Иак.3:1–10 (зач. 54). Мк.11:11–23 (зач. 50). Прпп.: Гал.5:22–6:2 (зач. 213). Мф.11:27–30 (зач. 43).
Послание Иакова
Иак.3:1–10 (зач. 54).
3:1
3:2
3:3
3:4
3:5
3:6
3:7
3:8
3:9
3:10
Синодальный
Языки
[Зач. 54.] Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Евангелие от Марка
Мк.11:11–23 (зач. 50).
11:11
11:12
11:13
11:14
11:15
11:16
11:17
11:18
11:19
11:20
11:21
11:22
11:23
Синодальный
Языки
[Зач. 50.] И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.
Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иисус, отвечая, говорит им:
[Зач. 51.] имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
Апостола Павла послание к галатам
Прпп.: Гал.5:22–6:2 (зач. 213).
5:22
5:23
5:24
5:25
5:26
Глава 6
6:1
6:2
Синодальный
Языки
[Зач. 213.] Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
[Зач. 214.] Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Евангелие от Матфея
Мф.11:27–30 (зач. 43).
11:27
11:28
11:29
11:30
Синодальный
Языки
[Зач. 43.] Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
.............
28-й день месяца
Ирод велел взять апостола Петра и заключить его в темницу, под стражей шестнадцати человек, с тем чтобы после праздника Пасхи предать его смерти.
В то время, как Петр был под стражею в темнице, Церковь непрестанно молилась о нем Богу. В ту ночь, после которой Ирод хотел вывести его перед народом, Петр, скованный двумя цепями, спал между двумя воинами, а стража у дверей стерегла темницу.
Но вот Ангел Господень предстал – и свет осиял темницу. Толкнув Петра, Небесный Вестник пробудил его и сказал: «Встань скорее». И цепи упали с рук его.
Потом Ангел присовокупил: «Опояшься и обуйся, надень одежду твою и иди за мной». Петр вышел и шел за ним, думая, что видит не событие действительное, а сновидение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собой отворились. Они вошли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
Тогда Петр, придя в себя, сказал: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего избавить меня из рук Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский».
И подумав, пришел к дому Марии, матери Иоанна, прозываемого Марком, где многие, собравшись, молились. Они отворили ему двери и, увидев его, крайне удивились. Так томишься и ты в мрачной твоей темнице, враги грозят тебе смертью, но не унывай – Ангел твой с тобой. «Встань, – говорит он тебе, следуй за мною на Небо»; и ты, подобно птице, освободившейся из сетей на волю, последуешь за своим Ангелом по таинственным путям к Небу. Скоро мрак рассеется и воссияет день, день вечный, не имеющий запада. Презри землю, возжелай Неба. Эти презрение и желание суть два крыла, на которых ты последуешь за своим Ангелом. Врата отворятся, и явится тебе сонм избранных, которые приносят непрестанные молитвы за тебя. Придя к ним, ты возбудишь в них великую радость. Пленный узник на берегах Вавилона! Вознеси очи твои к Святой обители, к сонму избранных, к дому твоего Бога, и вместе с Ангелом твоим воспой святые песни Сиона, вещай о радостях Отечества. День избавления приближается, цепи плена скоро будут расторгнуты рукою Ангела, и ты пойдешь торжествовать в Иерусалиме вечные праздники Господни.
О Всемогущий и Превечный Боже! Ты, Который по совету неизреченной благости Твоей даровал всем верующим с самого начала бытия их Ангелов Хранителей душ и телес, освяти мое сердце, чтобы оно питало любовь к тому бессмертному Духу, которого милосердие Твое послало для охранения меня, да под сению Твоей благодати и под Его покровом сподоблюсь с ним и со всеми Святыми созерцать сияние славы в Отечестве Небесном.
...........
Цитата дня
Вот закон, неизменный от Адама до настоящего дня: если человек познает зло, приобщаясь к нему, он тут же принимает его в себя, соединяется с ним и им побеждается.
И сейчас тот же соблазн исходит от мира: «Все надо попробовать, все надо испытать… Как же ты проживешь, не зная того и другого…» Зло, которое творится вокруг, нам все время рекламируют и преподносят, как соблазнительное блюдо, которое мы обязательно должны съесть. И человек опять вкушает запретный плод, пренебрегая первой заповедью, данной ему Богом: Не вкушай, смертью умрешь (Быт.2,17).
прот. Алексий Уминский
.........
Не пренебрегайте и малыми делами
28 января.
«Теперь призовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4Цар. 3:15)
У пророка Елисея, возмущенного нечестием царя Иорама, стало тяжело на душе, он не мог ни на что смотреть, ничего решать, ему захотелось хоть на минуту чего-то, успокаивающего растревоженный его дух. И вот он призывает гуслиста, и этот человек, имя которого даже не упоминается, исполняет именно то, для чего был призван. Бог ему дал музыкальное дарование, и он этим дарованием беспрекословно, своевременно послужил пророку Божию. Более того: чудное, великое дело совершилось во время его игры. «Рука Господня коснулась» смущенного сердца раба Своего Елисея, и ему открылось, ЧТО именно он должен решить и сказать от Имени Господа.
Разум его прояснился, и уста его опять с торжественною уверенностью произнесли: «Так говорит Господь». Он успокоился и в утихшей душе расслышал опять голос Божий. А способствовал всему этому послушный, усердный гуслист; он откликнулся на зов и послужил, чем мог. Может быть, он был очень незначительный человек, но тут он совершил великое дело.
Что же нам за польза от этого всего? Большинство людей хочет делать большие дела, ищет самостоятельности и славы и пренебрегает малой услугой, мелким, по-видимому, делом, считая его или ниже себя, или безполезным. Не понимают они, что не то действительно велико, что кажется таким: мысли Божии не наши мысли, и Его оценка с нашей не сходится. Две лепты вдовицы были Ему дороже всех прочих сокровищ; каждое одеяние, сшитое для бедных благочестивой женщиной (Деян. 9:36–43), перечисляется в Его слове, и музыка этого гуслиста тоже не забыта.
С другой стороны, многие громкие, видные дела человеческие не имеют у Него цены. Итак, «служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрый домостроитель многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4:10), и помните, что служение, принесенное одному из Его учеников, или пророков, или вестников, получит от Него великое воздаяние.
........
Внимательное размышление о видимых нами в мире сем вещах может давать нам уроки, для нас спасительные
15 (28) января
(Наказание о небеснем царстве и о вечной муце. Прол. янв. 15)
Святые отцы учат, что весь видимый нами мир есть как бы книга, по которой мы можем учиться тому, как созидать нам спасение своей души. «Якоже сочинитель книги, – учит святой Тихон Воронежский, – из разума своего износит слова и написует их на бумаге, и сим образом сочиняет книгу, и как бы из ничего нечто делает; тако премудрый и всемогущий Создатель, что в Божественном Своем разуме имел, и что восхотел, все сотворил, и как бы книгу, из двух листов, т.е. неба и земли, состоящую, сочинил» (Сокровище духовное ч. 1. Мир). «Каждая вещь и все творения Божия, – пишет св. Василий Великий, – суть то же, что буквы, по которым мы читаем» (Троицк. листки, выпуск V). Так, братие, учат св. отцы. Вникнем в это учение и постараемся понять: как Мир служит для нас книгой? как читать эту книгу, и как из нее брать уроки для своего спасения? Чтобы разрешить эти вопросы, обратимся прямо к делу.
