Беседа с апологетом Сергеем Худиевым
Марина Вагузова
(8 голосов: 4.5 из 5)
Кто из нас хоть раз, читая житие какого-нибудь святого, не мечтал стать похожим на него. Мы молимся им восхищаемся ими, удивляемся их подвижничеству и крепкой вере. А может ли простой человек — Вы или я — стать святым? И достаточно ли для этого только одного желания. На эти и другие вопросы нашего автора Марины Вагузовой отвечает апологет Сергей Львович Худиев.
— Тут надо уточнить, в каком смысле мы используем само слово «святой». В Священном Писании это слово означает всех верующих, всех христиан. Когда Апостол Павел говорит: «братья мои святые…», он не имеет в виду людей, которых канонизировали. Понятно, что он обращается к людям, которые живы и здоровы. Речь здесь идет о людях, которые отделены для Бога. Вот как в Ветхом Завете мы читаем о святых сосудах, которые можно использовать для богослужения в храме: они тоже отделены для Бога, у них особое предназначение. Мы также читаем в Ветхом Завете, что ветхозаветный Израиль назван народом святым. Это ведь не значит, что он был нравственно безупречным. Это значит, что он был отделен для Бога, принадлежал Богу, обладал особым статусом и положением, был выделен из этого мира и уже не являлся частью языческого мира. Святые Нового Завета — это христиане, которые уверовали во Христа Спасителя и стали частью Его Царства.
Фрагмент фрески «Страшный суд». Справа изображен благоразумный разбойник
— Вот: о Царстве. В понимании многих Царство Божие это что-то о загробном мире…
— На самом деле Царство Божие – это Царство, где особым образом осуществляется царствование, владычество Бога, Иисуса Христа, которое явным и непреодолимым образом будет явлено в будущем. Оно еще предстоит, но оно уже и присутствует в этом мире среди тех, кто верит во Христа, среди тех, кто за Ним следует, кто решается этому Царству принадлежать. И это Царство, в сравнении с царством мира сего, радикально другое. Оно по-другому устроено.
К примеру, царство мира сего основано на конкуренции, вражде, постоянном выяснении, кто главнее, кто займет более высокую, а кто более низкую позицию. На постоянном соперничестве как между отдельными людьми, так и между группами, кланами, корпорациями и державами. Все царства мира сего построены вот на таком стремлении к власти. Еще немецкий мыслитель Фридрих Ницше говорил, что «жизнь есть воля к власти». Поэтому всё живое грызет друг друга.
Царство Христово устроено совершенно иным образом. Христос приходит и занимает место на кресте. Это самое последнее место, за которое точно бы никто не состязался. Это место, которого все хотели бы избежать. И Христос говорит, что Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить Самому и душу свою отдать за искупление многих (Мк.10:45). Это Царство, которое строится на принципах, противоположных земным царствам: на принципах любви, смирения, веры и того, что человек отдает себя Богу и ближним, а не на том, что старается всё себе загрести. Царство мира сего — это царство конкурентное, в котором люди борются за ресурсы друг с другом. А Царство Божие устроено по образу Святой Троицы. Ведь Лица Троицы непрестанно пребывают во взаимной всесовершенной любви.
Омовение ног ученикам
Икона «Христос умывает ноги ученикам»
Так вот, святой человек — это человек, который принадлежит Царству, в котором правит Христос, где правит Его любовь. Мы можем вспомнить, например, преподобного Сергия Радонежского, который последовательно отказывается от власти, от привилегий. Боярин по происхождению, он уходит жить куда-то в пустыню: молится там, общается с Богом и не ищет ничего, что увлекает людей в миру.
Но приходят люди, которые ищут его наставлений, видят в нём духовного отца. И даже когда через какое-то время там возникает конфликт из-за того, что какой-то человек засомневался, должен ли именно Сергий быть настоятелем монастыря, святой, вместо того чтобы отстаивать свои права, причем совершенно очевидные, просто уходит в другое место, где продолжает свою отшельническую жизнь. А люди к нему уже туда бегут, ищут его наставлений.
Таким образом, преподобный Сергий преображает всю страну. Это одна из самых ярких и поразительных личностей в нашей истории. И он это делает именно методами Царства: он демонстрирует последовательность и отказ от того, чтобы конкурировать, подавлять других людей. Напротив, он занимает последнее место, и Бог действует через него. И так он становится святым. То есть святой — это человек, пребывающий в духовно-благодатном единстве с Богом, через которого Бог особым образом действует в этом мире.
Иногда очень поразительно и парадоксально: вроде бы, что может изменить в жизни человек, который уходит в пустынное место молиться Богу. Ведь он не полководец, не политический реформатор, он просто молится Богу, при этом отказывается занимать какое-то господствующее положение, отказывается командовать. Но он меняет этот мир гораздо сильнее, чем его изменили многие другие! Святой — это человек, который посвящен Богу. И в Новом Завете мы читаем, что все христиане отделены для Бога, они принадлежат Царству Иисуса Христа и в этом отношении они не от мира сего. Они не принадлежат этому миру и живут по совершенно другим принципам.
Постепенно в истории Церкви слово «святой» стало означать немножко другое. Это не просто христианин, а христианин, который может быть принят как образец христианской жизни, как человек, который осуществил свое христианское призвание. В современной жизни, когда мы слышим, что вот этот человек святой, это подразумевает, что он как минимум умер, а потом его канонизировали.
И конечно, человек при жизни не может сказать о себе «я святой». В современном словоупотреблении это совершенно ни в какие ворота. Но мы призваны в любом случае быть святыми в первом смысле этого слова, то есть отделенными для Бога, принадлежащими Ему и Его Царству и живущими по законам этого Царства. И это огромный труд, потому что мы живем в мире, который совершенно по-другому функционирует, который, как я уже говорил, живет по законам конкуренции и вражды. Быть в этом мире представителями или посланцами иного Царства трудно, потому что это значит идти против сильного течения. Тем не менее в этом отношении каждый крещеный христианин призван и должен быть святым. Будет ли он таким святым, которого потом канонизируют, — этого мы не можем знать, это вопрос Божьего промысла.
— Можно ли в современном мире захотеть и стать святым? Одного желания будет ли достаточно? Или Господь всё-таки Сам выбирает, кто может Ему послужить?
— С точки зрения апостола Павла, как я уже говорил, святые — это все христиане. Все христиане отделены для Бога. Если ты христианин, если ты уверовал во Христа, то это потому, что Бог тебя призвал. Это не могло бы совершиться, если бы Бог тебя не призвал. Инициатива всегда исходит от Бога. Как говорит Христос, «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин.15:16). То, что мы уверовали, то, как сложились наши обстоятельства в жизни, то, что мы столкнулись со свидетельством Православия, встретились с верующими людьми, прочитали какие-то книги — это всё произошло не случайно! Бог всё так устроил в нашей жизни. Мы и уверовали потому, что отозвались на Божий призыв, который был к нам обращен. Мы бы не попали в Церковь, если бы не были призваны Богом. Другое дело, что Церковь Божия открыта для всех людей, и Господь всех призывает в неё, но отзываются на этот призыв не все.
Что касается воли и желания… Наша воля только отвечает, она вторична, хотя, конечно, нельзя сказать, что от нее совсем ничего не зависит — зависит, конечно. Бог не тащит в Церковь за шиворот, а пробуждает в нас желание небесного Царства, Он открывает нам глаза на истину, которой мы следуем. Но инициатива всегда исходит от Него.
Фрагмент фрески «Небесный Иерусалим». Апокалипсис
Например, если я не родился в царской семье, я бы мог очень сильно стараться быть царским сыном. Я мог бы пытаться вести себя как царский сын, мог бы выучить весь придворный этикет, мог бы пытаться сделать себе одежды, приличествующие царскому сыну. Но царским сыном меня бы это не сделало в любом случае. Я мог бы им стать, если только царь сам усыновил меня. И вот в Крещении мы усыновляемся Богу и призваны жить исходя из этого великого события, исходя их того, что мы приняты Богом. И мы призваны реализовать этот дар крещения, пребывая в Церкви, участвуя в богослужениях, приступая к Таинствам.
И поэтому, если у нас есть желание быть святыми, послужить Богу и принести Ему плоды, то это результат Его благодати, это мы отзываемся на Его призыв. Это должно нас очень сильно обнадежить, потому что это не наша инициатива, это не мы пытаемся набиться к Богу. Нет, это Бог нас призвал.
Важно понимать еще, что у разных святых разные призвания. Как, например, тот же Сергий Радонежский призван был быть монахом, жить в безбрачии: такое его призвание от Бога. А кто-то призван быть семейным человеком, жить и служить Богу в миру, как делают многие добрые и благочестивые люди. И мы не должны выстраивать себе какую-то искусственную картинку, как выглядит святость, а потом пытаться под нее подстроиться. Мы должны искать во всех наших обстоятельствах нашей жизни воли Божьей.
— А если люди попадают в одни и те же жизненные обстоятельства (к примеру, муж и жена), при этом один из них «услышал» зов Бога, начал воцерковляться, исполнять заповеди Божьи, а другой остался глух…
— Конечно, отзовется ли человек на призыв Бога — это его, а не наше решение; но мы должны полагаться на Божий промысл, который, возможно, медленнее, чем нам бы хотелось, но действует в его жизни — в том числе через наши молитвы.
Здесь мы можем вспомнить классический пример блаженного Августина и матери его, святой Моники. Святая Моника с самого начала была благочестивой христианкой, а муж и сын были язычниками. К тому же сын вел довольно беспорядочную жизнь. И пока он «блуждал» по жизни, всё это время мать молилась за него и очень терзалась, что сын пребывает там, в стороне далече.
И так бывает, что Бог приводит к вере наших родных и близких через какое-то время — и это время может оказаться долгим. Вот супруг святой Моники, к примеру, крестился только перед самой смертью. Поэтому для того, чтобы мы содействовали обращению наших близких, нужно прежде всего огромное терпение и доверие к Богу, вера в то, что это может произойти не сразу, а десятилетия спустя. Но всё это время мы должны служить примером того, как наша жизнь изменилась под влиянием божественной благодати.
Беседовала Марина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев