Тема 338. Первое опровержение материализма: свободная воля.
Материализм – философское воззрение, характерное для атеизма, – ошибочен по ряду причин, но начать мы можем с самой очевидной: свободной воли. Свободная воля – это наша способность быть авторами наших решений. Даже трёхлетний ребенок, который, разбив чашку, говорит: «Я нечаянно», понимает разницу между его свободными актами и тем, что происходит помимо его воли.
Но если материализм верен, то свободной воли не существует: все наши акты мышления и произволения, согласно материалистической картине мира, являются результатом очень сложных, но чисто материальных процессов в нашем головном мозге, эти процессы полностью подчинены законам природы и не могут развиваться иначе.
Это ставит нас перед лицом забавного противоречия – чтобы принять точку зрения материалистов, мы должны были бы совершить акт свободной воли, вернее целый ряд таких актов, начиная с решения рассмотреть их аргументы. Но если материализм верен, то все наши акты мышления и воли определяются материальными процессами у нас в мозгу, которые развиваются согласно неизменным законам природы, – и мы просто не можем совершить выбор в пользу материализма.
Мы бы опровергли его самим актом его принятия, как, впрочем, опровергаем и любым актом свободной воли.
Практический совет
Когда нападают на тебя нехорошие мысли, особенно в храме, представь себе пред Кем ты предстоишь или открой свою душу и скажи: «Владычице, помоги мне».
праведный Алексий Мечёв
Случайный тест
1. Какое сложение пальцев руки при совершении крестного знамения использовалось в первые века христианства?
1Единоперстие
2Двуперстие
3Троеперстие
4Неизвестно
Правильный ответ: №1
Материалы для изучения: Из чтений по церковной археологии и литургике. Стр. 241
Комментарий:
Первоначальною древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведет свое начало со времен апостольских, было единоперстие, – тогда знаменовались в крестном знамении одним перстом.
.....
Во́ля —
а) существенная особенность Бога, проявляющаяся в способности абсолютно свободно и независимо желать и делать, всё, что Он хочет, и как хочет;
б) Божественное желание, решение, волеизъявление (благоволение; попущение);
а) способность человека к сознательному выбору (в том числе нравственному), свободному действованию в отношении поставленных целей; одна из важнейших сил человеческой души;
б) конкретное человеческое желание, волеизъявление (просьба, приказ);
способность Ангелов сознательно и свободно желать и стремиться к Добру, отвергать зло;
способность диавола, демонов (искаженная личным грехом) свободно располагать себя к тем или иным мыслям, решениям, делам.
photo 2022 10 05 14 39 52 - Воля
О человеческой воле
Воля человека – деятельная сила души, отвечающая за ее потребность к действию, побуждаемая чувством и руководимая разумом; способность исполнять принятые решения.
Волевое действие есть действие сознательное, волевая деятельность «есть деятельность разумная» (св. Иоанн Дамаскин). Воля есть разумное и свободное стремление и, именно как разумное и свободное стремление, воля присуща человеческому существу. Неразумные стремления собственно не относятся к волевому акту, их нельзя назвать ни волей, ни актом воли (св. Иоанн Дамаскин). К волевым актам не относятся действия, проистекающие из физиологических потребностей организма, такие потребности неразумны, и, следовательно, невольны.
Своим началом волевой акт имеет побуждение, заключающееся в стремлении к чему-либо. Осознанная цель порождает в человеческой душе желание, возбудителями которого являются чувства (приятного, полезного и др.). Для достижения цели человек проводит внутреннее совещание – обсуждает и исследует возможность цели, определяя ее достижимость. Если цель вполне достижима, то человек совещается с собой о средствах к ее достижению. В ходе совещания человек принимает решение окончательного действия, за которым следует само действие. Часто повторяемые действия образуют навык или привычку, которые именуются Св. Отцами второй природой.
Человек наделен свободной волей, то есть имеет возможность выбора или предпочтения одних целей другим. Свободная воля в человеке свидетельствует о его создании по Образу Бога, ибо Сам Бог – высочайше свободное Существо. Высшая цель человека заключается в целесообразной деятельности по воле Наивысшего Существа – Бога. Согласуя свою волевую деятельность с волей Бога, человек восходит к уподоблению Богу и соединению с Ним.
О согласовании человеческой и Божественной воли
Согласование человеческой и Божественной воли ведет человека к причастию Божественной Жизни, обожению. Отпадение от Бога ведет человека к отпадению от Источника благодатной Жизни, сообщает человеческой душе греховные болезни в виде страстей, представляющие собой извращенные волевые действия, исцелимые только возвращением к Богу.
В главных чертах Воля Божия открыта человеку в Его Заповедях. В случаях, на которые Заповеди не дают прямого ответа можно пользоваться такими средствами, как: примерами из истории Церкви и жизни святых; голосом совести; советом духовника, священника; советом рассудительных и благочестивых братий, рассуждением о своих жизненных обстоятельствах, через которые раскрывается Промысл Божий о нас; молитвою к Богу об открытии Его воли.
Все ли происходит по воле Божьей?
Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно определиться со значением понятия. В понятии «воля Божия» различают два аспекта: благоволение и попущение. Благоволение — форма проявления Божественной воли по отношению к добрым делам. Попущение — форма проявления Божественной воли по отношению к делам, которые Он не одобрят, но, которым, однако же, позволяет осуществиться.
Всё то, что Бог осуществляет ради спасения людей, называют промыслом Божьим.
Если подразумевать под понятием «воля Божия» исключительно первое значение, придется признать, что не все происходит по воле Божией. Бог не одобряет злые желания, слова и поступки людей и падших ангелов. Однако если употреблять это понятие во втором значении, необходимо будет констатировать, что воля Божия исполняется всегда. Об этом Св. Писание говорит ясно: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). «Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14:24). «Все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: “что это? для чего это?” ибо все в свое время откроется» (Сир.39:21-22).
Свт. Иоанн Тобольский пишет: «Отсюда вытекает следующее заключение: так как все в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг все принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Ему, или Его всесвятейшей воле. И тем самым сообразовывать нашу волю с Его Божественной волей, не полагаясь ни в чем на случай подобно древним язычникам».
Если человек свободен в отношении нравственного выбора, то не следует ли из этого, что он с лёгкостью прекратит грешить, стоит лишь захотеть?
Наличие у человека способности к нравственному выбору отображает в нём одно из совершенств Божества. Между тем, в отличие от Бога свобода человека носит не абсолютный, а относительный характер.
Что касается нравственной свободы, степень её проявления в каждом отдельном человеке во многом зависит от нравственной расположенности к добру или злу.
Вследствие грехопадения прародителей, результатом которого стало повреждение человеческого естества, все люди рождаются в мир с так называемым первородным грехом, который проявляется в склонности больше ко злу, чем к добру. Не освободившись от этого греховного корня, человек хотя и имеет способность к уклонению от зла и стремлению к добрым делам, однако не настолько, чтобы сделаться праведником в самом возвышенном понимании этого слова. Именно поэтому о ветхозаветных праведниках сообщается, что они были праведны «в роде своем» (Быт.6:9).
Освобождение человека от первородного греха осуществляется во Христе, через Таинство Крещения (см.: Крещение). Однако и в случае очищения от первородного греха человек без помощи Божьей не в силах сделаться праведником. Для этого недостаточно не только личного желания, но даже и множества собственных усилий, подвигов, труда.
С одной стороны, это связано с деятельностью диавола, хитрость, коварство и могущество которого значительно превосходят возможности частного человеческого противодействия (см.: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
С другой стороны, этому способствует общее состояние греховности мира. В миру греховные соблазны подстерегают человека повсюду; пройти мимо них бывает затруднительно даже и для воцерковленного человека.
Наконец, грех манит человека через укоренившиеся в нём привычки, пристрастия, страсти (см.: Страсть). Кто не знает, как трудно человеку бороться с привычками к вкусной обильной еде, выпивке, лености, грубости и пр.? А ведь таких греховных привычек в человеке может быть множество.
Просто так и взять и отстраниться от греха, разом и вдруг, навсегда и бесповоротно — дело немыслимое. Даже святым, живущим в согласии с Богом и собственной совестью, приходится тратить на нравственное преуспеяние долгие годы.
Если у человека Иисуса Христа была только одна личность — Сына Божьего, то каким образом у Него появилась человеческая воля? Ведь воля проявляется через личность, а личность была не человеческой, но Божественной?
Из того, что воля проявляется личностью, через личность, не следует автоматически, будто в одной Ипостаси (Лице, Личности) не может проявляться двух воль.
Воплощение Сына Божьего есть не что иное как восприятие в Его вечную Ипостась человеческого естества. Поскольку с момента Воплощения в Лице Сына Божьего заключалось уже не одно естество (Божеское), а два — Божеское и человеческое, — постольку оба этих естества проявлялись в Нём через их (сущностные) свойства. Именно поэтому мы в полной мере именуем Христа не только Богом, но и Богочеловеком, подразумевая, что Он — совершенный Бог и вместе — совершенный Человек.
Как известно, способность осуществлять осмысленные, осознанные волеизъявления характеризует не только Божескую природу, но и человеческую. Следовательно, эта способность проявлялась во Христе и по человеческому естеству.
О наличие во Христе двух воль ясно сообщает фрагмент с описанием Гефсиманской молитвы Спасителя (Мф.26:39). Тот аргумент еретиков монофелитов, что если бы во Христе было две воли, то они были бы противоречивыми, не соответствует действительности. Мы не знаем, как именно в одном Божественном Лице сочетались два сознания (Божеское и человеческое), две воли, но мы знаем из учения Церкви, что воля Христа по человеческому естеству была свободна подчинена воле Божественной. Мы вправе говорить о различных волях в Мессии, но не вправе говорить о взаимно противоречивых.
Правила познания воли Божией (по руководству свт. Иоанна Тобольского)
1. Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, согласно с волей Божией.
2. Воля Божия определенно изъясняется для нас законом Божиим и церковными постановлениями. А потому мы должны при любом сомнении допытываться: чего требуют от нас заповеди Божии и церковные Предания. Прежде всего, нужно искать ответ в этих источниках знаний, а также обдумывать, что согласно, а что несогласно с их духом (если нет прямого указания, которое могло бы быть применено в том или ином конкретном случае).
3. Следует за все благодарить Бога, в этом выражается Его воля.
4. Кроме заповедей Божьих и церковных постановлений воля Божья может быть открыта через законно избранных, истинно по-христиански живущих «толкователей воли Божией в наших недоразумениях», духовных и мирских судей нашей совести: духовников, пастырей, родителей, училищных наставников, воспитателей и всех законно поставленных, истинных правителей человеческих обществ. Все, что они советуют, кроме греха, мы должны принимать как переданное через них Самим Богом и должны исполнить[1]. Хорошо также советоваться вообще с разумными благочестивыми людьми.
5. Если нет возможности попросить совет, то следует самому усердно рассудить о своем сомнении относительно уразумения Божественной воли, усердно помолиться Богу о вразумлении. При принятии решения нужно смотреть, чтобы делать выбор не по самолюбию, не поддаваясь влечениям страстей, но руководствуясь разумом и совестью. В некоторых случаях следует выждать какое-то время, чтобы стало более понятным, как лучше поступить.
6. Для познания Божественной воли уместно молитвенно обращаться к Богу со словами: «Господи, что повелишь мне делать?»Эту молитву полезно повторять часто.
7. Никто из людей не может вернее узнать волю Божию относительно предпринимаемых им поступков, как только тот, кто искренно желает во всем поступать согласно воле Божией. Если человек действительно желает поступить так, как угодно Богу, Бог не оставит его без вразумления.
Цитаты о воле
«Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение ее неясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда опытами других, иногда спросом у живущих добре, иногда наведениями и умозаключениями от известного из слова Божия, иногда молитвою, по действу коей Бог полагает на сердце, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. – У отцов есть правило: помолись до трех раз, и куда склонится сердце, так и делай».
свт. Феофан Затворник
«Исправь свою волю – и никогда ни от кого не потерпишь вреда, напротив, еще получишь величайшую пользу, не только от добрых, но и от злых».
свт. Иоанн Златоуст
«Искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попадая на путь её, человек включается в вечную божественную жизнь».
преподобный Силуан Афонский. О познании воли Божией.
«Сколько отпадает людей! Ленится, не желает человек трудиться для Господа – и сразу духовно оскудевает. Вот только день перестал молиться, один раз воскресенье пропустить, два пропустить, а потом уже: зачем в храм ходить, можно и дома молиться. А потом достаточно Бога и в душе иметь, а потом достаточно и не иметь, а просто думать, что все мы верующие, все мы крещёные».
протоиерей Димитрий Смирнов
«Волю же Божью узнать легко по следующему признаку: если после молитвы, после серьезных размышлений Вы не чувствуете тяготы, печали, отвращения к делу, а чувствуете себя легко, с улыбкой, с легким сердцем помышляете о предлагаемом Вам деле, то – явный признак, что оно не против воли Божией».
свт. Николай Японский
«В постоянном выборе, который предоставляет человеку ежедневная жизнь, собственно, и состоит упражнение нравственной воли, та деятельность, которая ее укрепляет. Отсюда ясно, насколько важна деятельность для развития воли и насколько вредна здесь пассивность или безучастие. Главным средством укрепления нравственной воли и является непрерывная деятельность в духе евангельских заветов. Без этой деятельности, без постоянных усилий, в чем бы они ни проявлялись – в молитве, благотворительности или аскетическом подвиге, – воля может атрофироваться совершенно, и тогда всякий нравственный поступок представляет невероятные трудности».
епископ Василий (Преображенский)
Примечание:
[1]Эти слова следует соотнести с определением Священного Синода (от 28-29 декабря 1998 г.): «Всем пастырям-духовникам [напоминается] о том, что они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина … [Подчеркивается], что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2