Утр. – Мк.1:9–11 (зач. 2). Лит. – Тит.2:11–14,3:4–7 (зач. 302). Мф.3:13–17 (зач. 6). На освящении воды: 1Кор.10:1–4 (зач. 143 от полу́). Мк.1:9–11 (зач. 2).
Евангелие от Марка
Мк.1:9-11
1:9
1:10
1:11
Синодальный
Языки
[Зач. 2.] И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Апостола Павла послание к Титу
Тит.2:11-14,3:4-7
2:11
2:12
2:13
2:14
Глава 3
3:4
3:5
3:6
3:7
Синодальный
Языки
[Зач. 302А.] Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Евангелие от Матфея
Мф.3:13-17
3:13
3:14
3:15
3:16
3:17
Синодальный
Языки
[Зач. 6.] Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Апостола Павла 1-е послание к коринфянам
1Кор.10:1-4
10:1
10:2
10:3
10:4
Синодальный
Языки
[Зач. 143Б.] Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
и все крестились в Моисея в облаке и в море;
и все ели одну и ту же духовную пищу;
и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
Евангелие от Марка
Мк.1:9-11
1:9
1:10
1:11
Синодальный
Языки
[Зач. 2.] И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
.....
Цитата дня
Он [Христос] крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; Ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь.
свт. Иоанн Златоуст
........
«Крещенская вода не мерзнет»
Златые нити святости протянуты через века
Порядок Великого освящения воды
Тропари на освящение воды «Глас Господень»
Паремии
Особые прошения Мирной ектении и молитва на освящение воды
Освящение воды с пением тропаря праздника
Праздник Богоявления согрет необычайной теплотой благодатного дыхания Святого Духа, освящающего все творение. «Днесь (сегодня) вод освящается естество», — поет Церковь. А вместе с тем и мы просим освятить нас через прикосновение, омовение и вкушение освященной в этот день воды, которую называем мы крещенской. Церковь же именует её агиасмой. Давайте вникнем в молитвы чина освящения воды, вслушаемся, о чем просит Церковь Бога в этот великий праздник, когда Бог явил Себя миру в Троице.
«Крещенская вода не мерзнет»
В начале хочется поделиться свидетельством святости агиасмы (крещенской воды).
В начале 90-х годов прошлого столетия я пела в восстанавливающемся храме. Свидетели эпохи помнят атмосферу тех лет: службы шли в диком холоде, в помещении полуразрушенной церкви с натянутой на зияющие раны окон пленкой и отверстиями в крыше. Помнится, батюшка, усаживаясь после службы за руль старенькой «Волги», синими от холода руками не всегда мог взяться за руль и при этом шутил, веселя заледеневших певчих, что «странное дело, руки посинели, а голова не мерзла, видимо, там одна кость».
Так вот, в одно из таких морозных воскресений в конце Литургии отец Владимир вышел на амвон и сказал: «Братия и сестры, вот, хочу показать обыкновенное чудо. У меня в алтаре рядом стоят две баночки воды: простая и крещенская. Так вот, смотрите», — и он вынес эти две стеклянные поллитровые баночки. — «Простая вода замерзла, а крещенская нет».
И, действительно, простая вода в первой банке покрылась льдом, а вторая, с крещенской, была совершенно нетронута морозом.
Это чудо многим тогда пошло во укрепление веры.
Златые нити святости протянуты через века
Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на день Крещения Господня, произнесенной в 387 г. в Антиохии, отмечает:
«В полночь на этот праздник [Богоявления] все, начерпав воды, приносят ее домой и [затем] хранят ее целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».
Как мы видим, в IV веке уже существовало освящение воды. И великий Учитель Церкви святой Иоанн свидетельствует о тех же свойствах ее, что известны и нам.
Святитель Иоанн Златоуст на книжной миниатюре служебника
Святитель Иоанн Златоуст на книжной миниатюре служебника
Впервые воду стали освящать в Египетской Православной Церкви, а спустя несколько десятилетий эта традиция распространилась повсюду.
«В месяце златохитонном на празднество тайны Господней:
Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают.
Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага
Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче,
Хоть от истока вдали пребудет многие годы,
Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина…»
Эти строки принадлежат Павлу Силенциарию, жившему в VI веке, и из них очевидно, прямо следует, что в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом: богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии.
Так и в советское время люди с молитвой набирали воду в полночь праздника из источника, и она не портилась и обладала всеми свойствами святой агиасмы. Ведь в эти дни Спаситель мира, Воплотившийся Бог Слово вошел в воды, чтобы креститься от Иоанна. При этом произошло Богоявление: свыше был слышен глас Отца, и Дух Святой в виде голубя снизошел с Небес. Так явлением Бога и присутствием Его в водах освятилось Божественной благодатью все водное естество. И это освящение продолжает повторяться и сегодня, в наши дни.
Порядок Великого освящения воды
В целом, само последование Великого освящения воды не так уж отличается от малого.
Оно тоже совершается в завершение Литургии по заамвонной молитве.
Начинается оно с пения тропарей (стихир), затем следуют чтения из Священного Писания, как и при малом освящении воды, и Евангелия.
Затем идут прошения Мирной ектении, молитва на освящение воды, окропление верующих и завершающие песнопения (стихира).
Все эти черты есть и в малом освящении воды. Но в чине Великого её освящения они особые. А также и молитва для этого тоже иная.
Давайте разберем тексты последования подробнее.
Тропари на освящение воды «Глас Господень»
Сразу после заамвонной молитвы Литургии (когда после Причащения священник спускается с солеи и читает молитву, обращенный к Царским вратам), певцы начинают произносить особые песнопения, и все идут к месту освящения воды.
Тропарь первый
Гла́с Госпо́день на вода́х вопие́т, глаго́ля: прииди́те, приими́те вси́ Ду́ха прему́дрости, Ду́ха ра́зума, Ду́ха стра́ха Бо́жия, я́вльшагося Христа́.
Голос Господа взывает на водах, говоря: «Приидите все и приимите Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, Явившегося Христа»
Это Церковь устами святого Иоанна Предтечи (его называет Гласом Господа) обращается ко всем и призывает получить от Бога благодатные дары для соединения с Ним и спасения души.
Тропарь второй
Дне́сь во́д освяща́ется естество́, и разделя́ется Иoрда́н, и свои́х во́д возвраща́ет струи́, Влады́ку зря́ креща́ема.
Ныне освящается водное естество; Иордан, видя Крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение.
Во втором тропаре прямо говорится об освящении вод, а также приводится сравнение с переходом иудеев через Красное море, когда оно остановило свои воды. Так и Иордан «возвращает струи», увидев Владыку мира, пришедшего креститься. А мы, уверовавшие в Него, через крещение можем перейти «на другую сторону» от греховного мира и силой благодати спасти свои души.
Чин Великого освящения воды
Источник фото: сайт Александро-Невского собора г. Барнаул
Тропари третий и четвертый
Я́ко челове́к на реку́ прише́л еси́ Христе́ Царю́, и ра́бское креще́ние прия́ти тщи́шися Бла́же, от Предте́чеву руку́, гре́х ра́ди на́ших, Человеколю́бче.
Христос Царь! Ты, ради очищения нас от грехов, пришел к реке Иордану, как человек, и требуешь рабского крещения от руки Предтечи.
Мы поем о грехах наших, которые явились причиною изменения человека и природы. И ради их очищения Царь Христос приходит к Иоанну и просит креститься, как раб.
Ко гла́су вопию́щаго в пусты́ни, угото́вайте пу́ть Госпо́день, прише́л еси́ Го́споди, зра́к ра́бий прии́м, креще́ния прося́, не ве́дый греха́, ви́деша тя́ во́ды, и убоя́шася. Тре́петен бы́сть Предте́ча, и возопи́ глаго́ля: ка́ко просвети́т свети́льник Све́та? Ка́ко ру́ку положи́т ра́б на Влады́ку? Освяти́ мене́ и во́ды Спа́се, взе́мляй ми́ра гре́х.
Ты, Господи Безгрешный, принявший образ раба, пришел к голосу взывающего в пустыне: «Приготовьте путь Господу», и просишь у него крещения. Увидели Тебя воды и убоялись; Предтеча затрепетал и громко воскликнул: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды».
В четвертом тропаре говорится о страхе самого Иоанна и твари, что Бог пришел креститься в образе человека, раба; потому что Ему Самому, как безгрешному, не от чего было очищаться, не в чем каяться; но Он взял на Себя мира грех, потому Иоанн просит Его: «освяти меня и воды, Спасе», то есть человека и тварь – очищающей благодатию Святого Духа.
Чин Великого освящения воды в требнике
Чин Великого освящения воды в требнике XVII века, хранящемся в музее Троице-Сергиевой Лавры.
Паремии
Далее читаются три фрагмента из книги святого пророка Исаии. Чтения из Ветхого Завета в богослужении называются паремиями.
Паремия первая
Книга пророка Исаии (35, 1—10)
В этой паремии пророк, провидя будущее спасения людей, ободряет всех, призывая верить в спасение и великие обетования Господа. Еще только предощущая богоявление, пророк радуется и зовет всех распрямиться, ободриться, надеяться: есть чего ждать!
«Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать… Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки… и возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся».
Паремия вторая
Книга пророка Исаии (55, 1—13)
Пророк Исаия зовет всех жаждущих идти и насытится водой. Благодать не купишь за деньги, она подается даром. Однако для этого нужно оставить прежние мысли и уверовать в Господа, призывать Его. Эти слова — призыв Божий ко спасению всех людей. Пророчество о проповеди Евангелия, о вечной радости и блаженстве уверовавших и спасенных людей.
«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко…Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду…Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших… Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
Паремия третья
Книга пророка Исаии (12, 3—6)
В этой паремии прямо говорится о воде как о источнике благодати. Пророк призывает всех к радости, потому что Бог «посреди Израиля», среди нас, пришел и явился Своему народу.
«И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.»
Затем читаются Апостол и Евангелие.
В Апостольском чтении (зачало 143-е: 1Кор.10:1-4) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос.
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
и все крестились в Моисея в облаке и в море;
и все ели одну и ту же духовную пищу;
и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
В Евангелии (зачало 2-е: Мк.1:9-11) повествуется о Крещении Господа.
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Особые прошения Мирной ектении и молитва на освящение воды
К обычным прошениям Великой или Мирной ектении («Миром Господу помолимся») добавляются прошения на освящение воды. В рамках этой публикации нет возможности рассказывать о них подробно. Достаточно вслушаться в них. Помнится, с одной сестрой во Христе мы собирались впервые после службы погрузиться в источник. Мне было очень страшно, но она сказала мне: «Послушай ектению. Разве ты не понимаешь, что все это может нам даровать Господь?»
После десятого прошения священник начинает особо молиться (приводим прошения сразу в переводе на русский язык):
10. «Чтобы силою, действием и наитием Святого Духа освятились эти воды Господу помолимся…».
11. «Чтобы очистительная действенная сила Божественной Троицы снизошла на эту воду, Господу помолимся».
12. «Чтобы силою, действием и наитием Святого Духа даровалась ей спасительная благодать и благословение Иордана, Господу помолимся».
13. «Чтобы Господь скоро ниспроверг сатану под ноги наши и расстроил всякие лукавые замыслы, направляемые против нас, помолимся».
14. «Чтобы Господь Бог избавил нас от всех диавольских козней и искушений и сделал достойными обещанных благ Господу помолимся».
15. «Чтобы через наитие Святого Духа просветится нам светом познания и благочестия, Господу помолимся».
16. «Чтобы Господь Бог ниспослал благословение Иордана и освятил эти воды, Господу помолимся».
17. «Чтобы эта вода послужила даром освящения, избавлением от грехов, исцелением душ и тел и для всякой особенно необходимой помощи, Господу помолимся».
18. «Чтобы эта вода содействовала нам к достижению вечной жизни, Господу помолимся».
19. «Чтобы послужила она к удалению всех козней видимых и невидимых врагов, Господу помолимся».
20. «О почерпающих и принимающих ее для освящения домов Господу помолимся».
21. «Чтобы послужила она для очищения душ и тел всем, с верою почерпающим и пьющим ее, Господу помолимся».
22. «Чтобы через принятие этой воды при таинственном явлении Святого Духа удостоиться нам полноты освящения, Господу помолимся».
И завершает вереницу прошения обычными: «Чтобы услышал Господь Бог молитвенный голос нас, грешных, и помиловал нас, Господу помолимся»… «Чтобы избавиться нам от всякой скорби…» «Защити, спаси, помилуй…».
Навершием этого усердного моления является дивная молитва Великого освящения воды. Она имеет особую форму «анафоры», возношения. Перед тем, как просить Господа освятить воды, священник вспоминает величие подвига Спасителя мира и учение о Святой Троице.
«Господи Иисусе Христе, Единородный Сын, пребывающий в Отце, Истинный Бог, Источник жизни и бессмертия, Свет от Света, пришедший в мир, чтобы просветить его! Озари наш ум Твоим Святым Духом, прийми нас, прославляющих и благодарящих Тебя за Твои дивные дела, явленные Тобою от вечности, и за Твое в последние времена спасительное воплощение, в котором Ты, Владыка всего, оделся в нашу немощную и убогую природу и снизошел до рабского служения, и, будучи Безгрешным, Ты принял еще и крещение от руки раба на Иордане, чтобы, освятив водную природу, проложить нам путь через возрождение водою и Духом и привести нас к первоначальной свободе. Поэтому, празднуя воспоминание этого Божественного таинства, мы молимся Тебе, Владыка Человеколюбец: окропи, по Твоему Божественному обещанию, и нас, недостойных Твоих рабов, чистой водой, дарованной по Твоему милосердию; и да будут угодны Тебе, Милостивому, все прошения нас, грешных, об этой воде, чтобы через нее даровалось Твое благословение нам и всему верному Твоему народу для славы Твоего святого и достойного поклонения имени. Ибо Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение с Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, теперь, всегда и во веки вечные».
Центром молитвы является прошение с троекратным благословением воды рукою: Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию (трижды).
Это главное прошение молитвы на освящение воды и главное священнодействие чина. Подробнее можно прочесть здесь.
Все мы должны усердно молиться Господу вместе со священником, чтобы Он ниспослал свою благодать и освятил воду, от которой мы получаем великое утешение и множество духовных даров, а также укрепление телесных сил.
Известны случаи, когда священная агиасма (крещенская вода) сразу же исцеляла лежащих на одре болезни. А мы будем пить ее весь год натощак с молитвой и помнить о святых дарах Божиих, которые она несет.
Освящение воды с пением тропаря праздника
После трехкратного благословения воды священник читает заключительную часть молитвы, в которой снова просит о даровании нам благодати, разума, здравия душе и телу. Затем он благословляет верующих и произносит молитву, которая в русском перевод звучит так:
«Господи, благоволивший креститься во Иордане и освятивший его воды, приклони ухо Твое, услышь нас и благослови всех нас, преклонением своих голов изъявляющих Тебе покорность, и удостой нас, Господи, исполниться Твоего освящения через принятие этой воды, чтобы послужило оно нам для здоровья души и тела. Ибо Ты освящение наше и мы воссылаем славу, благодарений и поклонение Тебе с Твоим Безначальным Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков».
И, взяв крест, погружает его в воду и благословляет ее в виде креста со словами «Сам, Господи, освяти эту воду».
Источник фото: сайт Московской Патриархии.
Священство, хор и люди поют тропарь праздника
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́ Го́споди, Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: Роди́телев бо гла́с свиде́тельствоваше Тебе́, возлю́бленнаго Тя́ Сы́на имену́я, и Ду́х в ви́де голуби́не изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние. Явле́йся Христе́ Бо́же, и ми́р просвеще́й, сла́ва Тебе́.
На Иордане, во время крещения Твоего, Господи, открылось поклонение Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном и Дух, в виде голубя, подтвердил истину этого слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе.
Все радуются окроплению святой водой. В монастырях после завершения службы идут кропить все помещения, скот, поля, кельи насельников с великой радостью.
А пока люди спешат взять крещенскую воду, хор и священство возвращаются на обычные места с пением стихиры:
Воспои́м ве́рнии, е́же о на́с Бо́жия благодея́ния вели́чество, о на́шем бо прегреше́нии бы́в челове́к, на́шим очище́нием очища́ется во Иорда́не, еди́н Чи́стый и Нетле́нный, освяща́яй мене́ и во́ды, и главы́ змие́в сокруша́яй в воде́. Почерпе́м у́бо во́ду с весе́лием, бра́тие, благода́ть бо Ду́ха ве́рно почерпа́ющым, неви́димо подава́ется от Христа́ Бо́га, и Спа́са ду́ш на́ших.
Прославим, верующие, величие Божиих благодеяний, проявленных над нами, ибо за наши прегрешения Единственный Безгрешный и Вечный, сделавшись человеком, очищается в Иордане нашим очищением, освящая меня и воды и сокрушая в воде головы змеев. Итак, братия, с радостию почерпнем эту воду, ибо с верою почерпающим подается невидимо благодать Святого Духа от Христа Бога и Спасителя наших душ.
От всей души желаю нам причаститься благодати священной агиасмы, крещенской святыни. Освящение по совершенно одинаковому чину происходит и в Сочельник 18 января, и в сам день праздника, 19 января. В этом году праздник совпал с воскресным днем, так что многие будут свободны от работы и смогут лично посетить это чудесное богослужение.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев