Духовные законы нашего мира
Притча о богаче и Лазаре
О причинах бед и скорбей
Как часто мы в сердцах задаем подобные вопросы, когда нас оскорбляют, делают пакости, клевещут. Правда ведь? Ещё больнее, когда горе приключается с близкими нам и любимыми людьми. В такие мгновения душа просто разрывается от нахлынувших чувств. И часто звучат вопросы: за что? почему такая несправедливость? Попробуем разобраться…
Начну с того, что священнику на исповеди обычно задают самые разные вопросы. Чтобы дать полезный и, может быть, единственно правильный ответ, в такие моменты его ум обращается к Богу и ищет помощи и ответов у Него. Бывает, что сказанное потом слово вызывает умиление. Такое ощущение, что Сам Господь сейчас касается страждущего сердца. В такие моменты ответы находятся сами, даже на очень тяжёлые и сложные вопросы.
По понятным причинам я сейчас не буду приводить каких-то конкретных примеров вопросов, которые прихожане задают на исповеди, ведь существует тайна исповеди да и болезненность темы не дает на это право. Остановлюсь на тех примерах, которые есть в общем интернет-доступе и близки к нашей сегодняшней теме.
Беда — это не повод для обвинений Бога, а время покаяния перед Ним
Что мы знаем о Господе? Задумывались ли мы о том, какие законы вложил Создатель в мироздание. И что изменилось в мире после изгнания первых людей из рая? Почему Сын Божий Единородный должен был стать Человеком и пострадать во искупление человечества?
Почему нельзя было обойтись без этой Жертвы? И черты лика Христов мы пытаемся прочесть по следам на Туринской плащанице. И не только лика, но и измученного побоями тела Богочеловека, умершего страшной крестной смертью.
Фрагмент Туринской плащаницы.
Вот пример из раздела «Вопросы и Ответы». Некий Марсель спрашивает: «Для чего Бог дал эти испытания?» И далее он описывает ситуацию, в которой над школьницей надругались восемь мигрантов. «Сказано, что Бог не даёт испытания, которые не сможет вынести человек. Для чего же Он дал девочке эти испытания? Или это не Бог сделал?», — спрашивает молодой человек. Подобные вопросы, кстати, нередко можно услышать и на исповеди.
Судя по имени, автор проживает в одной из стран Евросоюза, где вопрос с мигрантами много болезненней, чем в нашей стране. И таких происшествий там, к сожалению, много. Однако, прочитав вопрос, мне на память пришёл аналогичный случай, который как-то летом произошел в Чите. Там пятнадцатилетняя девочка вечером возвращалась со спортивной секции домой. Пятеро мужчин-мигрантов выследили её и по очереди надругались над ребенком, после чего скрылись, оставив обезумевшего от боли и стыда подростка живой. Вскоре все пятеро были задержаны и их ожидают суровые приговоры. Но разве это может утешить родителей и девочку в горе?
Безусловно, очень жаль потерпевших. У кого-то это вызвало гнев и негодование, желание отомстить. Но можно ли в случившемся обвинить Бога? Кто-то скажет: «Он ведь Всемогущ и без Его воли ничего не происходит! Значит, Бог виноват!» Отчасти это правда – Господь, действительно, Всемогущ и без Его воли ничего не происходит. Но виноват ли Он в случившемся?
…Я бы не коснулся этой болезненной темы, если бы сегодня в очередной раз не прослушал житие бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии.
святые Косма и Дамиан Асийские
Святые Косма и Дамиан Асийские
Так вот, там описан случай, происшедший уже после смерти святых. В том городе, под названием Фереман, где были погребены бессребреники, жил со своей женой некий человек по имени Малх. Город этот находился в верховьях реки Тигр, а впоследствии был разрушен турками. Малху понадобилось отправиться в далёкое путешествие. Не имея кому поручить свою жену, он повёл её в церковь к гробнице святых бессребреников Космы и Дамиана. Там Малх сказал жене:
— Вот я ухожу в далёкий путь, тебя же вручаю под защиту Косме и Дамиану. Оставайся дома, пока не пришлю тебе условный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог захочет, то возьму тебя к себе.
После этого он со спокойной душой отправился в путь. Но не прошло и недели, как в дом заявился некий знакомый ей мужчина и стал показывать женщине условленный с мужем знак. При этом сказал:
— Меня прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему.
Женщина же ответила ему:
— Знак этот я знаю, но идти с тобой не хочу, потому что я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану. Если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то идём со мною ко храму святых. Там возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.
Мужчина дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря. Там он сказал:
— Клянусь силами Космы и Дамиана, – не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему.
Женщина, услышав клятву, доверилась знакомому мужчине и пошла с ним в путь. Однако он завёл её в пустынное место и хотел уже изнасиловать и убить. Женщина очень испугалась и взмолилась от всего сердца ко Господу:
— Боже, по молитвам святых твоих — Космы и Дамиана — помоги мне и поспеши избавить меня из рук этого убийцы!
И тотчас неизвестно откуда появились двое мужчин. Насильник испугался и побежал к берегу. Достигнув высокого края он не удержался на нём, сорвался и с криком полетел в пропасть. Тогда мужчины взяли перепуганную женщину за руку и отвели домой. Там, успокоившись, она сказала:
— Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, – скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей.
Они же тихо ответили:
— Мы – рабы Христовы Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред отправлением в путь. Потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благодати Божией, от диавола.
Сказав это, они стали невидимы.
Вот такая прекрасная и поучительная история. О чём она говорит? О всегдашней и скорой помощи Бога тем, кто молится Ему и просит её у Него и святых.
Она приходит всем верующим и, поверьте, все они могут рассказать о случаях внезапной помощи в казалось бы безвыходной ситуации. Потому у тех, кто обвиняет в своих бедах Бога, в первую очередь, надо спросить: молились ли вы Ему, просили ли о помощи? Прочитали ли утренние молитвы, где просится благословение на предстоящий день? А накануне — вечерние, где просится прощение в совершённых грехах? Старались ли исполнять заповеди Его, чтобы привлечь к себе милость Бога? Если нет, то беда — это не повод для обвинений Бога, а время покаяния перед Ним.
Духовные законы нашего мира
Однако всё сказанное перед этим — только подготовка к ответу на вопрос, поставленный в названии: виноват ли Бог? Давайте вернёмся к вопросу Марселя, посочувствуем бедной девочке и помолимся о ней. После этого постараемся разобраться в этом.
Все знают, что без воли Божией ничего не бывает. Отсюда многие делают вывод, что всё, что ни происходит — это от Бога.
А как же тогда данная Богом заповедь: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф.5:27-28)? Этой заповедью запрещается даже смотреть на женщину с вожделением, а не то что силой принуждать её к близости. Или Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23-24)?
Этой заповедью запрещается даже приносить жертву Богу, если человек чем-то обидел ближнего. Настолько мерзок Господу обидчик!
Так разве эти мигранты не нарушили эти и многие другие заповеди Божии? А значит пошли против воли Господа. За это они будут наказаны ещё здесь, на земле, а потом, если не раскаются, то и в вечности — бесконечными страданиями в огненной бездне. При этом они ведь прекрасно знали, что так делать нельзя, и что Бог их накажет: об этом все знают. Но всё-таки сделали, поправ волю Божью. В чём здесь вина Бога?
Фрагмент иконы Страшный Суд
Фрагмент иконы Страшный Суд
В том, что Он не поразил их молнией на месте преступления? Но Бог никого не наказывает сразу, а всем даёт время на покаяние. Если бы это было не так, то на земле бы уже давно не осталось людей. Более того, сам Адам был бы немедленно предан смерти, а не изгнан из рая с отсрочкой для покаяния.
Или в том виноват Бог, что наделил людей свободой воли? Но без этой свободы они не смогли бы быть духовными существами и заменить собой часть отпавших ангелов. Без свободы невозможны ни любовь, ни милосердие, ни смирение, никакое другое высшее духовное проявление. Более того, Господь уже создал существа, лишённые этой свободы и руководствующиеся только заложенными в них инстинктами. Это — животные. Но для того, чтобы быть человеком и носить на себе образ Творца, надо иметь свободу. Однако она предполагает выбор не только добра, но и зла.
Это и есть причины, по которым Бог попускает существованию зла на земле до времени Страшного Суда. Как духовному существу Он даровал человеку свободу, а всем людям без исключения дает возможность и время на покаяние. Это духовные законы нашего времени!
Но и это ещё не всё. Попустив до времени торжество зла, не оставляя его без наказания в будущем, Бог в то же время дает и утешение безвинно страдающим. Какое же оно? Об этом —дальше…
Притча о богаче и Лазаре
Об этом утешении очень хорошо сказано в притче о богаче и Лазаре. Напомню вам её.
Был некоторый очень богатый человек. Он одевался в модные и дорогие одежды, каждый день устраивал весёлые вечеринки. А в это время у дверей дома его лежал нищий и больной Лазарь. Изнемогая от холода, голода и невыносимой боли в ранах, он мечтал только о том, чтобы поесть хотя бы отходы с вечеринки богача. Но и этого ему никто не давал. Только собаки прибегали к нему и из жалости лизали его раны, немного унимая боль и оказывая посильное им лечение. От такой скорбной жизни нищий Лазарь вскоре умер. Когда его тело похоронили в безымянной общественной могиле, святые Ангелы взяли его многострадальную душу и отнесли в рай. Они положили его голову на колени к патриарху Аврааму, и тот утешал Лазаря.
Через некоторое время умер и богач. После пышных похорон душа его была свержена в ад. Там, мучаясь в огне, он сподобился увидеть вдалеке в раю Авраама и на груди у него Лазаря. Богач узнал их и стал просить патриарха послать к нему бывшего нищего, чтобы тот хотя бы кончиком пальца, смоченного водой, оросил пересохший его язык. Однако Авраам возразил, что он уже получил утешение в своей жизни, а теперь в вечности обречён на страдания. Лазарь же, наоборот, страдал в земной жизни, а теперь утешается. Кроме того между раем и адом положена непереходимая пропасть и никто не может её преодолеть. Не получилось у богача и предупредить своих родственников, чтобы они не попали в адские муки так же, как и он.
О чём говорит эта притча? Если человек в страданиях на земле не ропщет и сохраняет веру, то он получит от Бога утешение в вечной жизни. Чем отличился Лазарь? Не видно, чтобы он долго молился или делал много добрых дел. Он только терпел страдания и не роптал, веря при этом в Бога. Этого оказалось достаточно для того, чтобы он попал в рай. Это и есть утешение для невинно страдающих.
О причинах бед и скорбей
Из житий святых мы знаем, что только скорби, добровольные у преподобных или невольные у мучеников, привели их в Царство Бога. И это согласно с учением Спасителя:
И кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её (Мф.10:38-39).
Ему вторит апостол Павел: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22).
Однако, терпя беды и скорби, надо помнить и другие слова апостола:
Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести его (1Кор.10:13).
Почему без скорбей нельзя войти в рай, спросите вы? Да потому что мы все согрешили, всё человечество, начиная с Адама и заканчивая лично каждым из нас. И только скорбь очищает человека от греха. Или добровольная, или невольная. Вернее, Бог очищает за понесённые безропотно скорби. Такой духовный закон нашего несовершенного мира. Совершенный же будет только в будущем веке. Без насильников и мигрантов, без голода и войн, без бед и скорбей. Потому что зло будет отделено от добра Всемогущим Богом. В своё время.
Чтобы лучше это понять, давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Бедам и скорбям неразлучной спутницей является что? Боль! Она является злом или нет? Боль в теле сигнализирует о болезни. Без неё человек не обратил бы на своё бедственное состояние внимание, а без лечения вскоре бы, возможно, умер. Поэтому боль — это сигнал бедствия. Но ведь и беда, и скорбь — это тоже сигналы бедствия, только не физического, а духовного. Они призывают человека к покаянию. Более того, они способствуют более глубокому, слёзному покаянию. А значит и прощению, и примирению с Богом.
Можно было бы и без скорбей. Но для этого надо не грешить. Всему человечеству.
.........
25-й день месяца
Каким блаженством наслаждаются христиане, верующие в покровительство Ангелов Хранителей! Отец и мать радуются, помышляя, что Ангелы охраняют детей их. Они в своих молитвах призывают их и просят помочь им в важном и трудном деле воспитания своего юного семейства. Благочестивая мать прибегает с молитвой к Ангелу Хранителю её младенца, чтобы он вразумил её своим советом и вдохновением; тогда ничто не тяготит её: ни ночные беспокойства, ни страдания, ни беспрестанные заботы. Ангел подкрепляет силы материнской любви. Мать уверена, что небесный Дух охраняет колыбель её дитяти. Когда сын её удаляется из дома родительского, она, принося всякий день молитвы его Ангелу Хранителю, утешается той мыслью, что Ангел сопровождает его в пути и оберегает от всех опасностей. Ни один человек, имеющий сердце, не может отказать просьбе нежной матери; тем более должна быть уверена ты, благочестивая мать, что твои молитвы всегда будут услышаны Ангелами Хранителями детей твоих. Моли Ангела твоего сына, чтобы он удалил от его слуха речи нечестивых и сохранил в сердце его чистоту помышления; моли Ангела твоей дочери, чтобы он укрыл её под покровом своим от стрел демона, от глаз обольстителя, и чтобы сердце её сохранило ангельскую невинность. Молитесь, несчастные матери, молитесь за своих детей, впавших в нечестие, и Ангел Господень исторгнет их из когтей врага и возвратит их в стадо Христово. Молитесь, когда вы собираетесь вместе вечером или утром, молитесь Ангелам вашим, они передадут ваши молитвы Милосердому Богу.
И вы, братья и сестры, вы, получившие жизнь в недре одной матери, вы желаете также вместе обитать в недре Бога; молитесь вашим Ангелам Хранителям и будьте все согласны и единодушны. Вы, дети, вы, которые любите так нежно вашего отца и вашу благочестивую мать, молитесь их Ангелам Хранителям: таким образом вы заплатите им за всё добро, которое они сделали вам, и чрез ходатайство их Ангелов насытите душу их дарами Божественной благодати. Когда смерть пресечет нить жизни виновников ваших дней, не переставайте и тогда молиться их Ангелам. По вашей молитве Ангелы защитят их от адских сил, утешат их сладкой надеждой блаженной жизни, поведут их на небо. Сия мысль доставит вашему сердцу великое утешение в скорби. Вы, соединенные узами дружбы, молитесь Ангелам, охраняющим тех, которых вы любите: они соединят сердца ваши единомыслием. Когда вы придете к кому-либо в дом, поклонитесь его Ангелу Хранителю, и он в ответ даст вам свое благословение. Имеете ли вы дело с каким-нибудь человеком, обратитесь к его Ангелу, который расположит его сердце, чтобы послушать вас. Имеете ли вы дело с врагом вашим – помолитесь его Ангелу, чтобы он укротил гнев, волнующий сердце врага вашего.
О посланники Небесного Милосердия, Ангелы Хранители! Благоволите ввести всех нас во славу Божию.
Ангелы пастырей стада Христова! Воодушевите их благочестивой ревностью, да будет путь их свят и да последуют за ними народы христианские!
Ангелы душ благочестивых, Ангелы святых обителей! Примите мое славословие, благодарение и молитву.
Ангелы несчастных грешников! Удержите их на краю пропасти, избавьте их от рук адского мучителя, явите милосердие к сим заблудшим братьям. Ангелы немощных и скорбных! Утешьте моих братьев, утолите голод их хлебом Божественной благодати.
Ангелы умирающих! Спасите души верующие во Иисуса Христа, защитите их в последней борьбе с врагом и введите их с торжеством на небо.
Ангелы отцов и матерей наших! Влейте в сердца их обильные струи благословений Божиих, дабы они вместе с детьми своими сподобились Царствия Небесного.
Ангелы Хранители наших братьев и сестер! Благословите их, пошлите им все блага, наставьте их на путь истинный.
Ангелы Хранители друзей наших! Сохраните в сердцах наших нежные чувства любви, подайте нам силу помогать друг другу для достижения святой жизни, дабы мы могли вечно любить друг друга.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев