2:8); «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).
К сожалению, многое из того, что сегодня относят к Священному Преданию, в действительности ему не принадлежит. Это мнения и идеи, обычаи и обряды, зарождение которых связано как с древними, так и с позднейшими починами, но не общецерковными. К этой сфере можно отнести распространенные на сегодняшний день мнения: о неуместности крещения младенцев; о конечности адовых мук; о воипостазировании (без преложения сущности) хлеба и вина в Таинстве Евхаристии и др.
Но что же такое Священное Предание? Возможно ли выявить, каков объём этого понятия? Дабы ответить на эти вопросы, необходимо учитывать: в рамках православной догматики Священное Предание имеет не одно, а несколько смежных значений. В узком смысле под Преданием понимается та часть апостольской проповеди, которая, будучи вверена на хранение памяти верующих, не была запечатлена в письменах, входящих в состав канонических книг Нового Завета. А в расширенном смысле под Священным Преданием понимается вся апостольская проповедь вообще, весь переданный ими Собранию верных спасительный опыт (в рамках этой трактовки Священное Писание признается составной частью Священного Предания). Каждое из представленных определений имеет основание в Новом Завете.
В послании апостола Павла к коринфянам читаем: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:2). Под преданием здесь понимается Предание в первом значении. Между тем в послании к Фессалоникийцам обнаруживаем, что в составе Предания можно встретить как устные, так и письменные поучения: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Здесь можно видеть образец расширенной трактовки.
Наконец, Под Священным Преданием подразумевают богатейший спасительный опыт, собранный Церковью в продолжении всего её животворного пути: на основании, заложенном апостолами под руководством Христа в Духе Святом. Многообразие аспектов этого опыта столь велико, и все они столь тесно переплетены между собой, что вычленить и классифицировать их весьма трудно. Однако сие не означает, что «Предание Церкви» представляет собой нечто смутное и размытое (как иногда говорят протестанты).
По большей части содержание Священного Предания отражено и конкретизировано в ряде источников. В каких именно? Помимо Писания – это древние Символы веры; вероопределения и правила Вселенских и ряда поместных Соборов; признанные Церковью «Исповедания веры» и «символические» тексты; согласные между собой свидетельства отцов и церковных учителей; «церковные истории»; утвержденные гимны и молитвы; богослужебные книги и богослужебная практика; церковное искусство (иконопись, зодчество и пр.); достоверная агиографическая литература.
Признаки, по которым можно отличить Священное Предание Церкви от местного или ложного, таковы: древность (исходит от апостолов); непрерывность; повсеместность; всеобщность (соблюдается всеми истинно верующими); соответствие Священному Писанию.
Видимым, внешним условием соответствия Священного Предания апостольской проповеди служит преемство пастырей Церкви. Внутренним невидимым Гарантом чистоты является веющий в Церкви Дух Истины – Святой Дух. Предание может «обогащаться» за счёт дополнительных знаний, укладывающихся в нормы христианского благочиния. Например, в области вероучения допускается появление новых терминов, формулировок, соборных определений.
* * *
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев