Если вы захотите уйти с Божественной Литургии в какой-либо из ее моментов, конечно же, за руку вас силой тянуть никто не будет обратно. Другой вопрос: насколько это полезно для самого человека?
Божественная Литургия – это не просто некий набор красивых молитвословий и священнодействий. И в этом наборе нельзя выделять моменты более важные и отличать их от моментов менее важных. Литургия – это единая сплошная молитва. Ее можно сравнить с цельным организмом. Как организм без одного органа является неполноценным и больным, точно так же и Литургия без той или иной молитвы уже Литургией не является. А потому очень неправильно делают те, кто пытается сократить «немощи ради людской» Божественную Литургию.
Из данного отступления вполне естественно вытекает и ответ на поставленный выше вопрос. Ведь если Литургию нельзя сократить, значит и человек должен молиться на всей Литургии, а не только на какой-нибудь ее части. Кроме того, даже сам вопрос, например, у представителей древней Церкви также вызвал бы недоумение: как можно молиться за Литургией и в итоге – не причаститься.
По большому счету, если мы внимательно слушаем литургийные молитвы, мы не можем не заметить, что все они направлены на одно: мы просим Бога сподобить нас стать причастниками Его Пречистого Тела и Честной Крови. Следовательно, если мы стоим всю службу и молимся вместе со всеми, чтобы Бог присоединил нас к Себе посредством Евхаристии, а в результате, когда священник выносит Дары, мы просто берем разворачиваемся и выходим из храма, значит мы, по сути, молились за Литургией вовсе не о том, чего просили другие верующие. В таком случае не важно, когда мы выйдем из храма: после молитвы «Отче наш» или в самом начале богослужения.
Диакон Андрей Музольф
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2