4 октября
Житие
Василий Михайлович Носов родился 29 января 1886 года в станице Екатериновская на Кубани в семье кубанского казака Михаила Носова и его супруги Агафии. Окончил церковно-приходскую школу и выдержал экзамен на звание учителя народной школы. В 1908 году его семейство переселилось в Кустанайский уезд Тургайской области. В 1913 году Василий Носов поступил в пастырско-миссионерскую школу при Оренбургском архиерейском доме, где готовили священников-миссионеров.
По окончании учебы Василий Носов женился и в 1915 году был рукоположен в сан диакона, затем священника. Священник Василий служил в различных храмах Кустанайского уезда и преподавал Закон Божий в сельском училище, а в 1919 году переведен в город Миасс.
В 1922 году вспыхнул обновленческий раскол. Священник Василий не принял обновленчество и был направлен на принудительные работы валить лес в пяти верстах от города Миасса. Верующие продолжали тайно приходить к священнику Василию на лесоповал. Общаясь с ними, он запрещал ходить на богослужения к обновленцам и просил приложить все силы, чтобы освободить от них храм. Уполномоченный ВЦУ приезжал к священнику Василию на лесоповал и предлагал принять обновленчество в обмен на возвращение к служению в Петропавловский храм, но получил категорический отказ.
В начале 1923 года священник Василий был освобожден и вернулся в Миасс, где продолжил служение в Петропавловской церкви. Прихожане полюбили священника Василия за преданность вере Христовой, доброту и благочестие, за безупречное исполнение пастырских обязанностей.
6 февраля 1930 года отец Василий был вновь арестован и заключен в златоустовский изолятор по обвинению в антисоветской деятельности и высказываниях против колхозного строительства. На допросе он не признал своей вины. В апреле священник Василий был приговорен к заключению в концлагере сроком на восемь лет. Наказание отбывал в Вишерском лагере и на строительстве Беломорско-Балтийского канала.
Через пять лет священник Василий был досрочно освобожден. Вернувшись в Миасс, он хотел продолжить служение в храме, но власти не предоставили ему регистрации, и он был вынужден устроиться плотником.
Верующие стали приходить к священнику Василию за пастырским окормлением домой, а иногда приглашали для совершения треб к себе на дом. Близкие советовали ему уехать из Миасса, опасаясь, что его снова арестуют. На эти уговоры священник отвечал: «Господь не прятался от своих врагов, и я не буду этого делать, и своих духовных чад волкам не отдам, а там, как Бог даст, на все святая воля Его».
В феврале 1937 года священник вновь был арестован и заключен в Челябинскую тюрьму, а в сентябре того же года приговорен к расстрелу. На допросах он отрицал свою вину, никого не оклеветал и имен не назвал. 4 октября 1937 года священник Василий Носов был расстрелян и погребен в общей могиле.
....
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
14 сентября (переходящая) - Собор Нижегородских святых
4 октября
Житие
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ ИОАНН ФЛЕРОВ И ИОАНН БЫСТРОВ
Священник Иоанн Флеров был строителем и первым служителем храма Архангела Михаила в селе Семьяны Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Церковь была построена и освящена незадолго перед революцией 1917 года. Освятив храм о. Иоанн сказал: "Моя церковь долго будет стоять, и никто к ней не подступится". Это исполнилось, но сам настоятель зимой 1918 года был арестован и препровожден в Васильсурск; ему было тогда сорок лет.
В Васильсурской тюрьме его долго мучили, часто вызывали на допрос, требуя отречения от Христа или от священнического сана. Священник не согласился. И тогда о. Иоанна вывели на кладбище и велели копать могилу. Выкопав, он стал молиться. И когда кончил, сказал: "Я готов". Он был убит залпом в спину.
После его кончины храм обрел предстателя пред Богом. Долго не могли безбожники закрыть его, а когда закрыли, не смогли разорить, а хотели, потому что храм был укоряющим памятником народного строительства – были еще живы сами строители и крестьяне-жертвователи.
Но прихожане не отдавали ключей. Придет к Татьяне, хранительница ключей, верующая подруга и скажет:
– Татьяна, все равно нас заберут с тобой.
– Ну и пусть заберут, уйдем не за кого, а за Бога, – ответит Татьяна.
В одно из гонений хитрый председатель сельсовета призвал Татьяну к себе и сказал:
– Татьяна, ключ у тебя, давай, надо церковь открывать.
– Врете, церковь вы сейчас открывать не будете, не дам вам ключа. Хоть сажайте меня и всю мою груду, а не дам вам ключа, пока не объявите, что в церкви будет служба.
Председатель отступился, и церковь неразоренной достояла до своего открытия в сороковых годах.
В этом селе родился в 1888(9?) году священник Иоанн Быстров. У родителей о. Иоанна были одни дочери, а им хотелось сына, и мать усердно молила о том Бога, дав обет, что если родится мальчик, он будет, посвящен Господу, и когда он родился, назвали его Иоанном.
Окончив гимназию, Иоанн стал учителем в родном селе.
Строительство храма, служба в нем ревностного пастыря оказали немалое влияние на молодого учителя. Было ясно, что только с Богом воспитание могло быть успешным, потому что основой его могла быть только любовь.
Обладая заметными дарованиями как воспитатель, он скоро стал известен среди учителей, и окружающие прочили ему славное будущее. Казалось, он нашел себя в любимом деле, обеты, данные перед его рождением, были забыты. Но Господь Сам напоминал о Себе. Все чаще Иоанн вспоминал о данном его матерью слове, все мучительнее переживал мысль о своей неверности Богу. Сколь удачно ни сложилась бы его дальнейшая жизнь, но она будет никуда не годна, если выстроится на зыбучей основе неправды. И когда Иоанну исполнилось двадцать семь лет, он сказал матери:
– Мама, я должен исполнить обещание. Я сам так хочу.
Он женился, был рукоположен и стал служить в селе Саканах Нижегородской епархии. Это была во всех отношениях счастливая семья. У них с супругой родилось восемь детей, и в семье царила взаимная любовь. С редкостной мерой о. Иоанн был к детям рассудительно строг и справедлив, и дети любили его. Он никогда не забывал, что он не только отец, не только воспитатель, но и священник – образец нравственности для всех окружающих. И хотя семье было в те годы вдвойне тяжело от выпавших на ее долю гонений из-за того, что Иоанн стал священником, он ни разу не пожалел, что исполнил материнский обет. Никакие преследования, никакие утеснения со стороны безбожных властей его не страшили. Гонимому властями, ему пришлось сменить несколько приходов. Последним местом его служения стал храм села Арапово Богородицкого района Нижегородской епархии.
Педагогическая известность некоторое время охраняла его, но в конце тридцатых годов арест навис над ним неминуемо. Кое-кто из представителей власти пытался уговорить о. Иоанна оставить храм и вернуться к учительству, обещая, что не будет помянуто его священство, его сделают директором школы, и при его способностях ему откроются все дороги. А иначе не избежать ареста. Слушая это, матушка бросилась уговаривать мужа оставить церковь и пойти в школу; она напоминала ему о детях, со слезами умоляя сжалиться над ними. Но как раньше, так и теперь оставался тверд пастырь в своем решении служить Богу. С кротостью и любовью он произнес:
– Господь не оставит, он всех детей выведет в люди.
11 сентября 1938 года, на Иоанна Постника, его арестовали. Когда приехали чекисты, шла служба, и они не посмели ее прервать, вышли из храма и расположились неподалеку, ожидая священника.
Отец Иоанн был заключен в Нижегородскую тюрьму.
Кончина его и с ним многих других священников Нижегородской епархии арестованных в 1937-1938 годах, была такова. Их всех вывезли на середину Волги против города Бор, неподалеку от Нижнего. Связанных священников по одному сталкивали в воду, наблюдая, чтобы никто не выплыл; выплывших топили. И так были умучены все.
..
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
7 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
23 сентября - Собор Липецких святых
4 октября
Житие
Священномученик Василий родился в 1901 году в селе Протасьево Раненбургского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Ивана Алексеевича и Марфы Леонтьевны Крымкиных. Когда Василию исполнилось восемь лет, он поступил в Троицкий монастырь, располагавшийся в полутора верстах от города Лебедянь Тамбовской губернии. Здесь он окончил монастырскую церковноприходскую школу и до 1928 года был в монастыре послушником. После того как монастырь был безбожной властью закрыт, он вернулся в родное село и служил псаломщиком в храме.
В 1930 Василий Иванович был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Остафьево Подольского района Московской области. 4 декабря 1937 года отец Василий был арестован, в тот же день допрошен, и на этом следствие было закончено.
– Следствию известно, что вы среди верующих вашего прихода проводили контрреволюционную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий, распускали провокационные слухи о скором падении советской власти. Изложите об этом подробнее, – сказал следователь.
– Антисоветской агитации среди верующих моего прихода я не проводил и провокационных слухов не распускал, – ответил священник.
– Вы признаете себя виновным в том, что вы среди населения села Остафьева распускали всевозможные нелепые провокационные слухи о скором падении советской власти? Изложите об этом следствию.
– Я виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, потому что антисоветской агитации среди населения не вел.
7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Крымкин скончался в исправительно-трудовом лагере в Куйбышевской области 4 октября 1942 года.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 97-98.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев