*************************************
🎆В Евангелии сказано, что когда постишься, не нужно делать унылое лицо, а всем своим видом показывать, выражать радость. Я что-то не вижу никакой радости во время постов на лицах наших людей. Не дай Бог, улыбнешься – так тебя зашукают сразу. Как же это связано со Христом?
– Если такая картина наблюдается со стороны вопрошающего, то это может быть просто преобладание эмоциональной сферы. Понимаете? Значит, у тебя такой заряд внутри, такое расположение духа, что ты начинаешь додумывать за людей, которые не так посмотрели, почему это сделали.
– Это как если человек негативный, то и притягивает к себе негатив?
– Нет, даже не в этом плане. Просто это такие эмоциональные игры мозга. Человек очень часто дорисовывает какой-то отсутствующий фрагмент из всего того, что может сделать его мозг. Допустим, идешь и смотришь на человека, а он улыбается. Но на деле оказывается, что очень сильно скорбит. А построение мимических мышц лица при этом может делать такую маску. И сделаешь неправильный вывод. Или смотришь на человека, тебе кажется, что он скорбит, а он думает о том, как залатать дыру на крыше, или получить зарплату, или встретиться с кем-то…
– Это происходит произвольно?
– Бывает и непроизвольно. Иногда человек просто идет и думает. А ему говорят: "Ты меня не заметил, шел грустный". А на самом деле он думал о том, что у него все замечательно. Просто он так задумался, что не следил за своим лицом. И таких моментов очень много.
Евангелие – духовная книга, поэтому прежде всего там написано о том, что надо быть духовно радостным человеком. Когда, например, несешь определенный груз, но должен испытывать духовную радость. Допустим, выполняешь тяжелую работу, но при этом духовно радостный. Ты можешь и должен быть таким. Но ни в коем случае не теряться в таких своих догадках. Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский пишут о том, что Евангелие все-таки не эмоциональная книга, не книга по настроению. И есть духовные объяснения, трактовки святых отцов. Например, когда написано, что нужно молиться закрывшись, это не о том, чтобы просто закрыться в комнате, а закрыть свои мысли, свое сознание от всего того, что тебе не нужно, от того, что разрушает. То есть не пускать в свое сердце ничего ненужного. Если есть комната, хорошо. А если ее нет? А если ты на открытом пространстве? Тогда не молиться? А если ты среди людей? Не молиться, потому что не можешь спрятаться?
– Я в этом плане немножко солидарен со зрителем именно в том вопросе, что не нужно создавать образ человека хмурого, унылого, аргументируя это тем, что пост. "Я пощусь, не мешайте и не отвлекайте меня".
– Эта ложь видна. Она очень легко вскрывается. Бывают такие моменты, что человек здесь строил гримасы постящегося, а в другом месте ведет себя совсем по-другому. Не надо этому удивляться. Человек существо духовное, но вместе с тем и эмоциональное. Есть у нас какие-то раздражители, рефлексы, которые затрагивают и изменяют наши поведенческие характеристики. Это может проявляться и таким образом.
Архимандрит Александр (Глоба).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1