрет, или провалится в болото. Так и мы. Оголодала наша душа, она уже почти мертвая, и мы все время проваливаемся в какое-нибудь болото: то в одну грязь влипнем, то в другую, то в третью, то лбом в какое-то дерево воткнемся, то всего себя израним. И так вся наша жизнь проходит в блуждании по этому темному лесу, потому что нет у нас ориентира, мы не знаем, куда бредем. В этом наша беда. А ориентир в жизни дают заповеди Божии. Они для нас написаны, потому что мы не понимаем, чтó надо делать, а чтó – не надо. И в своей духовной жизни не понимаем, как себя вести. Поэтому великая милость Божия, что Господь нам открыл, дал, можно сказать, разжевал и в рот положил, как надо жить, чтобы спасти свою душу от греха, от этой помойной ямы, в которую мы постоянно забираемся. И нам надо ухватиться за Священное Писание, его изучать. С этого необходимо начинать духовную жизнь.
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». «Научитесь от Меня», – говорит Господь. Да, учиться нам не у кого, в жизни примера нет: ни родители не могут нам пример показать, ни окружающие люди; святых среди нас уже давно нет. Поэтому нам нужно пример искать только в Евангелии. Смотреть, как поступал Господь, смотреть, как Он жил. Нам нужно понять, что значит быть кротким, что значит быть смиренным. И не только понять, а принять это в свое сердце. Это должно в нашем сердце запечатлеться, и мы должны поступать уже не так, как прочие люди, как большинство. Есть даже такое замечательное выражение «подавляющее большинство», то есть большинство, которое давит на нас своим безобразием. И все-таки надо не поддаваться этому подавляющему большинству.
Господь говорит: «Я посылаю вас, как овец среди волков». Надо всегда помнить о том, что, если мы хотим достигнуть Бога, мы должны быть кроткими, как овечки.
«Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Да, заповеди Божии – это благо. Когда большинство народа исполняло заповеди Божии, тогда страна процветала, и была богата, и была огромна, и народы жили в ней в мире. А когда заповеди Божии поменяли на заповеди людские, например «грабь награбленное» или «то, что моему классу выгодно, то и морально», то есть когда заповеди Божии отменили как ненужные: дескать, устарели, – тогда сразу все пришло в негодность, все стало рассыпаться. И рассыплется еще больше. Мы только в начале этого великого падения, потому что невозможно без заповедей Божиих ничего сотворить – блага не будет.
Представим себе на секунду, что бы было, если вдруг какая-нибудь планета захотела бы идти не в ту сторону, в какую ей Бог предначертал, а в другую. Вся Солнечная система сразу же рухнула бы, и на земле начались бы всякие катастрофы. Или представим себе, что вода при охлаждении не расширялась бы, а сжималась, как и все прочие вещества. Зимой сразу же все, что живет в воде, погибло бы. И так во всем: если какой-то закон, установленный Богом, нарушается – все тут же рушится. Так же и в душе человека. Возьмем какую-нибудь заповедь, например «чти отца и мать». Если человек не чтит отца и мать – все сразу вокруг рушится. Сначала в семье, а если это становится общим местом для всего народа – то рушится весь народ сразу, он начинает вымирать. Или, например, есть заповедь «не убий». А люди убивают друг друга, аборты делают. И сразу народ становится проклятым от Бога: он бьется над тем, как бы себя прокормить, а ничего не получается, и этот народ вымрет обязательно, потому что он восстал на самого себя.
И так с любой заповедью Божией. Господь говорит: кто нарушил одну заповедь, тот нарушил все. Так и Уголовный кодекс говорит. В Уголовном кодексе больше двух сотен статей, но, если нарушил хотя бы одну – все равно под суд. Заповедей Божиих много, но, нарушив одну, ты перечеркиваешь весь закон, ты перечеркиваешь свою связь с Богом. Поэтому надо заповеди Божии познавать, изучать и стараться исполнять. А исполнить их можно, только если мы будем подражать Христу – Его кротости и смирению. Вот чему Господь учит.
И вот когда мы встанем на этот путь: прочитаем Евангелие, примем его сердцем, познаем, что это Истина, возлюбим этот путь, захотим по нему идти и начнем пробовать это делать, – то мы увидим, что у нас ничего не получается. Мы будем приходить в отчаяние: как же так, ни одной заповеди не могу исполнить! Каждый человек, который встает на этот путь, очень быстро это познает. И апостолы однажды спросили: почему это так? А Господь ответил: «Без Меня не можете делать ничего». Ни одну заповедь Божию без Бога исполнить нельзя. Поэтому Он и говорит в Евангелии от Марка, которое мы сегодня тоже читали: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам».
Чтобы пройти путем заповедей Божиих, нужно обязательно все время молиться Богу и просить: «Господи, спаси меня, Господи, помоги мне исполнить эту заповедь, Господи, не дай мне оступиться, не введи меня во искушение, избавь меня от лукавого». Все время Его просить. И если мы так будем призывать имя Божие, мы сможем пройти путем заповедей Божиих. А если попытаемся без Бога, без Его помощи исполнить заповеди, то ничего не получится, мы ничего не сможем. Поэтому если человек пытается жить по-христиански, но при этом в храм не ходит, не молится и не причащается, это обречено на провал. Это невозможно. Даже если ежедневно ходить в храм, постоянно причащаться, и то человеку очень трудно, а если не ходить – он просто обречен.
Но для молитвы есть очень важное условие. Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Когда просишь чего-то у Бога, вспомни о своих должниках: о всех тех, кто тебя обидел, в чем-то ущемил, как-то тебя прижал, – и обязательно прости от всей души. Прости – тогда Господь тебя примет. Потому что мы все нуждаемся в том, чтобы Бог нас простил. А Он ставит такое условие: насколько ты милосерд к людям, настолько и Я буду милосерд к тебе. Пусть человек против тебя согрешил, но ты стократно согрешил против Бога, поэтому, если ты нуждаешься в прощении, прости сначала своего ближнего, а потом требуй что-то от Бога.
Когда человек в чем-то не прав, мы часто говорим: «Это же возмутительно!» Хорошо, а посмотри на себя, что ты делаешь. Видишь свою неправоту? Так вот, сначала вытащи бревно из своего глаза, а потом будешь вынимать соринку из глаза другого. Посмотри на себя, как ты живешь, и замолчи: ты не имеешь права никому ничего говорить, никому ни на что указывать. Смирись и будь кроток, как овечка. И это будет правильно. Потому что как же можно других учить, когда сам ничего не знаешь? Это выглядит безобразно, отвратительно, когда человек начинает учить, а сам ничего не может ни сделать, ни показать. Это просто смешно. Поэтому нам не надо так поступать, а надо стараться с кротостью, со смирением проходить свой путь, молиться Богу и на молитве всех прощать. Видите, как просто.
Да, на словах очень просто. Я все рассказал – вот и начинай, и спасешься. На самом деле не так все просто. Чтобы спасти свою душу, нужно всю свою поганую природу переделать. А на это уйдет ровно вся наша жизнь. Так Господь и устроил: Он тебе даст прожить и сто, и двести лет, лишь бы ты трудился над своей душой. Заберет Он тебя в тот момент, когда поймет, что ничего лучшего у тебя уже не выйдет, а если дальше будешь жить, то станешь еще хуже. Если Господь так решит, тогда Он тебя заберет. А если ты все время будешь стремиться к лучшему и если это стремление будет настоящее, подлинное, Господь тебе и жизнь твою продлит, и даст тебе возможность усовершенствовать душу для того, чтобы ты в Царствии Небесном занял ту обитель, которую Он тебе приготовил. Поэтому будем, братья и сестры, трудиться, не лениться, за все Бога благодарить, подражать Ему в кротости и смирении, всегда просить Его о помощи и всегда всем и все прощать. Аминь.
Крестовоздвиженский храм, 24 января 1990 года
..
День памяти блаженной Ксении Петербуржской
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас всех с праздником в честь нашей любимой святой Ксении Петербуржской! Даже в советское время остановить поток паломников к могилке блаженной Ксении было совершенно невозможно. Удивительно само явление святой Ксении, это, конечно, пример того, как человек может послужить Богу, когда кажется, что жизнь совершенно этому не способствует. Она жила в XVIII веке, в страшную эпоху послепетровского повсеместного отступления от Бога, в этом плане даже XIX веке был более благочестив. XVIII век – это век разврата, деградации русского общества (особенно высшего), когда это не только не скрывали, этим бравировали. В это время жила семья Андрея Федоровича и его супруги Ксении. Они были достаточно молоды, Андрею Федоровичу было тридцать лет, Ксении – двадцать шесть. Он был в чине подполковника, а также являлся певцом и пел великолепным тенором в хоре дворцового храма (в Зимнем дворце). Все, вроде, складывалось благочестиво, но во время одного бала, который был устроен императрицей Елизаветой Петровной, Андрея Федоровича сильно напоили, он завалился к одной певичке, и, когда шел от нее по улице, был сбит каретой.
Его принесли к жене Ксении, и он на ее руках умер, без христианского напутствия, без покаяния в грехах. Она от любви к мужу решила пойти на подвиг, переоделась в мужское платье и сказала, что умерла Ксения, а Андрей Федорович – она сама. Распродала все имущество, раздала его бедным, а сама стала ходить в мужской одежде по городу, отзываясь только на имя Андрея Федоровича, и молилась Богу о спасении души своего мужа. Днем она ходила и просила милостыню, но известно, что деньги брала не у всех. Над ней смеялись, издевались, но она не обращала внимания. И Господь за это одарил ее великими благодеяниями. Господь часто принимает людей, которые идут на немыслимый подвиг юродства. Юродство – это добровольный отказ человека от величайшего дара Бога, от разума, искусство притвориться сумасшедшим, будучи вполне здоровым. Но человек ради любви к Богу и ближнему может пойти даже на этот подвиг. Он словно выпадает из всего этого мира, он становится посторонним, полностью чужим.
И такой человек может получить от Бога те дары, которые обычный человек не понес бы. Люди очень многим связаны с этим миром, а юродивые ничем не связаны. Ксения тушила пожары, брызгая в сторону пожара водой. Она гладила по голове младенца, и он выздоравливал. То есть дар прозорливости, пророчества, который ей был вручен, как раз и скрывался под мнимым безумием. Зачем вообще такой страшный подвиг? Мы знаем, что Ксения его взяла от любви к мужу, чтобы как-то отмолить и спасти его душу. Но другие юродивые брали его ради любви к Небесному Царю, чтобы стать полностью чужими в этом мире и таким образом проявить инаковость Христа. Христос – чужой для этого мира, и мы с вами это видим. Если гонят мусульманина, то сразу будет визг и крики, если гонят еврея, то крик будет еще больше, а когда гонят христианина, то молчание гробовое. Почему? Потому что Христос, которого исповедует христианин, оказывается чужд для этого мира. И это понимание и порождает юродство.
Такой человек понимает, что ум Божий – совершенно иной, чем человеческий. Замысел Божий — иной, чем замысел человека. И подвиг юродства происходит не из разума человека, а из разума Бога. Мнимое безумие Ксении никак ей не помешало стать величайшей помощницей всех нас. Собравшись в этот день, будем молится, чтобы блаженная Ксения научила нас не прилепляться к этому миру. Мы, даже приходя в храм Божий, остаемся полностью погруженными в мирские дела. Известна история с блаженной Пашей Дивеевской: как-то к ней пришел почтенный архимандрит после службы, а она его спрашивает, как у него дела на стройке? Он ей отвечает, что сегодня целый день молился в храме. А блаженная Паша ему отвечает, что он не молился, а о стройке всю службу думал. Так и мы в храм приносим мирскую суету. Ксения учит нас, что нужно уметь презирать мирскую суету. Давайте на примере блаженной Ксении учиться расставлять приоритеты, чтобы у нас на первом месте был Бог, а на втором — все остальное. И тогда любовь к близким войдет в симфонию Божественной любви. Любовь Ксении к своему мужу превратилась в Божественный огонь любви, которая спасла и ее мужа.
Да поможет нам всем Господь молитвами блаженной Ксении Петербуржской!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1