VII Вселенский Собор утверждает: «иконы необходимы для того, чтобы те, которые не знают Писания, на стенах могли читать то, чего они не могут читать в книгах».
Не все христиане умели читать книги, тем более богословские, икона же способна своими линиями, красками, символами излагать людям то же самое церковное учение, которое выражено словом.
Эта функция иконы играла в свое время важную роль, ведь икона, а вместе с ней мозаика и фреска, в соответствии с тремя своими жанрами наглядно рассказывали о главных христианских догматах, о главных событиях Священной Истории, показывали образы святых, т.е. тех, кто своей жизнью во Христе засвидетельствовал истинность Христова учения и дал пример для подражания.
Человек, приходя в храм, мог не понимать содержание Богослужения, но созерцая эти образы на стенах, он изучал Библейские сюжеты, проникался и шел к Богу.
Изображения: Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. XII век.
....
Описание
Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в 1468, по другим данным в 1469 году. В 16 лет святой пришел в Москву, начал юродствовать: в летний зной и в мороз ходил нагой и босой по улицам Москвы, постоянно носил вериги. Странными казались его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Торговцы били святого Василия, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем открылось, что калачи испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным.
Его почитание быстро росло: в нем признали человека Божия. Царь Иоанн Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих».
Однажды Христа ради юродивый проходил по торжищу, где сидели женщины, продававшие свое рукоделие. Они насмехались над его наготой, и вдруг все ослепли. Одна из них, почувствовав, что лишается зрения, устремилась вслед за святым Василием, раскаявшись в своем согрешении. Он сказал: «Прозришь, если исправишься», дунул ей на глаза, и она прозрела. Это чудо, описанное в житии святого, отображено на картине. Оно словно свершается перед зрителями.
В 2007 году эта картина была представлена на конкурс «От старой Руси к новой России» в номинации «Историческая картина». По итогам конкурса В.Ю. Графов награжден творческой поездкой в Италию.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2