Вот мы входим, говорит слово церковное, в большой прекрасный город и, проходя чрез оный, любуемся на красоту расположения его, на его улицы и дворцы и желали бы и навсегда остаться в оном. Для христианина, при этом, невольно является другая мысль: каким же счастьем будут наслаждаться те, которые сподобятся некогда войти в оный великий град Господень, Иерусалим новый, сходящий с неба, красота которого неизреченна? А из этой последней мысли и истекает для нас первый урок от видимого Мира и, конечно, урок спасительный. Но пойдем далее. Мы входим во дворцы царя земного и видим в них прекрасные палаты, украшенные мрамором, золотом и серебром. Видим в них и самого царя, одетого в порфиру и виссон, и в венце из драгоценных камней, окруженного вельможами. Мы радуемся, видя все это, а вместе, как христиане, конечно, помышляем и о том, какою же великою радостью исполнится сердце праведника, когда он узрит лице Отца Небесного и насытится славы Его присносущныя! И такое размышление о видимом нами в Мире, понятно, дает нам и другой урок, также для нас спасительный. Еще: когда входим в сад, украшенный разнообразными цветами, и исполняемся веселья в оном, а при этом помышляем и о саде Божием, рае небесном, где во славе Божией ликуют праведники, то от мира видимого берем и третий урок, также полезный нам в деле созидания нашего спасения. Но вот, наконец, видим в Мире и нечто совершенно противоположное тому, что мы доселе видели: но и это противоположное также может быть для нас поучительным. Здесь, в Мире сем, даже и насекомые часто вооружаются против нас. Здесь часто мы бываем не в состоянии терпеть от укусов даже только комаров и мух и от них страдаем. Помыслим при этом о том, какие страдания получим от вечного огня. Здесь, опять в Мире сем, солнечного зноя не можем выносить и от оного под крышу или в клеть удаляемся; помыслим здесь то, как перенесем зной геенский. Здесь, в совершенно закрытом со всех сторон доме, мы бьемся и мятемся, желая поскорее увидеть свет дневной; помыслим и тут, в конце, о том, что будет с нами во тьме вечной, где будут только слышны плач и скрежет зубов. Все эти и подобные сим размышления, при сопоставлении нами мира видимого с невидимым, если только мы будем воспроизводить их в душе нашей, всегда также дадут нам уроки спасительные. Итак, верно слово отцов святых, говорящих, что мир есть книга, из которой всегда мы можем заимствовать уроки, которые должны вести нас к нашему спасению. Как сейчас вы видели, и красная мира сего, и все, по-видимому, скорбное в нем, все ведет нас, или все может вести, повторяем, к нашему спасению, к нашему блаженству. Будем же помнить, в заключение, слово Иова: «Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские (Иов. 12, 8), что рука Господа сотворила сие (ст.9), что у Господа премудрость и сила; Его совет и разум (Иов. 12, 13). Аминь.
........
Сегодня людей, выросших в верующих семьях, намного больше, чем было в советское время и в девяностые годы. Всё же среди прихожан по-прежнему много тех, кто пришел в Церковь уже во взрослом возрасте. И часто мы свои привычные душевные переживания принимаем за духовные. Хорошо это или плохо? И как избежать подмены? На эти и другие вопросы постарался ответить протоиерей Алексий Потокин.
***
Протоиерей Алексий Потокин родился в 1956 году в Москве. В 1979 году окончил МФТИ. Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) им. Жуковского. В 1986 окончил аспирантуру там же. Крещение принял в 1982 году. В 1990 рукоположен в диаконы, в 1991 – в священники. Служил в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. С 1997 — помощник настоятеля. С 2012 по состоянию здоровья – за штатом. Женат, имеет дочь и троих сыновей.
Протоиерей Алексей Потокин
Протоиерей Алексий Потокин
***
— Отец Алексий, многие священники говорят, что очень редко к ним приходят на исповедь или на беседу с серьезными духовными вопросами. Чаще делятся душевными переживаниями или даже житейскими трудностями. Действительно ли есть такая проблема?
— В поиске подлинной духовной жизни – множество проблем, потому что мир не хочет, чтобы человек ожил. Мир хочет, чтобы человек запутался, пропал, поэтому нельзя найти того, кто уже поднялся на такую высоту, что хранит ясность духовного взора. Всё время идет спор, поиск и утверждение блага, отвержение тьмы, лжи. В сердце человеческом идет эта борьба. Она называется невидимая брань.
Многие со мной не согласятся, а некоторых, возможно, мои слова огорчат или возмутят, но я убежден, что бездуховной жизни не бывает. Душа не может жить без духа.
Другое дело, что дух бывает разный. Первый пример этого мы находим в Евангелии: Не знаете, какого вы духа (Лк. 9: 55). Это Христос говорит ученикам, предлагающим Ему строго наказать обидчиков, а точнее – истребить их. То есть ученики уже были рядом со Христом, понимали Его слова, старались понять Его жизнь, но еще не знали, какого они духа.
Также можем вспомнить молитвенную практику Церкви. Обращаясь к Святому Духу, человек признает, что пока живет без Него: «Прииди и вселися в ны». То есть я пока без Тебя. А вспомните молитву преподобного Ефрема Сирина, которая часто читается в Церкви во время Великого поста: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
Распространенное понимание греха как некоего плохого поступка или недоброго слова – понимание узкое, неполное. На самом деле грех зиждется на жизни духа – тайной жизни сердца человека. Оно может быть полно всякой нечистоты. Это необязательно злоба, жадность, похотливость, стремление унизить другого или открытое богоборчество. Безусловно, всё это и многое другое нечистота, но на самом деле развитый темный дух – он вообще никакой. Потому и просим мы: не дай духа праздности и уныния. Праздность – это пустота, уныние – это отрицание жизни в себе и других, отрицание всякой взаимности между Богом и человеком и даже её возможности. Это разочарованность во всем и, в конце концов, отчаяние.
Дух равнодушия страшен. Равнодушному человеку всё равно, есть другой или нет. Я обойдусь без тебя, ты мне вообще ничто. Это свидетельство сердца. Вот самые страшные плоды темного духа. Какова тьма? А она, в конечном счете, никакая.
Состояние, когда человека охватывает тьма, можно назвать смертью. Имею в виду не конец земной жизни, а смерть души, личности. Земная жизнь человека еще продолжается, биологически он жив и часто даже здоров, но душой омертвел. Большинство из нас пребывает в таком состоянии, просто не замечаем этого, не понимаем, что мертвы. И когда человек в таком состоянии, то прежде чем думать о духе, надо, чтобы к нему вернулись чувства. Они могут так охладеть, что человека уже ничего не трогает. Его внимание сосредотачивается только на себе, он закрывается, ничто в него не проникает. В этом случае пробуждение душевности будет шагом вперед.
— То есть душевность – это не что-то плохое?
— Она должна быть на своем месте. Когда я мертвец, мне необходима душевность, а когда я стал душевным, должен сказать: «Мало, Господи! Я не хочу оставаться в этих рамках». Душевность всё-таки однобока. Духовность притягивает к себе всю жизнь, видит всецело.
Опять напомню молитву преподобного Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Что такое целомудрие? Многие понимают под этим словом только принципы, которые стараются (или не стараются) соблюдать в области взаимоотношения полов. Нет, целомудрие – это целостность человека.
Что разрушает нашу целостность? Грех. Он разбивает меня на части. Потому и просим Господа даровать нам дух целомудрия, что осознаем свою разделенность, потерю целостности. Если я не целый, то и беседуя с вами, воспринимаю только одну вашу сторону. Может быть, только интеллектуальную, может быть, только чувственную, но целиком я Вас не восприму, вы будете для меня тоже какая-то часть. А часть правды – это всегда ложь.
Духовность ищет целостной картины, а душевность… Она видит ближнего своего то плохим, то хорошим, а духовность понимает, что в нем соединено то и другое, и идет борьба. Иногда доброе так подавлено, что его не видно и не слышно, но если мы христиане, должны подражать Христу. А Он Своим примером показывает нам, как относиться к такому человеку. Я про исцеление бесноватого. Человек много лет духовно болен, сам молчит, только дух злобы в нем говорит, а Христос видит под этой оболочкой живую душу. Замученную, затравленную, забитую, но живую. И Он освобождает ее.
