Пещера Иисуса Христа - Молитва Иисусова
Монах совершает Иисусову молитву. Монастырь Искушения, Палестина.
Как еще называют Иисусову молитву?
За Иисусовой молитвой также закреплено название «умно-сердечного делания», «делания сердца», «умной молитвы», «тайной молитвы», «священной молитвы», «сердечной молитвы», «затвора ума и сердца», «трезвения», «хранения ума».
Степени Иисусовой молитвы?
Различают несколько степеней (ступеней) этой молитвы:
- словесная (произносится вслух или про себя);
- умная деятельная (называется деятельной – потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божью, совершается человеком с усилием, а не самодвижно Духом Святым),
- умно-сердечная деятельная (вместе с умом молится и сердце).
Следующие два вида молитвы обретаются молящимся по очищении сердца от страстей и греха:
- умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом),
- умно-сердечная чистая, или непарительная (чистая от посторонних помыслов).
По соединении души с Иисусом Христом в «один дух» (1Кор.6:17) обретается высшая степень молитвы: молитва зрительная (соединившись с Господом, подвижник зрит великие тайны Божии).
Откуда берет начало молитва Иисусова?
Прообраз Иисусовой молитвы представлен в Евангелии (Мк.10:46-52): когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей, «сын Тимея». Услышав, что здесь Иисус Назорей, слепой начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня»...
Также некоторое сходство молитва Иисусова имеет с молитвой хананеянки, которая кричала Иисусу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22).
Подобно Вартимею и хананеянке просил Бога о помиловании и мытарь из евангельской притчи: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).
Каковы главные цели этой молитвы?
Постоянное пребывание человека в живом присутствии Божьем и покаяние.
Чего следует избегать?
1. Стремления быстрее перейти на более высокий уровень молитвы.
2. Искания духовных даров, высоких молитвенных состояний.
3. Приписывание плодов молитвы собственным усилиям, а не благодати.
Как преуспевать в Иисусовой молитве?
Преподобный Макарий Оптинский: «Помните: дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием, а без сих добродетелей хотя, мнится, кто якобы стяжал молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы».
Какую словесную форму Иисусовой молитвы предпочесть?
Иисусова молитва имеет различные формы. Оптимальная для умного делания: «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй мя» (она же принята у греков). Самая же краткая форма Иисусовой молитвы: «Го́споди, поми́луй».
В славяно-русской практике устной молитвы иногда добавляют в конце молитвы слово «грешнаго» («грешную»), оно начало использоваться в 14 веке преподобным Григорием Синаитом.
Нужно ли испрашивать благословение?
Если Иисусова молитва используется как особое делание, особый духовный труд, то она должна совершаться под руководством и по благословению опытного наставника, того, кто хорошо знает духовную жизнь обратившегося к нему христианина. «Без руководства, – предупреждает преподобный Варсонофий Оптинский, – эту молитву проходить опасно». Причем сам этот священник должен быть весьма опытным молитвенником, он сам должен иметь опыт этой молитвы.
В обычном употреблении Иисусова молитва не отличается ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это естественное состояние жизни христианина (1Фес.5:17), то и в отдельном благословении такое её употребление не нуждается. Так, протоиерей Димитрий Смирнов говорил: «Не надо наделять Иисусову молитву какими-то особыми качествами. Это просто одна из молитв. Но в силу чеканной формулы она полюбилась всем молитвенникам Церкви так же, как и Литургия Иоанна Златоуста, которая в хорошем смысле слова вытеснила все остальные чины Литургии – и теперь, в основном, мы молимся устами этого замечательного святителя… Если человек молится Иисусовой молитвой – на здоровье».
Уместно ли заменить утреннее или вечернее правило на молитву Иисусову?
Этот вопрос решают с духовником. Чаще всего такая замена не благословляется. Иисусова молитва хорошо дополняет правило, не даром в вечернем правиле есть такие слова: «Господи Боже наш, в Негоже веровахом, и Егоже имя паче всякаго имене призываем..."
Какие случаются искушения?
Твердое намерение человека совершать молитву Иисусову может проявляться в испрашивании благословения у священника на подобное делание. Но как только лукавый увидит эту решимость, он может восстать на молящегося, поэтому во время совершения богомольцем Иисусовой молитвы на него часто находит буря помыслов, которые всевает враг. Преподобный Илларион Оптинский учил продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию: «А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить (мысленно спорить с помыслами) – противоречить не твоей еще меры».
О том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби как на молитве, так и после нее, предупреждал и преподобный Варсонофий Оптинский: «Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби».
Совершающий Иисусову молитву должен обращать особо пристальное внимание на свою духовную жизнь. «Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя эту молитву, не отступают от каких-либо грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца», – пишет святитель Феофан Затворник. С другой стороны, один из делателей иисусовой молитвы заметил, что с ума сходят не от Иисусовой молитвы, а от гордости.
azsaints 221 - Молитва Иисусова
Чем отличается Иисусова молитва от медитации?
Отличий множество.
1. В Иисусовой молитве решительно выражается вера в Бога, Который заботится о спасении человека. В этой молитве мы стремимся встретиться не с безликим богом (абсолютом), но наша молитва сосредоточивается на личностном Боге – Богочеловеке Иисусе Христе. Важно понимать, спасение, о котором мы просим в этой молитве – не абстрактное состояние, но единение с Триипостасным Богом.
2. В процессе моления (вследствие моления) мы не стремимся привести ум к абсолютному «ничто», но хотим обратить его в сердце и стяжать благодать Божию. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21).
3. Тело, по учению Церкви, – не зло, а злом же является плотской разум. Оно не «одеяние души» как говорят философские учения, и его нужно стремиться не сбросить, но спасти. Ибо под спасением всего человека подразумевается и его душа, и его тело. Следовательно, мы не стремимся к гибели тела, но воюем против греховного служения ему. Мы не хотим гибели жизни, не стремимся впасть в такое состояние, чтобы ради прекращения страданий не иметь желания жить.
4. В нас нет безразличия к окружающему миру, восточные же учения избегают углубляться в человеческие проблемы, стремятся сохранить свой мир и безмятежие. Православный же христианин непрерывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является подлинной радостью.
5. И, наконец, мы не придаем большого значения психотехническим методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Молящийся стремится не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати.
Монастырский устав об Иисусовой молитве
Церковный устав законополагает неграмотным мирянам все молитвословия и псалмопения заменять Иисусовой молитвой:
Малое повечерие – 400,
Великое повечерие – 700,
Часы без междочасия – 1000,
Часы с междочасием – 1500,
Полунощница – 600,
Утреня – 1500,
Псалтирь – 6000 (кафизма – 300, слава – 100).
См. также Монастырский устав и Иисусова молитва.
Цитаты об Иисусовой молитве
«Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной».
преподобный Амвросий Оптинский
«Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу и во всегдашнем внимании к Богу и Ему предстоянии умном».
святитель Феофан Затворник
«Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы. Вот еще нашлись новые хулители Иисусовой молитвы! Не понимают сами, что говорят. В прелесть впадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния».
прп. Иоанн Валаамский
«Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными качествами человека. Человек остается даже как бы беззащитным; настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Даже внушается самоубийство и совершается. А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамени. Иисусова молитва разрушает все дьявольские приражения, это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Враг всячески старается отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит».
прп. Варсонофий Оптинский
«Мистический опыт, неотделимый от пути соединения с Богом, может приобретаться только в молитве и молитвой. В самом общем смысле всякое предстояние человека пред Лицем Божиим есть молитва. Но нужно, чтобы это предстояние стало состоянием сознательным и постоянным; молитва должна стать непрестанной, непрерывной, как дыхание, как биение сердца. Это требует особого искусства, особых молитвенных приемов, целой духовной науки, которой всецело посвящают себя монахи. Метод внутренней или духовной молитвы, известный под именем »исихазм«, принадлежит аскетическому учению Восточной Церкви и восходит, без сомнения, к глубокой древности».
В.Н. Лосский
«Помню, когда я докучал моему духовнику, о. Андрею (Машкову), вопросами о разных добродетелях, о которых прочитал у Иоанна Лествичника или других отцов, он мне говорил: «Молись и все». Я изобретал всякие средства для того, чтобы приобрести, например, память смертную, или страх Божий, или смирение, а он мне всегда отвечал одно: «Молись и всё». Тогда мне казалось, что никакого ответа в его словах нет. Но спустя многие годы, можно сказать, только сейчас, я начал понимать, что все добродетели действительно приходят в сердце человека от Иисусовой молитвы, конечно, если он при этом противится греховным помыслам. От молитвы, а правильнее сказать, от благодати, которая в основном приобретается внимательной молитвой Иисусовой, в душе человека сами собой являются и страх Божий, и память смертная, и смирение.
Без молитвы или, можно сказать, вне молитвы добродетели приобрести невозможно. Мы должны понуждать себя к исполнению заповедей. Но необходимо помнить, что главное и даже почти единственное средство к приобретению добродетелей — настолько важное, что все остальные средства являются только дополнительными, — это молитва Иисусова».
схиигумен Авраам (Рейдман)
«Вспоминаю, как митрополит Кирилл рассказывал нам в Усть-Сысольске в 1923 году, что на Ярославском вокзале до революции был швейцар, стоявший у главного входа в какой-то форменной одежде, в «галунах», и что этот швейцар много лет нес подвиг непрестанной молитвы».
С.И. Фудель, «У стен Церкви»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1