4 (17) декабря
(Слово от старчества)
Случается, что некоторые из христиан, по доброте своей, дают иногда приют у себя или бедным своим родственникам, или другим каким-либо беспомощным скитальцам. Дело доброе, но вот беда: нередко бывает, что эти люди, вместо того, чтобы всевозможною кротостью и любовью платить своим благодетелям, причиняют им огорчение своим поведением. Как тут быть с ними?
Некоторый недужный старец пришел к преподобному Лоту в пустыню и умолял, чтобы сей позволил ему пожить у него... Лот согласился, принял старца и упокоил его. И так как к Лоту, с целью принять наставление, приходило много народу, то он, желая несколько облегчить себя, стал некоторых отсылать к своему гостю. Последний же, вместо того чтобы обращать присылаемых к нему на путь истинный, только совращал с оного, внушая им некоторые из заблуждений Оригеновых. Узнал об этом Лот и смутился. «Что, – подумал он, – теперь скажут про нас отцы? Ведь они будут думать, что и мы таковы же, как пришлец. А изгнать его боюсь, чтобы не прогневать Бога». И вот Лот пошел за советом к авве Арсению. Выслушав о старце, Арсений сказал: «Гнать его не гони, но вот что скажи ему: если хочешь пользоваться моим гостеприимством, пользуйся, сколько хочешь, но в грех других не вводи. И тогда гость твой или бросит свои заблуждения, или сам уйдет от тебя; а ты и в том, и в другом случае будешь прав». Лот поступил по совету Арсения и передал слова его старцу. Сей, выслушавши их, оставить свои заблуждения не захотел и тотчас решился оставить Лота. Авва отпустил гостя с любовью.
Итак, если бы и кому-нибудь из вас пришлось быть на месте Лота, то и вам, пожалуй, можно будет поступить как он. Если беспокойные гости ваши примут ваши вразумления – хорошо; если не примут, то, конечно, скорее всего, сами оставят вас. Ваша же совесть чистою останется. Аминь.
..
Против сребролюбия
4 (17) декабря
(Слово о черноризце, его же изъят блаженный Андрей от дьявола)
К числу смертных грехов относится грех любостяжания, или сребролюбия. Не правда ли, что сребролюбец для удовлетворения своей страсти часто готов бывает жертвовать всем: и любовью к Богу и ближним, и своим добрым именем, и честью, и совестью. Выслушайте, какому осуждению и каким духовным бедствиям сребролюбие подвергает человека.
Св. Андрей, Христа ради юродивый, бывши однажды в Царьграде на торжище, встретил инока, вокруг шеи которого обвился страшный змий. Инок этот был человек, многими добродетелями украшенный, но, к несчастью, скуп и сребролюбив. Многие, зная его за святого, давали ему золото для раздачи бедным; он же это золото клал в свою сокровищницу. Видя его во власти дьявола, Андрей сжалился над ним и подошел к нему. Монах же, думая, что это один из нищих, сказал Андрею: «Бог да помилует тебя, брат; подать же мне тебе нечего». Отошедши от него на несколько шагов, Андрей был удивлен, заметив, что над головою инока на воздухе были начертаны слова: «Змий сребролюбия – корень всякому беззаконию». Но он ещё более удивился, когда, оглянувшись назад, увидал Ангела и беса, спорящих за душу инока. Дьявол доказывал, что монах, как сребролюбец и потому идолослужитель, принадлежит ему, а Ангел, указывая на многие из добродетелей старца, утверждал, что он достоин милости Божьей. Продолжительный спор их был решен свыше: голос с неба сказал Ангелу: «Ты не имеешь части в нем, ибо только милостивые получают от Меня прощение и наследуют обители небесные». После сего Ангел тот оставил инока. Сострадательный Андрей, скорбя о погибели его, решился, во что бы то ни стало вырвать его из челюстей змия. Для этого он нарочно встретился с иноком в уединенном месте и, взяв его правую руку, сказал: «Раб Божий, выслушай без гнева раба твоего. Скажи, за что ты, бывший друг Божий, стал другом дьявола? Объясни, почему ты, имевший крылья серафима и взор светлый, как молния, сделался столь темнообразен? Поведай, чем ты довел себя до такой погибели? Не тем ли, что порабощаешь себя бесу сребролюбия? Подумай же, к чему тебе твое золото, которое по смерти достанется твоим врагам? К чему удерживаешь его от скудости, когда другие и алчут, и жаждут, и зимою умирают от холода вокруг тебя, а ты, зря на свое золото, веселишься? Это ли стези покаяния? Это ли обет иноческий? Се, ныне или завтра кончается жизнь наша, а что мы уготовали, кому будут (Лук. 12, 20)? Вот твой Ангел-Хранитель, удалившись от тебя, плачет; вот страшный змий сребролюбия обвился вокруг твоей шеи; наконец, и Сам Бог, как я слышал, отвергнул тебя! Образумься и взгляни, кто это?» И с этими словами показал ему дьявола, который, не смея ради Андрея близко подойти к иноку, стоя вдали, свирепо глядел на него. Пораженный видением и словами Андрея, инок раскаялся и тут же от всего сердца дал обещание бросить сребролюбие и быть милостивым. И заметьте, как скор на милость Господь к истинно обращающимся к Нему. Тотчас по раскаянии старца змий с его выи исчез, другой бес, стоявший вдали, также стал невидим, и к раскаявшемуся снова приступил его Ангел-Хранитель. С того времени инок действительно исправился, скупость заменил щедростью и стал нескудно раздавать золото убогим, постоянно благодаря Бога и Его угодника св. Андрея за свое обращение от греха к добродетели.
Избегайте, братие, сребролюбия, которое есть корень всякому беззаконию. Иначе горе вам будет, когда услышите голос: Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут (Лук. 12, 20)? Аминь.
...........
Покровительница артиллерии
Память вмц. Варвары (III – начало IV в.)
4/17 декабря
Св. Варвара
Вел. Новгород, береста. XI в.
Кто же покровительствует столь грозному оружию – «богу войны»? Оказывается, Варвара (греч. Barbara – 'иноземка') – героиня христианской агиографической литературы, дева и святая великомученица, почитаемая на православном Востоке (особенно в России) и католическом Западе. Ее память – 17 декабря по новому стилю (4 декабря по старому); на Западе – 4 декабря.
Житийное повествование о жизни и страданиях Варвары основано на древнем сказании, сформировавшемся в VII веке и имеющем, вероятно, египетское происхождение. Для него характерна символическая обобщенность и сюжетный параллелизм (сходные варианты повторяются в рассказах о св. Ирине и св. Христине), сочетаемая с вариативностью деталей. Согласно агиографическим источникам, Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Чтобы предохранить прекрасную и умную дочь от домогательств женихов всего Египта, отец строит для нее высокую башню, не подозревая, что это провиденциально совпадает с её целомудренной решимостью блюсти девство. Завершающие в отсутствие отца строительство башни каменщики должны пробить в стене два окна, но Варвара, тайно принявшая христианство, велит пробить три (как зримое исповедание веры в Святую Троицу), низвергая при этом установленные в башне статуи языческих богов.
Вернувшийся Диоскор, узнав об этом, передал дочь в руки префекта Мартиниана, подвергнувшего Варвару жесточайшим пыткам. В темнице она получает утешение и исцеление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно преподанного причастия. (Отсюда роль Варвары как святой, в трудных обстоятельствах спасающей христианина от опасности умереть без причащения.) Во время продолжающихся пыток Варвара поет псалмы, словно не ощущая боли. Наконец, взбешенный Диоскор собственноручно отсекает дочери голову и мгновенно несёт наказание от испепеляющей молнии. Предания относят мученичество Варвары либо к началу IV века (период последних массовых репрессий против христиан), либо ко времени императора Максимина (235–238); в этом случае подчеркивается, что наставником Варвары в богословии был знаменитый христианский ученый Ориген Александрийский († 253/4).
Позднее мощи (часть мощей) Варвары были перенесены в Константинополь. По свидетельству византийской писательницы Анны Комниной (1083–1153/4), в храме св. Варвары находили убежище обвиняемые в преступлениях беглецы. Вероятно, на этом основано убеждение, что Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. В 1108 году часть ее мощей была принесена в Киев византийской принцессой Варварой (из династии Комнинов), вышедшей замуж за великого князя Святополка Изяславича (Михаила). Житие Варвары – любимое чтение на Руси – воспроизведено в акафисте, составленном Киевским митрополитом Иоасафом Краковским (Кроковским) (1708–1718), а также в народных стихах и псалмах.
Древнее изображение Варвары сохранилось на римской фреске VIII века. В следующем столетии Запад заимствует ее житие из Менология («Месяцеслова») византийского агиографа Симеона Метафраста. Здесь она является одной из Четырнадцати Святых Помощниц – «патронесс», избавляющих от неожиданной смерти. Варвару призывают в молитвах как спасительницу от бури на море и от огня (смертельной молнии) на суше, что, видимо, стало основой почитания её как покровительницы оружейников и огнестрельного оружия (артиллерии). Варвара изображается с короной, мечом (как орудием казни), башней с тремя окнами (макет которой она может держать в руке) и павлином (символом бессмертия и Воскресения Иисуса Христа), а также с потиром (чашей для причастия), символизирующим счастливую христианскую смерть. У ног Варвары может находиться пушка. Особой популярностью образ Варвары пользовался у фламандских и итальянских художников XV–XVI вв. Мотивы жития Варвары использованы в поэме Г. К. Честертона «Святая Варвара».
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев