Перед зрителем изображен библейский эпизод, отсылающий нас к истории Иосифа — любимого сына патриарха Иакова, проданного своими родными братьями в рабство. Однако по милости Божией, Иосифу удается благодаря трудолюбию и честности стать приближенным египетского фараона. Спустя некоторое время в Палестине разразился голод. Испытывая нужду престарелый Иаков посылает своих сыновей в Египет купить хлеба. Братья, некогда продавшие Иосифа в рабство, пришли в богатый и плодородный Египет и встретив Иосифа, сначала не узнали его. Однако Иосиф, проявив великодушие, прощает их и открывается им: «Иосиф был правителем Египта, он и продавал зерно всем жителям той страны. Братья пришли к нему и поклонились ему до земли» (Быт.42:6).
Описание
В центре композиции мы видим судьбоносную встречу Иосифа со своими братьями за которй наблюдает сидящий на троне фараон. Первым к Иосифу подходит юный Вениамин. С детской непосредственностью устремившись к старшему брату, мальчик обнимает его за шею. Иосиф с нежностью склоняется к нему, радуясь встрече после долгих лет разлуки. Его движения легки и изящны: светловолосый, с утонченными чертами аристократического лица, облаченный в роскошные одежды, Иосиф вызывает глубокую симпатию: его взор исполнен сострадания и любви.
Старшие братья изображены художником иначе. Они разделены на две группы: одна группа представлена коленопреклоненными людьми, молящими о прощении, один из братьев целует руку Иосифа, испытывая угрызения совести за содеянное некогда предательство. Однако на лицах мужчин угадывается напускное раскаяние, скрытое под маской благочестия.
Другая группа стоит рядом, кто-то из братьев не верит происходящему, кто-то испуган, испытывая явную неловкость, не зная, как поступить им в этот волнующий момент. Понимая всю тяжесть своего предательства, братья застыли в нерешительности, вспомнив все обстоятельства, произошедшие много лет назад, когда из зависти Иосиф был продан в рабство.
Подражая мастерам Возрождения, художник мастерски прорисовывает фигуры людей. Располагая их в центре композиции, он усиливает драматический момент этой неожиданной и волнующей встречи.
Действие происходит на террасе дворца фараона, украшенного античными колоннами. Вдали на втором плане показан типичный итальянский пейзаж, представляющий собой утонченную стилизацию с характерными приемами ренессансных мастеров: четко прорисованными линиями, легкой дымкой – сфумато, придающей фреске особую выразительность.
В арочных проемах видна галерея с колоннами, зубчатые башни, крепость и застывшие в тихом безмолвии высокие пинии, пирамидальные тополя. У источника с прозрачной водой мы видим пригнанное на водопой стадо, вдали протянулись длинной полосой горы, окутанные утренним туманом. Умиротворение и покой контрастирует с волнующей встречей, происходящей в царском дворце, в живительной прохладе просторной залы, отделанной мрамором, обставленной изысканной мебелью.
История
В 1816—1817 годах Корнелиус принял участие в росписях на сюжеты из жизни Св. Иосифа в палаццо Дзуккари (или Каза Бартольди), принадлежавшем прусскому консулу в Риме С. Бартольди. Им были выбраны сцены наиболее драматического содержания (Иосиф, узнанный братьями; Иосиф, толкующий сны фараону).
Участие в коллективных монументальных росписях в Риме было для Корнелиуса программным: как и другие назарейцы, симпатизируя искусству раннего Возрождения, он мечтал возродить традицию фресковой живописи в современном искусстве.
........
6-й день месяца
Раскаяние есть доска после кораблекрушения. Оно есть пристань для жизни христианина, первый шаг на пути к Небу. Истинное раскаяние есть дар Божия милосердия. Но чтобы получить его, не довольно взвесить и оценить в уме всю важность греха, должно привести на память все преступления, учиненные тобой. Только один грех был причиной падения Денницы, только один раз Адам и Ева вкусили запрещенный плод от древа познания зла; а ты, напротив, обращал тысячу раз и очи и руки на все те древа, к которым прикасаться тебе запрещено было. Пройди мысленно десять заповедей Божиих и правила Церкви: мало заповедей и церковных правил, которых бы ты не нарушил, мало грехов, которых бы не совершил. Приведи себе на память, сколько получил ты благодеяний от милосердия Божия и как употребил их. В день Суда потребуется от тебя отчет.
Чтобы не быть тебе осужденным в оный страшный день, рассматривай жизнь твою! Как ты провел свое детство, свое младенчество, свою юность? Как употребил каждый день своей жизни? Как пользовался телесными силами и душевными способностями? Бог даровал тебе всё, чтобы ты всё делал во славу Божию. Глаза твои обращены были на предметы суетные и часто опасные, слух твой внимал клевете и соблазнительным разговорам, язык твой произносил слова, обидные для ближнего и оскорбительные для Бога. Все твои чувства пресыщались удовольствиями предосудительными. Твоя память напоминала тебе то, что никогда не должно было занимать ума твоего. Употребил ли ты ум свой на то, чтобы познать Бога, Его совершенства, Его милости к тебе, твои обязанности и твою участь в вечности? Нет! Ум твой, сей дар неоцененный, занимался пустыми призраками земными; сердце твое, долженствовавшее пламенеть любовью к Богу, было преисполнено низких и грубых вожделений.
Подобно твоему Ангелу, не должен ли ты был питать ум свой светом небесной истины и с чистой любовью возноситься к Богу и в недре Его почерпать себе силу благодатной жизни? Для чего погребаешь свою душу в плотских наслаждениях сего мира? Ангел представлял тебе благодать Божию, купленную Кровью твоего Спасителя, Его беспредельную любовь к тебе, но ты пренебрегал его внушениями. Сколько раз ты противился действию святых вдохновений, сколько раз ты удерживал всякое движение благочестивых мыслей?
Ты оскорбил Святого Духа, не слушал Его голоса для того только, чтобы следовать порочным своим наклонностям. Вместо того чтобы покориться твоему Отцу Небесному, предаться Его святой и праведной воле, ты гордился буйной свободой и становился рабом страстей своих, угодником мира и демона. Ты сделал несколько добрых дел, но каждая минута жизни должна быть ознаменована добрым делом; все твои дни должны быть посвящены добродетели. Рассмотри себя беспристрастно: самолюбие, гордость, чувственность наполняют все течение твоей жизни, помрачают все твои дела, даже те самые, которые ты почитаешь добрыми. Какая христианская добродетель твердо укоренилась в твоем сердце? В нем не видно даже тени добродетели. Если бы ты ведал, кто послан к тебе от Бога, кто таков тот, который взывает к совести твоей: с какой поспешностью, с какой горячностью прибег бы ты на призыв любви его! Итак, приди и познай, сколь благ Господь; приди к Источнику жизни, к Иисусу Христу, отдай Ему свое сердце, приди, Ангел будет твоим руководителем, и ты сделаешься участником жизни вечной.
Твои внушения, Ангел Хранитель, проникают в очерствевшее мое сердце, и я из глубокой бездны, изрытой грехами моими, взываю к тебе, избавь меня и приведи к Отцу Небесному; я скажу ему: «Помилуй меня, Отец Премилосердый, по великой Твоей милости и по множеству щедрот Твоих, очисти меня» (Пс.50:3). Мои беззакония умножились без числа; но помолись обо мне, святой Хранитель моей жизни, вдохни в душу мою живое чувство любви твоей и представь Господу слезы скорби моей: Он Милосердный не презрит слезной моей жертвы и по милосердию Своему простит мне мои согрешения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1