1) гнев Божий — Божественное действие; образно выражаемая реакция Бога на грех;
2) сильная степень возбуждения естественной для человека раздражительной силы души;
3) греховная страсть (гнев входит в состав 8-ми наиболее пагубных страстей).
По согласному мнению Святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, антропоморфный смысл.
648200ce6f409480006551 scaled - Гнев
«Каин и Авель». Тициан.
Гнев в нормальном проявлении должен отторгать зло, быть иммунной силой души, поэтому выражение праведный гнев вполне законно, в отличие от белой зависти и лжи во спасение. Гнев подобен сторожевому псу, поставленному охранять дом; если он нападает на грабителей, то он достоин похвалы, но если он начинает бросаться на гостей и случайных прохожих, то занимается вредительством.
Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» души. Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу. В результате грехопадения эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.
Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев (Мф.5:22). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» (Еф.4:26), – указывая таким образом на то, что гнев может и не быть обусловлен грехом.
***
архимандрит Рафаил (Карелин)
Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.
Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.
Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.
Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.
Сочетание гнева со скупостью порождает ненависть к нищим. Скупец смотрит на них как на агрессоров, которые покушаются на его имущество и благополучие. Он называет их бездельниками, лицемерами, обманщиками, тунеядцами, паразитами общества, пиявками, присосавшимся к телу честных тружеников и пьющим их кровь. В душе он готов, чтобы всех нищих сослали бы на какой нибудь необитаемый остров, или перестреляли бы как бродячих собак, из-за которых люди боятся ходить по улице. Когда он слышит о воровстве и грабежах, то первая мысль – что его могут обокрасть и лишить денег, и он заранее переживает возможную пропажу, как жрец, у которого воры похитили идолов из капища. Он возмущается, почему законы снисходительны к ворам и думает: как было бы хорошо, если у нас, как в некоторых мусульманских странах, рубили бы руки и резали уши, а разбойников, как в старой Англии, сжигали бы живьем. В незнакомом человеке, который случайно остановился у ворот, он, подозревает злоумышленника.
Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.
Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.
Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.
Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.
Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.
Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.
Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:
Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.
Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.
Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.
Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.
Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.
К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.
Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел. [...]
Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.
Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).
Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».
Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».
Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помыслы во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев как на позорное состояние богоподобной души.
При этом обнажается причина греха, которая ранее была скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.
В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылках, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.
Борьба с гневом является в то же время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.
Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.
Цитаты о гневе
«Перед тем, как что-нибудь сказать, говори всегда про себя: «Господи, благослови!» Даже если у тебя все внутри закипело, прежде чем все высказать, скажи: «Господи, благослови!» Ну сможешь ли ты ругаться после этого? Да наверняка не сможешь. Рот сам собой закроется».
протоиерей Валериан Кречетов
«Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой».
схиигумен Савва (Остапенко)
«Иногда гнев приносит величайшую пользу... когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены».
блаженный Диадох Фотикийский
«Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения».
св. Иоанн Дамаскин
«Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его».
прп. авва Дорофей
«Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, смотри не на обидчика, а на движущего им демона и весь свой гнев излей на этого последнего, а того, кто возбуждается им, пожалей».
свт. Иоанн Златоуст
«Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально».
священник Александр Ельчанинов
«Гнев и обидчивость от самолюбия, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:
1. всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью;
2. когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;
3. не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;
4. ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости».
святитель Феофан, затворник Вышенский
«Когда найдёт на тебя гнев – крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз – станет слабее и прекратится совсем. Это я нашел во многих и великих испытаниях».
преп. Иосиф Исихаст
«…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Мф.5:43-45
«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».
2Тим.2:23-26
«Когда мы прибегаем к гневу как к орудию добродетели, до́лжно остерегаться того, чтобы он не взял верх над разумом и не предшествовал ему как его господин вместо того, чтобы следовать его наставлениям и быть готовым повиноваться ему во всём как добрый слуга».
свт. Григорий Великий
«Будем воспламенять гнев в нас только для того, чтобы он светил, – ведь гнев издает свет, если он возбуждается, когда следует, – будем употреблять этот светильник против тех, которые обижают других, и против диавола. Пусть не везде полагается и не везде разбрасывается эта искра, но хранится у нас под пеплом; будем содержать ее в помыслах смиренных. Не всегда она бывает нам нужна, – только тогда, когда надобно что-нибудь исправить и умягчить, когда надобно преодолеть упорство, или вразумить чью-либо душу».
свт. Иоанн Златоуст
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев