9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
24 августа (переходящая) - Собор Кузбасских святых
7 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
Житие
Священномученик Сергий родился 5 октября 1884 года в селе Белая Колпь Волоколамского уезда Московской губернии в семье диакона Ивана Глебовича Цветкова и его супруги Елизаветы Алексеевны. Сергий поступил учиться в Вифанскую Духовную семинарию, но, проучившись три года, в 1904 году подал прошение об увольнении. В 1911 году он был рукоположен во диакона ко храму Иоанна Предтечи в селе Ярополец Волоколамского уезда, в котором и прослужил до времени закрытия его безбожниками. В 1924 году диакон Сергий был награжден двойным орарем. 28 января 1936 года он был назначен в Казанскую церковь того же села.
26 октября 1937 года помощник прокурора Волоколамского района переправил в районное отделение НКВД заметку из местной газеты, о том, что местные священнослужители, «пользуясь сталинской конституцией… проводят какие-то собрания. Прокуратура просила редакцию прислать селькора, рассказать какие проводились собрания, на что получен ответ, что письмо попало в редакцию анонимное и селькор неизвестен».
13-25 ноября были допрошены дежурные свидетели — жители Яропольца. Они показали, что диакон Сергий имеет тесную связь со своим братом протодиаконом Николаем (прославлен в лике святых, память 15/28 сентября), который среди народа почитается как святой человек, его посещает много народа и бывают исцеления. До сих пор многие приезжают к диакону Сергию, прося помощи и спрашивая о местонахождении брата.
«Свою антисоветскую деятельность он проводит исключительно среди стариков и старух верующих, которых собирает к себе в дом и проводит с ними беседы, — показал один из свидетелей. — Цветков… мне заявил: — Советская власть хотя и отделила Церковь от государства, но все же не дает свободно веру исповедовать. Вот, возьми в пример, колхозники в церковь не идут. А почему? Да потому, что их колхоз не пускает, душат их работой да заготовками. Мне приходилось в 1929 году делать опись имущества у Цветкова за неуплату налогов, то Цветков вызывающе выкрикивал: — Советской власти все мало, только отбирают налог. Не успеешь выплатить — другой тебе приносят». «Цветков… посылал собирать подписи… чтобы церковь оставили, в момент снятия колоколов с церкви… в 1931 году … говорил: — Советская власть дошла только до этого, как бы колокола снимать да пушки лить… Свое недовольство существующим строем Цветков выражает не только среди верующих, но и среди колхозников; так 23 ноября 1937 года Цветков в селе Ярополец на заготовительном пункте мясосдатчиков, покупая у колхозников мясо для уплаты в счет мясопоставок, говорил: — Помогите мне для уплаты в счет мясопоставок, положение мое тяжелое. На это ему колхозники в продаже отказали. Далее Цветков добавил: — Ну, ничего, как-нибудь верующие помогут. В основном человек вредный, антисоветский». «Цветков разговор вел… что нет свободного вероисповедания… говоря: — Церковь отделена от государства, а советская власть не дает нам… свободно исповедовать веру, того и гляди заберут, я ночи не сплю…»
25 ноября 1937 года диакон Сергий был арестован, причем ему ставилось в вину, что он является родным братом почитаемого народом за праведность жизни протодиакона Николая Цветкова. В тот же день он был допрошен.
— Проживая в селе Ярополец, вы среди населения вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность. Дайте ваши показания.
— Антисоветской и контрреволюционной деятельности я не вел.
— Вам зачитывается ряд показаний свидетелей, уличающих вас в антисоветских и контрреволюционных разговорах. Подтверждаете ли вы это?
— Зачитанные мне свидетельские показания я слышал и таковые отрицаю за исключением одного случая, когда ко мне на квартиру с проверкой списков избирателей пришли из сельсовета. Кто был, не помню, но я обратился к нему с вопросом: «Могу ли я голосовать не за тех кандидатов, которых мне укажут в списке, а за других?» На этот вопрос я получил ответ: «Нельзя». Других разговоров у меня не было.
Уже через два дня следствие было завершено. 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 29 декабря он прибыл в распределитель Сиблага, а 2 января 1938 года — в его Мариинское отделение, откуда он сразу же послал родным письмо с просьбой прислать ему посылку. Через три месяца посылка возвратилась обратно, а супруга отца Сергия получила письмо от заключенного священника, который писал, что отвез отца Сергия едва живым в больницу. Диакон Сергий Цветков скончался на следующий день по прибытии в лагерь, 3 января 1938 года, и был погребен в безвестной могиле.
Память священномученика Сергия совершается 21 декабря (3 января).
Игумен Дамаскин (Орловский)
Московские Епархиальные Ведомости, № 1–2 за 2008 год
........
3 января
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
21 сентября (переходящая) - Собор Алтайских святых
5 октября - Собор Тульских святых
Житие
i-4.jpg (63 KB)Епископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского района (уезда) 6 декабря 1859 года. После окончания Духовной семинарии — он священник на Алтае. В 1918 году (по всей видимости) после семейной трагедии принял постриг с именем Никита. С января 1924 года до ареста в 1927 году — епископ Кузнецкий, затем Рубцовский, затем Бийский, викарий Алтайской епархии. В 1932 году осужден по статье 58 п. 10, 11 к 5 годам лишения свободы. В 1934 году досрочно освобожден и назначен епископом Мамалыжским. С 22 мая 1935 года назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии.
Еще будучи священником, будущий епископ Никита ревностно заботился о соблюдении Устава Церкви, был усердным проповедником Слова Божия, истово и благоговейно совершал богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан.
Приняв постриг в пожилом возрасте, он быстро постиг особенности монашеской жизни, и это помогло епископу Никите быстро завоевать любовь Белевской паствы. В 1922 году при бывшем Спасо-Преображенском монастыре города Белева была создана Православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Епископ Игнатий Садковский и его брат иеромонах Георгий Садковский были организаторами и духовными наставниками общины. Их полные лишений, гонений и монашеского самоотречения жизни долгие годы являлись примером для всех православных Белева и прилегающих окрестностей.
Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община все эти годы продолжала существовать, объединяя сотни людей. Община претерпела ряд изменений. Вначале она существовала при Спасо-Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановской (Богородице-рождественской) церкви, а в середине 30-х годов, когда епископ Никита прибыл в Белев, — при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви. Все эти годы прихожане были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим. Все эти годы община, затем подпольные монастыри подвергались гонениям. Как было указано выше, создатель и добрый архипастырь подпольных монастырей епископ Игнатий подвергался арестам четыре раза. Два раза отбывал сроки в исправительно-трудовых лагерях на севере. Но даже без него община продолжала существовать. Ведь корни Православия на Белевской земле были так глубоки, что небывалые жесточайшие репрессии не могли запугать верующих людей. 77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. На вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина при последнем аресте: «Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?» — епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях».
В начале 30-х годов в России начались тотальные небывалые по своей жестокости гонения на Русскую Православную Церковь. Духовенство объявлялось «политическим противником ВКП (б)», выполняющим задания по мобилизации всех реакционных и малограмотных элементов для контрнаступления на мероприятия Советской власти и компартии. Началось массовое закрытие храмов. С 1 октября 1929 по 1 марта 1930 г. в тульской епархии были закрыты 219 церквей. В Туле были разрушены прекрасные Казанский собор, Сретенская, Крестовоздвиженская, Троицкая церкви. Следовали один за другим многочисленные аресты священнослужителей. В конце 1937 года наступила очередь епископа Белевского Никиты (Прибыткова). Епископ Никита Прибытков был арестован 16 декабря 1937 года. Вместе с ним были арестованы еще 19 человек. Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, пытались обосноваться в городе Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии).
Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя». Из 20 арестованных только один человек был светским — это врач терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании этой группы. Все они были люди далеко не молодые. Епископу Никите в то время было 78 лет!
В деле содержатся протоколы допросов "свидетелей" — нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные занимались контрреволюционной деятельностью. Из двадцати человек только пятеро не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их контрреволюционную деятельность.
Из материалов расследования 1957 года, проведенного по заявлению сына доктора Субботина, стало известно, какими методами были добыты показания. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали, не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года. Арестованные были переведены в Тулу. 30 декабря 1937 года "тройка" вынесла приговор: расстрел. Дата мученической кончины арестованных в Белеве епископа Никиты, монашествующих, священнослужителей и мирян — 3 января 1938 года. Их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев