Трезвитесь, бодрствуйте
Господствующая страсть
Следи за собой
Борьба не на жизнь, а на смерть
Достаточно ли для спасения души каждое воскресенье и праздник ходить в церковь, регулярно исповедоваться и причащаться, читать дома молитвы и Новый Завет? Всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне (Мф.19:20)? Как более глубоко осознать свою греховность? Как не сбиться с пути покаяния на перепутье самоугодия?
Не совладать с собой
После того как человек покаялся в своей греховной жизни и твёрдо встал на путь покаяния, он через некоторое время останавливается, будто на перепутье… Смертные грехи преодолел, в повседневных регулярно каюсь. Что же дальше? Можно расслабиться?
Наблюдаю за прихожанами у исповедального аналоя…
К Евангелию и Кресту подходит уже немолодая женщина. Склонив голову, она начинает рассказывать о своих грехах. В конце прихожанка говорит:
«И вот сколько раз я себя ругаю: будь спокойней, не раздражайся, не грызи их. И каждый раз всё повторяется снова и снова: только вижу какой-то непорядок, начинаю спокойно говорить, а заканчиваю руганью. Ничего не могу с собой сделать, никак не совладаю с собой».
Так говорят те, кто искренне хочет избавиться от греха, но почему-то это у них не получается. Не помогают якобы и молитвы к Богу. Большинство же склонно прощать себе такие грехи и даже не задумываться, почему так происходит. Отчего же, не желая того, всё-таки грешим?
Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти (Рим.7:21-24)?
Ответ на этот вопрос, по учению святых, кроется в том, что наши грехи, как и добродетели, взаимосвязаны.
Грехи и добродетели по учению прп. Иоанна Лествичника
Грехи и добродетели по учению прп. Иоанна Лествичника
Вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2Пет.1:5-8).
Один произвольный грех неизбежно порождает другой невольный. Под тем грехом, который на поверхности нашего сознания и досаждает нам своей неукротимостью, обязательно лежит целый пласт нетронутых грехов. Это те, которые не так бросаются в глаза, за которые может даже не мучить совесть. Потому что они либо не осознаны как грехи, либо кажутся легко простительными и незначительными.
После беседы со священником наша исповедница увидела в себе ещё такие грехи, как высокоумие, страсть учительства, неуступчивость, а под всем этим гордость. Именно эти грехи приводили её к неудержимому гневу.
Оказывается, то, что мы считали благочестивой жизнью: регулярные службы, молитвы, исповедь и причастие — это не конец, а только начало сложного, трудного, многогранного пути с названием «покаяние».
Трезвитесь, бодрствуйте
Как же разобраться в этом клубке чувств и грехов? Как найти эти, не лежащие на поверхности сознания, страстные наклонности?
Вспоминается такой случай.
— Батюшка, а как правильно готовиться к исповеди?
Перед аналоем стояла молодая скромная девушка.
— Я недавно стала ходить в церковь. И не всё ещё знаю, — как бы извиняясь, прибавила она.
Я стал объяснять, что, например, святитель Феофан Затворник советует брать Закон Божий и свои дела, а потом смотреть на них: соответствуют ли дела Закону или нет? Либо наоборот, брать заповеди Закона и сверять по ним свои дела, исполняется ли Закон Божий делами.
— Закон Божий — это такая книга? — переспросила девушка.
— Можно взять и такую книгу, особенно толкования десяти заповедей в расширенном понимании с подпунктами, — ответил я. — Но хорошо будет взять и Нагорную проповедь Спасителя. Она находится в Евангелии от Матфея с 5-й по 7-ю главу. А также последние главы апостольских посланий. Например, с 12-й главы послания к Римлянам апостола Павла и с 4-й — послания к Ефесянам. Или соборное послание апостола Иакова и первое апостола Иоанна. Там подробно приводятся заповеди Христовы и нравственное христианское учение.
Так можно более глубоко вникнуть в свою греховность, увидеть то, что раньше казалось безгрешным. Но это только начало самопознания.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8).
Трезвение — это основополагающая христианская добродетель. «Блюди своё сердце», — любил повторять святой праведный Иоанн Кронштадтский. Эта добродетель заключается в том, чтобы постоянно наблюдать за своими мыслями и чувствами. Зачем? Спаситель ясно ответил на этот вопрос:
Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк.7:21-23).
Именно для того, чтобы поставить барьер злым мыслям и чувствам, и нужна добродетель трезвения. Кроме того, она позволяет человеку лучше понять, что им движет, какие мысли и чувства. Такое самонаблюдение вкупе с вышеприведённой техникой самопознания через чтение Закона Божьего и даст глубокое понимание своей греховности.
Итак, следующий шаг на пути покаяния — самопознание и трезвение. Однако и это ещё не всё.
Господствующая страсть
Двое молодых людей стояли на балконе десятого этажа. Они смотрели на небо. Хотя внизу горели тысячи огней, но множество звёзд сияли на ночном небе.
— Вон Сириус, — показал юноша на очень яркую звезду. — Видишь?
— Да, — ответила девушка. — А это Венера?
— Нет, Марс.
— Как ты хорошо знаешь звёзды! — восхитилась она. — Для меня — это просто россыпь из огоньков.
— Нужно знать систему, — улыбаясь, ответил юноша.
Так и в нашем случае: если не знать систему, то все наши наблюдения за собой и сверка с Законом Божьим — это только множество грехов.
Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1Ин.2:16). Так учил возлюбленный Господом апостол Иоанн Богослов. Это первая попытка систематизации грехов.
Святитель Феофан Затворник учит: «Известно вам, что корень всему злу в нас есть самолюбие. Из самолюбия выходят гордость, корыстность и страсть к наслаждениям, а от них уже и все прочие страсти». Как видим, святитель приводит те же основополагающие искушения, что и апостол: гордость житейскую, похоть очей и похоть плоти.
Далее он пишет: «Они все есть у всякого, кто грешит, но не у всех в одинаковой степени: у одного гордость преобладает, у другого – корыстность, у третьего – страсть к наслаждениям. И гордый не чужд корыстных видов и наслаждений, но легко одолевает их, когда удовлетворение ими может унизить его, и своекорыстный готов поутешиться, если это ему ничего не стоит, и прочее. Так, у всякого одна какая-либо страсть господствует, а другие стоят как бы в тени и в подчинении ей. Эту-то господственную и надобно увидеть и определить, чтоб потом на неё решительнее и действовать можно было».
Святые отцы выводят далее из этих трёх коренных следующие восемь господствующих страстей. Из похоти плоти — чревоугодие и блудную страсть. Из похоти очей — сребролюбие, печаль и уныние. Из гордости житейской — собственно саму гордость и её начало — тщеславие, а также гнев. Далее каждая господствующая страсть порождает ей подчинённые. Их множество. Один из примеров такого подразделения можно найти у святителя Игнатия Брянчанинова в Аскетических опытах в статье “Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями”.
Попробуйте каждый день записывать свои грехи. Скоро вы поймете, что они повторяются. И за этим повтором стоит глубокая греховная привычка, которая выработалась под влиянием одной или нескольких основных страстей.
Следи за собой
Предположим, лень молиться по утрам. День закрутил в суете. Что говорили, кому, с кем — уже и не упомнишь. Может, празднословили, осуждали в угоду коллегам или соседям. Покричали на кого-то, раздражились. Вот все эти «хвостики» и звучат на исповеди. И это правильно. Но если мы не поймем причину возникновения этих грехов: маловерие, упование на себя и свои силы, то не поймем, как избавиться от этих последствий нашей главной проблемы. А она именно в малой вере и нестремлении укорениться в духовной жизни.
Что будет за этим? Может быть, врагу нравится вот так усыплять нас мелкими грешками, чтобы мы не очнулись и не начали работать над собой. А может, по милости Божьей будет жизненное испытание, и душа увидит свою нищету и воззовет к Создателю в покаянии.
Только на основании трезвения, самонаблюдения, чтения Нового Завета и Закона Божьего можно увидеть множество своих грехов. А при помощи учения о господствующих страстях — их систематизировать, понять, какие грехи начальные, какие производные. Это даст возможность увидеть и главную свою страсть, ту, которая больше всех занимает чувства и мысли, сквернит их грехами. Зачем это нужно?
Борьба не на жизнь, а на смерть
Святые отцы учат: для того, чтобы успешно искоренять из своей души греховные наклонности, не надо сражаться с ними всеми сразу. Когда кулака всего два, а противников семь, ты можешь с размаху ударить только одного, притом самого близкого. И только добив его вторым ударом, а может, и третьим, лишь тогда сможешь приступить к остальным. Так и со страстями. Надо выделить из них главную и всеми силами накинуться на неё.
Икона «Видение святого Иоанна Лествичника«
Очень хорошо процесс этот описан у преподобного Никодима Святогорца в «Невидимой брани» в «Главе 17. В каком порядке следует нам поборать свои страсти». Описав борьбу с главной страстью, он добавляет: «На этом и сосредоточь всё внимание и заботу, с одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и её прогнать и потом опять обращать оружие против главной своей страсти, которая непрестанно выказывает своё присутствие и власть».
Как же бороться со своими страстями? Отвечу в двух словах: святые советуют частую Исповедь и молитву против страсти.
Вот для чего нужна такая духовная работа — для успешной борьбы с греховными наклонностями, страстями. И это только начало…
Узнать свою главную страсть и начать с ней бороться — это лишь полдела. У души есть не только ум, но и сердце. Довести покаяние до чувства раскаяния, до решимости оставить грех — вот какая должна быть цель.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1