5 (18) декабря
(Слово, яко странноприимство более есть пред Богом постного и пустынного жития)
Как ни хороши различные добродетели, которыми человек угождает Богу, но любовь побеждает все. Хорошо, конечно, и молиться, и поститься, и не осуждать, и смиренным быть, и прочими добродетелями христианскими украшаться; но любить Бога больше всего и эту любовь выражать в любви к ближним – выше и дороже всего. Вот, например, как это последнее наглядно, так сказать, оправдалось при встрече друг с другом двух святых.
Был некто старец в Сирии, который жил при дороге, ведшей в пустыню. Он постоянно сидел при пути и, как только видел нищего или инока, из пустыни идущих, тотчас с радостью приглашал к себе, успокаивал, насыщал и напоял. И вот, раз приходит к нему один отшельник. Старец по обычаю предлагает ему пищи; но тот не вкушает, отговариваясь тем, что он держит пост. Сколько ни умолял его старец вкусить брашна, отшельник остался непреклонен. Тогда старец сказал ему: «Пусть же Сам Бог решит между нами, что выше: твой пост или моя любовь? Вот здесь есть дерево: помолимся, чтобы оно поклонилось или ко мне, или к тебе. Если к тебе поклонится, будем знать, что пост выше любви; если ко мне, то, значит, любовь выше поста». Отшельник согласился и, преклонив колена, стал молиться. Дерево осталось неподвижным. Помолился старец-страннолюбец, и оно тотчас наклонилось к нему. Оба прославили Бога.
Итак, братие, украшайтесь и всеми вообще добродетелями христианскими, любовью же наипаче. Она есть основание всего закона христианского, и без нее даже и самая вера есть не действующая и мертвая и потому не может привести к жизни вечной, как и сказано: вера без дел мертва есть (Иак. 2:20–26). Любовь настолько велика, что и Сам Бог именуется ею: Бог любы есть, говорит возлюбленный ученик Христов, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Иоан. 4, 16). Помните же это и любви божественной наипаче всего держитесь. Аминь.
........
Основа христианства
18 декабря.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35)
Основа всего христианского учения есть любовь: она должна присутствовать в сердце истинного христианина. Бог есть любовь, и верующий во Христа должен быть подобен Ему, Он должен иметь Христа в своем сердце. Итак, тот, кто не любит, – не христианин.
Первое действие веры во Христа есть пробуждение любви в сердце человека. И эта любовь обнаруживается в каждом его поступке. Прежде всего любовь эта обращается к Богу; но любовь к Богу согревает сердце и к ближнему, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1Ин. 4:20)?
Истинная любовь становится побуждением каждого шага нашей жизни, она зажигает в нас божественную искру. Любовь учит нас состраданию к каждой скорби, к каждой немощи, снисхождению к слабостям человеческим, терпению среди испытаний, кротости среди обид и постоянной готовности ко всякой жертве. С любовью в сердце мы будем всегда готовы все снести, все отдать, все выстрадать за наших братьев.
..............
Тема 352. Можно ли объяснить религию психологически?
Нередко атеисты говорят о том, что вера – это проявление каких-то психологических потребностей. Люди веруют, потому что у них был плохой (или отсутствующий) отец, и они решили компенсировать это Отцом на Небесах. Или, наоборот, отец был замечательный, и они спроецировали его образ на Небо.
В реальности трудно усмотреть связь между личными обстоятельствами человека и его верой.
Атеист Зигмунд Фрейд, например, вспоминает, что его веру во Всемогущего и доброго Отца разрушила ситуация, когда его земного отца обижали какие-то злобные хулиганы, а он не мог дать им отпор – то есть атеизму мы можем с тем же (не)успехом приписать психологические основания. Бывают и семьи, в которых один из родных братьев пламенный атеист, а другой – ревностный христианин.
Но главная проблема с этими объяснениями в другом – они просто не относятся к делу.
Субъективные причины, по которым каждый из нас лично верит или не верит в Бога, никак не влияют на реальность Его бытия. То, что происходит у нас в головах, ничего не меняет в устройстве мироздания.
Если вы дискредитируете субъективные причины, по которым человек придерживается каких-то представлений (даже допустим, что вам это удалось), вы никак не опровергнете сами эти представления.
Практический совет
Есть люди верующие, но почти ничего не делающие. Тех же, кто истинно любит Христа, отличает именно действие. Другие слушают, а эти делают. Угоден Христу тот, кто выполняет Его волю.
страстотерпица царица Александра
Случайный тест
1. Что означает, если в тексте Апостола появляется надпись «Конец всем святым и Православию»?
1Окончание зачала, посвященного Неделе всех святых
2Окончание зачала, посвященного Неделе Торжества Православия
3Перед нами униатская богослужебная книга, ее нальзя читать православному
4Конец книги
Правильные ответы: №1,2
Комментарий:
Надпись в Апостоле, отмечающая окончание зачала, посвященного Неделе всех святых (и Неделе Торжества Православия) гласит: «Конец всем святым и Православию».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1