Сюжет взят из Священного Писания и повествует об истории пророка Илии, когда он посетил дом благочестивой вдовы из Сарепты и совершил чудо воскрешения ее сына.
Описание
Авраам ван Дейк, будучи учеником Рембрандта, писал в его манере. Также как и у Рембрандта, его изображения стариков символизируют духовную мудрость и силу.
На полотне перед зрителем библейский сюжет перенесен в атмосферу семнадцатого столетия: мы видим скромное жилище сарептской вдовы, накрытый стол с трапезой, на котором стоит серебряный кувшин с водой и испеченный хлеб на блюде. За столом сидит пророк Илия – художник изобразил его скромным благообразным стариком, одетым в грубую одежду: он наставляет вдову, которая со своим сыном готовит пищу у очага. Она слушает наставления Пророка, но еще до конца не понимает смысла сказанных ей слов – ее сердце пока еще занято земными хлопотами. Тот хлеб и масло, которое чудесным образом у нее появлялось по молитвам Пророка, она воспринимает в чисто житейском плане. Но ведь хлеб, даруемый молитвой Илии – это не только телесная пища. Впоследствии придет Тот, кто насытит страждущих духовной пищей.
Автор, показывая бытовую сцену, раскрывает более глубокий смысл произошедшего события. Вскоре вдова уверует по-настоящему, когда Илия воскресит ее сына – и здесь опять мы видим аллюзию на Иисуса Христа, спасающего все человечество от язвы греха и смерти.
В свойственной для голландских художников манере, Ван Дейк в центре композиции изображает главных героев, а детали как бы дополняют их портрет, характеризуют персонажей. Чисто выметенный и прибранный дом символизирует трудолюбие и благочестие хозяйки, скромные одежды – белый фартук и пелерина – чистоту ее жизни, неброские цвета – коричневый – скромность.
История
Картина написана в 1672 году, когда художник поселился в Дордехте и прожил там до своей смерти в 1680 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев