В основу сюжета лег эпизод из Библии о том, как Моисей вел еврейский народ через пустыню к освобождению от рабства. Поскольку местность была скудна водными и питательными ресурсами, то манна появлялась чудесным образом каждый день, кроме субботы.
Описание
По центру композиции художник расположил фигуру Пророка Моисея. Его лицо и руки в молитвенном жесте обращены вверх, из уст Пророка звучит благодарность Господу за свершившееся чудо – в бесплодной пустыне народ израильский по попечению Господа получает пищу. Но это не простой хлеб, которым евреи питались вдоволь в Египте, а хлеб небесный – прообраз Тела Христова, принесенного в жертву Спасителем. Вокруг головы Моисея, согласно западной традиции, изображены два луча в виде рогов, намекающие на избранность Пророка, на его дар учительства и духовного попечения. Возле Моисея собрались люди, которые с надеждой взирают на Моисея, слушая его молитвенное призывание к Богу. С надеждой и чаянием обращены их взоры к пророку, в их руках отверстые сосуды, мешки и прочая пригодная утварь.
Художник мастерски передает состояние этих людей, шествующих по пустыне, претерпевающих голод: в их взорах одновременно надежда и страх потерять пищу – они стремятся запасти ее впрок, хотя пищи хватает на всех. Здесь аллегорически передается сомнение маловерующего человека, испытывающего подобные чувства: он просит Господа, но боится, что Бог ему откажет в помощи. Таким образом, душа его неспокойна, тревога постоянно терзает ее и не дает покоя. У Моисея совсем иное состояние – он полностью положился на Бога, он верует в Его безграничную милость.
Манна небесная, которую так поспешно собирает народ в сосуды, имела удивительное свойство – сохранять длительное время свежесть. Манна не была подвержена гниению. И здесь мы видим указание на хлеб небесный – на Тело Христово, на Его воскресение.
Картины свидетельствует о мастерстве художника – представителя венецианской школы, ее позднего периода. Художник легко владеет кистью: на полотне заметны свободные и изящные мазки, характерный «тающий» переход тонов от розовых к зеленым. Богатая колористическая гамма, свойственная венецианцам, дополнена изяществом и легкостью линий.
История
Работа написана около 1710-20 гг. Автор являлся типичным представителем венецианской школы, то есть тяготел к эпической и религиозной тематике. Кроме того, множество его работ обладало монументальным характером. К моменту написания картины Пеллегрини успел потрудиться в Италии, Чехии, Германии, Франции и Голландии, приобретя почет и славу. Данное панно создавалось для оформления внутреннего помещения церкви.
.....
Тринадцатый день.
Св. Иаков, епископ Низибийский.
(Всякая ложь противна Богу).
I. Однажды св. Иаков низибийский, память коего совершается ныне, пошел в какое-то село. Трое нищих, увидев его идущаго, придумали обмануть его, надеясь чрез эту ложь и хитрость побольше чего-нибудь выпросить у святого. Один из них притворился мертвым. Когда св. Иаков подошел к ним, они, указывая ему на своего будто бы умершего товарища, просили у него подаяния для его погребения. Иаков подал им сколько мог, помолился Богу о душе умершего и пошел своей дорогой. Видя, что старец ушел уже далеко, нищие велели встать своему товарищу, но тот не вставал; посмотрели хорошенько, а он и в самом деле был мертвый. Испугались бедные, что их выдумка так плохо кончилась, и стали бежать за св. Иаковом. Догнавши его, открыли ему сущую правду, прося прощения. Св. старец был милостив: воротился к мертвому, своею молитвою воскресил его и посоветовал им впередь так не шутить. (Ч. М. янв. 13 дня).
II. Из этого рассказа можно вывести тот урок, что ложь весьма противна Богу, «потому Он и наказывает так тех, кто прибегает к ней». Бог любит правду, и христианин должен любить правду и ненавидеть ложь.
а) Ложь бывает на словах и на деле. Нередко можно встретить людей, которые любят мешать правду с выдумками, быль с небылицей. Таких людей считают хвастунами; через это они теряют доверие и уважение людей умных и степенных; а этим нужно дорожить; другие по легкомыслию и тщеславию дозволяют себе шутить и смеяться над ближними, возводя на них разные небылицы, нередко весьма оскорбительные для чести и доброго имени их. От этого бывает то, что разрывается дружба и возникает вражда между людьми, не редко навлекаются великие несчастия на враждующих, между коими самое главное – лишение благодати Божией, которая не живет в сердцах людей злых и клеветников.
Бывает ложь и на деле. Эта ложь чаще всего встречается при покупке, продаже, мене и других разных сделках, какие бывают между людьми. Но помните, что каждая копейка, которая добывается таким неправедным и безчестным путем, не прочна и никогда в пользу не пойдет.
А главное, чего нужно бояться таким людям – это гнева Божия, который нередко постигает людей, живущих ложью, и в этой жизни и в будущей.
б) Вот несколько библейских примеров наказания за ложь;
Авессалом, обманом искавший царства, повис между небом и землею. (2 царст. 18, 8).
Ахитофел, подававший Авессалому коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством (17, 23).
Анания и жена его Сапфира утаили часть своего же имения и один за другим пали мертвыми у ног апостола Петра, которого хотели обмануть.
Бог ненавидит ложь: мерзость пред Господом – уста лживыя, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. XII. 22).
Да будет всегда в нашей памяти и страшное наказание за ложь. И не войдет в него (т". е. в небо) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Апокал. XXI. 27). Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою (Апокал. XXI. 8).
в) Св. подвижники, любившие всегда правду, дают нам некоторые наставления избегать лжи во всех случаях нашей жизни. «Ложь чужда Богу, пишет св. авва Дорофей. В писании отцем лжи называется диавол, а истина есть Бог; ибо Он Сам говорит: Аз есмь путь, истина и живот. Видите, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью» (Аввы Дороф. «Поучение и посл.» 1856 г. стр. 110).
«Младенец лжи не знает, не знает ее и душа незлобивая», пишет св. Иоанн Лествичник (Иоан. Леств. пер. с греч. изд. 2-е. 1854 г. сл.12. ст.13). «Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех, пишет он же: ибо Дух Святый страшнейшее паче всех пороков произнес на нее определение. Если погубит Господь вся глаголющия лжу (Псал. V. 7), как говорит св. царь Давид, то чего уже могут надеяться те, кои ко лжи присоединяют клятву?» («Лествица» слово 12. ст. 3).
III. Да будет же слово наше всегда истинным, чуждым лжи и неправды, лукавства и лицемерия. (Свящ. Гр. Дьяченко).
...
СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПО БОГОЯВЛЕНИИ
На вечерне великих праздников читаются так называемые паремии, представляющие собой обычно выдержки из книг Ветхого Завета. В них излагаются события прежних времен, напоминающие и даже разъясняющие то, что празднует в данный день Святая Церковь. В самые великие праздники число паремий, обычно не превышающее трех, очень увеличивается и в день Воскресения Христова достигает пятнадцати, а в день Богоявления – тринадцати.
При рассмотрении паремий Богоявления сразу бросается в глаза, что в них идет речь о чудесных изменениях свойств воды под непосредственным влиянием повелений Самого Бога или внушенных Им действий великих Святых.
Уже в первой паремии из книги Бытия слышим мы, что когда сотворил Бог небо и землю, то «земля же была безвидна и пуста... и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2).
Своим Божественным воздействием на воды Он дал им силу животворить, производить из себя пресмыкающихся и рыб.
Во второй паремии слышим о великом чуде перехода народа Израильского через Чермное море. По повелению Божьему ударил пророк Моисей своим жезлом по воде, и вода, точно живая и услышавшая Божий приказ, тотчас исполнила его и разошлась направо и налево, чтобы народ Израильский мог перейти по дну, а над войском фараона она сомкнула свои волны.
Чудо, подобное этому, описано в четвертой паремии, в которой слышим, что остановилось течение Иордана, когда при Иисусе Навине через него переходили священники с Ковчегом Завета и весь народ. Вода и здесь, как разумная тварь, была послушна повелению Божьему.
И не только непосредственным повелениям Божиим повиновалась вода, которую напрасно считают люди мертвою. Вода точно ощутила святость милоти великого пророка Илии, которою ударил он по ней, чтобы она остановила свое течение и мог он с пророком Елисеем перейти по дну Иордана на другой берег, как читаем в пятой паремии.
А что велика была святость милоти Илии, знаем мы из того, что, бросив ее на ученика своего Елисея, он передал ему в сугубой степени свой дар чудес и пророчеств.
Одиннадцатая паремия повествует об изумительном чуде сожжения жертвы пророка Илии в его споре со жрецами Вааловыми. Огонь ниспал с неба и сжег жертву пророка после пламенной его молитвы и поливания жертвенника и жертвы двенадцатью водоносами воды.
В третьей паремии слышим, как горькая вода Мерры внезапно стала сладкой, когда пророк Моисей, по повелению Божьему, вложил в нее кусок дерева.
В двенадцатой паремии читаем, как изменились губительные и вредоносные свойства Иерихонской воды, когда всыпал в нее благословенную соль пророк Елисей.
В шестой паремии читаем о внезапном исцелении от жестокой проказы Неемана, военачальника царя Сирийского, окунувшегося семь раз в Иордане по приказу пророка Елисея. Это ли не огромная власть молитвы великого праведника и пророка над водной стихией?!
Для чего так много говорил я вам, излагая паремийные чтения праздника Богоявления, о чудесных изменениях свойств воды по Божьим повелениям и по молитвам святых? Конечно, для того, чтобы ответить на трудный вопрос о целях Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна в струях Иорданских.
В прошлые годы я говорил вам о том, что и сам великий Креститель Иоанн был удивлен желанием Агнца Божия креститься от него. Много говорил о глубоком ответе Спасителя на недоуменный вопрос Иоанна: «Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3, 15).
Паремии великого праздника Крещения Господня наводят нас на понимание и другой цели Крещения Господа Иисуса Христа. Своим погружением в воды Иордана Он освятил их и дал им чудодейственную силу для совершения великого таинства крещения.
При троекратном погружении в воду, освященную глубокими молитвами, крестным знамением, помазанием освященным елеем крещаемый освобождается от первородного Адамова греха и от всех собственных грехов своих и выходит из купели святым и чистым.
Освящение воды, совершаемое при таинстве крещения совсем не так, как при водосвятном молебне и даже при великом освящении воды в день Богоявления, составляет весьма важную часть таинства крещения.
В глубокой молитве на освящении воды священник призывает Самого Господа Иисуса Христа, освятившего Иорданскую воду Своим Крещением, освятить и воду купели для крещаемого.
С благоговейным трепетом да произносит священник эту молитву и да совершает великое таинство, мысленно взирая на Крещение Господа Иисуса Христа в водах Иорданских.
И мы, все христиане, с великим благоговением и страхом да возносим в святой день Богоявления сердца наши к Богу, только однажды, в день Крещения Господня, ощутительно явившего нам великую тайну Своей Троичности.
Своими ушами слышали люди на берегу Иордана глас Бога Отца, говорившего: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф. 3, 17).
Своими глазами видели они Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловека Иисуса, стоящего в воде Иорданской; видели Третье Лицо Святой Троицы – Пресвятого Духа, в виде голубя, спускавшегося с небес на Господа Иисуса.
А для людей гораздо легче было уверовать в Святую Троицу, видя и слыша Ее, чем уверовать только по проповеди о Ней. Примем же и мы с глубокой верой свидетельство этих древних христиан и пойдем вместе с ними по пути, указанному нам Богочеловеком Иисусом Христом, прося благодатной помощи Святого Духа на этом трудном пути.
Аминь.
1957 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1