Ненавидь грех, а грешника люби. Этому учит нас Христос, этому учат святые. Я не могу принять какие-то поступки, слова, образ жизни человека, потому что он в своем нынешнем состоянии убивает себя и своих близких, но я понимаю, что его душа страдает от этих безобразий. Поэтому могу обратиться к Господу: помилуй и прости его, Господи, спаси его душу.
Однако сначала надо увидеть таким не другого, а себя. Покаяние – альфа и омега духовного пути. Именно оно признак того, что человек находится в духе. Покаяние (не формальное перечисление грехов, к чему, увы, часто сводится исповедь, а глубокое, искреннее) помогает человеку увидеть, что Царство Небесное вышло ему навстречу, чтобы его выручить.
Я увидел, что не просто борюсь с добром, а со своим спасением – убегаю от Пастыря, Который хочет меня выручить, и прячусь за закон, за душевность, за всё что угодно. Поэтому некоторые святые молились так: «Господи, дай мне сил помочь Тебе победить меня». Они осознавали, что хотя и узнали Бога, есть внутренняя сила, которая сопротивляется Ему всегда. И мне кажется, что подлинная духовная жизнь есть тогда, когда человек не теряет покаянного чувства ни днем, ни ночью. Оно бывает, как дыхание: «Жертва Богу дух сокрушен». Он живет этим сокрушенным духом.
— А нужно ли вообще человеку задумываться, душевный он или духовный? Полезно ли задавать себе такой вопрос? Понятно, что нужно бороться со своими страстями, учиться любить и прощать, пытаться понять и исполнить волю Божию.
— Мне кажется, стоит судить себя. Я понимаю, что часто не слышу ни Бога, ни людей, ни жизнь, которая меня окружает. То есть чаще всего я мертвец. Иногда, когда касается меня эта жизнь, и что-то по-настоящему трогает, оживают чувства, я должен сказать спасибо, что я ожил. Но один из признаков духовности – постоянство, а если то появилось, то исчезло, это уже душевность. Поэтому я должен, конечно, поблагодарить Господа за то, что хоть немножко соприкоснулся с действительностью, но полноты отношений нет, совершенства нет. И я прошу: дай мне, Господи, когда-нибудь принять дух и жить этим духом.
Но эту жизнь никому нельзя навязать. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). Преподобный Максим Исповедник говорил, что добро, сделанное насильно, есть зло. Добро не нуждается в рекламе или пропаганде. Оно по естеству необходимо человеку для блаженства. А пока человек не пережил взаимности в отношениях с Богом или ближним, он проходит мимо жизни, остается пуст.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин.3:8). Встреча с Богом бывает неожиданной, и когда она случается, душа поет, мысль оживает, человек начинает видеть неискаженную картину мира, подлинную. Такие посещения ощущаются, как маленькое счастье или блаженство. И когда эта встреча заканчивается… Христос позвал меня, а мое дело – откликнуться на зов. Но душа человеческая настолько забыла, что значит быть Божьей, что человек, не успев ожить, начинает всё, чем обязан Божьей милости, приписывать себе и хвалиться этим даже перед самим собой. Естественно, он быстро теряет чувство Божьего посещения, а душа его начинает тосковать о потерянном.
Протоиерей Алексей Потокин
Протоиерей Алексий Потокин
И вот тогда очень часто люди пытаются искусственно воспроизвести переживания, которые у них были в те счастливые минуты. Это как раз подмена духовности душевностью. Неслучайно святые советовали не вымысливать образы Бога. При таких вымыслах, такой мечтательности подлинной встречи не будет. Одно из условий взаимности – соблюдение свободы другого. Поэтому, чтобы принять Дух, я не должен господствовать над Ним. Просьба (а в молитвах мы просим Бога о милости, о помощи) подразумевает право другого откликнуться на эту просьбу или не откликнуться. Душевность требовательна к другим и снисходительна к себе, а духовность, наоборот, к себе требовательна, а другому дает свободу.
Любой шаг навстречу жизни угоден Богу. И надо помнить слова Господа: Я есмь путь, истина и жизнь (Ин. 14:6). Путь! В этой жизни он никогда не закончится. Мы всегда будем меняться, обновляться. Когда я считаю, что всё понял и всё знаю, это душевность. Когда я понял, что мне только начинает приоткрываться действительность, тогда я, как дитя.
Снова напомню слова Христа: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Многие ли проповедники чувствуют себя детьми? А реальность такова, что подходя к совершенству, к вечности, мы дети.
Почему полезно читать святых отцов? Потому что они описывают, какова подлинная жизнь. Если я брошусь ей подражать, то разочаруюсь. У меня был такой момент разочарования, когда я только пришел в Церковь. Мне дали почитать святителя Игнатия Брянчанинова. Конечно, это чтение не для новоначальных. Я прочитал и перестал ходить в храм. Через какое-то время случайно встретил своего будущего духовника. Он узнал меня, так как уже видел в храме, и спросил, куда я пропал. Я ответил, что прочитал святителя Игнатия и понял, что так не могу. «Отложи подальше, потом прочитаешь», – сказал он.
А если я опыт и поучения святых отцов приму во внимание как цель, как сокровище, но честно скажу себе и Богу, что я пока этому сокровищу не соответствую, у меня оно помельче… Отец Сергий Булгаков описывал в своих воспоминаниях, как его, когда он еще был марксистом, поразила «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Можно без преувеличения сказать, что с этого начался его путь к Богу.
Через много лет (по-моему, тогда отец Сергий уже стал священником) он снова оказался в Дрездене, пришел в галерею, увидел «Сикстинскую Мадонну» и сказал: «Это же простая женщина, не икона, не понимаю, как она могла меня вдохновить». Но ведь не просто вдохновила, а возродила. Вот описание пути. Безусловно, на этой дороге мы находим нечто большее. И то, что в начале пути было для нас сокровищем, уже не воспринимается как таковое. Однако мы сохраняем благодарность тому, что помогло нам ожить.
— Вы говорили, что с тех пор как пришли в Церковь, основной круг вашего чтения — Библия и святоотеческая литература.
— Да, конечно.
— Но несколько лет назад вы написали книгу «Жизнь без жизни» о «Мастере и Маргарите». И в этой книге цитируете не только М.А. Булгакова, но и многих других русских и зарубежных классиков: Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Гете, Гофмана, Сервантеса… Для меня очевидно, что человек, 30-40 лет не перечитывавший этих писателей, такую книгу не напишет.
— Вы правы. Периодически перечитываю и могу объяснить, почему. У меня бывают периоды уныния, отчаяния, и в эти моменты Евангелие и святых отцов мне читать трудно. В такие минуты я беру книги, которые меня когда-то трогали, помогли мне. И как они возвращали мне жизнь в свое время, так возвращают сейчас. И когда возвращают, я их откладываю, потому что они мне уже не нужны.
— Я не сомневаюсь в том, что для вас это естественно, органично. Но, наверное, это не может быть общим правилом?
— Ригоризм[1] – это всегда насилие. Всё должно быть органично. Христос сказал: И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32). Многие, хотя и читали Евангелие, и перечитывают его, эти слова игнорируют. Дар свободы игнорируем, пытаемся загнать себя и других в какие-то схемы. Это относится и к нашей беседе. Всё время хочется сказать, как надо, а как не надо. Но вера не про схемы. Путь у каждого свой, уникальный.
— Может ли человек, который давно в Церкви, прочитал Евангелие и много богословских книг, силен в теории, не сознавая этого, оставаться душевным?
— Легко. Кто такие были законники? Они всё знали. Не понимали они только одного – что им нужна милость от Бога. Есть хоть один человек, даже самой высокой жизни, который может обойтись без прощения? Я считаю, что нет. Всем необходима милость, и не один раз в жизни, не два, а постоянно.
Мы – спасаемые! Мы нуждаемся в милости, потому что изначально предали Бога, стоим за грех. Что значит «стоять за грех»? Человек видит свое счастье в том, что он будет получать удовольствие. Я забыл, что счастливым меня может сделать только радость другого человека: близких, друзей. Единство с ними меня вдохновляет и делает счастливым.
А благочестие в одиночестве есть смерть, и в таком состоянии человек уже не может сказать «прости», но думает, что он высок. Если он хоть чуть-чуть замедлит в своем умирании и подумает, как пуста его жизнь, как суха вера – только по букве: это уже прикосновение Бога. Если ты это прикосновение примешь, признаешь, оно позовет тебя на Исповедь.
Любое сопротивление греху, даже самое наивное, неосознанное – уже есть причастность к духу. Потому что дух животворит, воскрешает мертвого к жизни. Первый шаг в вере – оживание. Я помню свою первую любовь, помню, что меня оживили – простили мои грехи, безобразия. И раз это меня обрадовало, вдохновило, как я могу не пожелать такой же радости другому? Когда человек видит свое блаженство в соединенности с другим, в благополучии и преизбытке жизни в другом, это уже духовный путь. А если он стяжал все богатства мира (я имею в виду не материальные богатства), все таланты, но хранит их для себя… Отец Иоанн Мейендорф говорил, что первый сектантский признак – это когда человек чувствует себя владеющим путями спасения в отличие от других, а второй – когда он этому очень рад.
В молитве перед Причастием есть простые слова: «От нихже первый есмь аз». От грешников. Долгое время я во время чтения этой молитвы про себя говорил: «Господи, я это честно сказать не могу». Это тоже было покаяние. Повторяю, покаяние – основа духовной жизни.
— А теперь вы можете сказать эти слова от всего сердца?
— Да. Я понял, что это правда. Почему долго не мог понять и принять эту истину? Потому что как только хотел себя с кем-то сравнить, на память приходили разные злодеи и человеконенавистники, насильники и убийцы, и я себя утешал: конечно, я не такой. Но однажды во время Великого поста мне пришла мысль, что хорошо бы сопротивляться своей маленькой страстишке, дурной привычке. Выбрал самую простую, с которой, как мне казалось, легко справлюсь. Именно казалось, потому что не справился, хотя прикладывал большие усилия.
Победил меня грех, казавшийся мне мелким. Потому что на самом деле это – обман. Не бывает мелких грехов. Любой грех разделяет меня с Богом, и восстановить эту связь я могу только через глубокое искреннее покаяние. А когда я пытаюсь убедить себя, что совершенный мной грех не так уж тяжек, ни о каком глубоком покаянии речи быть не может.
Тогда мне пришла в голову другая мысль: я понял, что если бы у меня в жизни были более серьезные испытания, были бы и гораздо более страшные падения. Потом я только убеждался в этом. Открываются мысли, поступки, и ты чувствуешь свою беспомощность перед ними. Понял, что удерживает меня только Господь и Покров Пресвятой Богородицы.
Да, по человеческим меркам большинство из нас люди приличные, но у христиан другие критерии. Для меня очевидно, что я грех возлюбил больше, чем Бога, и, по большому счету, я враг Богу. И Он пришел ко мне как к врагу, чтобы сделать врага другом. Не силой сделать, а любовью и милостью. А человек волен принять милость, которая возводит его из врагов в друзья. Или не принять.
Протоиерей Алексей Потокин
Протоиерей Алексий Потокин
И даже когда принимаем… За других говорить не могу, а в себе я всё время чувствую сопротивление Богу. Всё хорошее мне трудно, а плохое желанно и легко. Брать мне легче, чем давать, бездельничать проще, чем трудиться. И так во всем. Когда я это осознал, что слова «от нихже первый есмь аз» относятся ко мне, сомнений в том у меня не осталось.
Беседовал Леонид Виноградов
Декабрь 2024г.
[1]Ригоризм (от лат. rigor — «твёрдость, строгость») — строгое проведение какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1