Царь Саул хотел узнать об исходе войны с филистимлянами. Но Господь молчал, и тогда царь наказал слугам найти ведьму. Сделать это было крайне затруднительно, потому что сам Саул после смерти Самуила изгнал всех гадателей из своей страны.
Однако в селении Аэндор нашлась одна женщина, к которой и направился Саул под покровом ночи, переодетый в простые одежды, дабы не быть узнанным. Он просит ее вызвать дух пророка. Именно от Самуила хочет слышать ответы на свои вопросы Саул. Перед незримым образом явившегося духа Саул спрашивает о решении, которое нужно принять для победы в войне с филистимлянами. Дух предсказывает ему скорую погибель.
Охваченный ужасом, Саул теряет самообладание: еще при жизни Самуил предсказал Саулу его погибель и сыновей его, и вот вызванный дух теперь повторяет Саулу его слова.
Описание
Сюжет о Сауле содержит одну из любимых тем художников – тему рока, судьбы. Ночь, пещера, грозная тень пророка, темный силуэт волшебницы – все это создает мистическую атмосферу. В центре композиции – Весталка и поверженный Саул, закрывающий свое лицо от страшного образа Призрака. Потрясение Саула и страх его спутников отражают торжество высших сил и беспомощность человека. Выразителен контраст между живой, динамичной, эмоциональной группой царя и монолитными, непреклонными фигурами духа и волшебницы. Цветовая гамма усиливает напряжение и тревожное предчувствие беды. Цветовые контрасты ткани выделяют фигуры на общем темном фоне. Художник следует манере и технике, считавшейся в Академии художеств образцом, ее отличают господство классической схемы, построенной на геометрии правильных фигур, четкости разграничения планов и совершенстве рисунка.
История
На протяжении пяти лет художник выставлял свои картины на конкурс и в 1857 году ему улыбнулась удача – за работу «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» он взял Большую и Малую золотые медали. Тридцатилетний художник отправился на стажировку в Европу, а спустя шесть лет вернулся в Петербург и стал академиком исторической и портретной живописи.
........
12-й день месяца
Величайшую радость чувствует Ангел, когда видит, что ты, возлюбленный брат мой, побуждаемый чистыми желаниями, неуклонно совершаешь путь, ведущий к Небу. Жизнь есть минутное поприще; земля есть мрачная юдоль, где человек, со дня своего рождения до самой смерти, страдает и питается хлебом, омоченным слезами. Как? Ты забываешь Небо и прилепляешься к земной суете? Тебя пленяет настоящее мгновение? Ты не думаешь о вечности? Предположим, что Провидению угодно было назначить тебе сто лет жизни, но что значит это число лет? В сравнении с вечностью это капля в безбрежном океане. И действительно, дни твои быстро текут и конец им скоро наступит. Последний день уже недалек. Но что горестнее всего – ты не знаешь ни дня, ни часа, когда наступит конец земной твоей жизни. Смерть придет к тебе, когда ты не думаешь, и пресечет нить твоей жизни, подобно тому, как стрелок убивает на полете птицу, играющую в воздухе. Ничто так не верно, как смерть; ничто так не сокрыто от человека, как час её появления.
Сколько лет надеешься ты еще прожить? Тридцать, сорок? Ты, конечно, не можешь с достоверностью сказать сего. Но из остающихся лет один год будет годом твоей смерти. Смерть сторожит тебя на пути твоей жизни, в том месте, где ты не ожидаешь её, подобно убийце, засевшему в густом лесу, чтобы внезапно напасть на прохожего; ты проходишь – и она поражает тебя в сердце. Для чего ты дремлешь и не принимаешь мер предосторожности? Для чего не подражаешь воину, который, хотя и не видит неприятеля, но не дремлет, стоит на страже у врат города? Он не дремлет для того, чтобы по оплошности не подвергнуться внезапному нападению. Не видишь ли, какими страшными последствиями угрожает тебе такая неизвестность в продолжение всей твоей вечности? Мы нередко видели, что жизнь человека прекращается легким движением воздуха, дуновением холодного ветра, падением луча солнечного, одною каплею воды. Дни наши, как тень, исчезают, и слава увядает, как цвет сельный. И ты в сей скоропреходящей жизни хочешь утвердить свои надежды и свое счастье! И ты надеешься воздвигнуть прочное здание на своем основании, которое зыблется и ускользает, как вода речная! Что могло так обаять и прельстить тебя? Прошедшее огорчает тебя своими воспоминаниями, настоящее тяготит неудачами. Не видишь ли, что те надежды, которыми льстило тебе будущее, исчезли, как тень, и по мере того, как ты приближался к ним, они рассеялись, как сонные видения по твоем пробуждении? Ложь, обман, суетность, скорби душевные, болезни телесные – вот жизнь, которую ты любишь до такой степени, что забываешь о вечности!
Несчастен тот, кто жертвует будущим настоящему! Жалок тот человек, который, вместо того чтобы построить себе дом в своем отечестве, строит его в стране чуждой и ничего не готовит для родины, в которой жить должен! Какое сострадание ты возбуждаешь в Ангеле Хранителе, когда он видит, как ты суетишься и с каким жаром ищешь предметов чувственных и тленных, пренебрегая благами небесными, и не только подвергаешься опасности лишиться сих благ, но еще добровольно стремишься на муку вечную! Таким образом, безумный человек продает Царство Небесное, и продает за минутное наслаждение, которое доставляет ему демон, ругающийся над ним.
Когда Всевышний посылал Ангела к тебе на стражу, Он наименовал его Хранителем Царского младенца, которому предназначено некогда царствовать с Отцом своим. Ангел видел на младенце златую одежду, украшенную драгоценными камнями, а на челе его блистательный венец: ибо не ты ли наследник царствия Отца Небесного и сонаследник Иисуса Христа? Но увы! Какое горе! Скоро юный Царский сын бросил свою одежду и свой венец в грязь, переломил свой скипетр, оскорбил Царя, своего Отца, и передался врагам Его. Сын Царя Всевышнего! Обрати очи твои к небу, воззри на Отца твоего Небесного, преклони колена перед престолом Матери Божией. Зри славу Ангелов и ту славу, которая тебе уготована, оставь, оставь, наконец, безумные попечения о суетах земных, потщись быть достойным твоего высокого призвания. Ты призван царствовать, начни же царствовать над самим собой, начни управлять своим умом и своим сердцем, покажи твердую власть свою над демоном, над миром, над своими страстями. Твои силы изнемогают в борьбе? Но вспомни, что ты на небе будешь покоиться в продолжение всей вечности. Ты скажешь: «Когда же я буду наслаждаться сим покоем?» Может быть, сегодня, может быть, завтра; достоверно только то, что ты скоро насладишься им. Ещё несколько времени – и Ангел поведет тебя на небо.
Так беседует Ангел Хранитель с душой человека, и блаженна она, если внимает гласу посланника Божия и молитвенно взывает к нему:
«Ангел Хранитель! Одушеви сердце мое тем Божественным жаром, который воспламенял святых мужей, переносивших все муки и страдания и даже самую смерть с радостью. Для сего, о святой Ангел мой, напоминай мне непрестанно о вечности. Напоминание о вечности есть истинная мудрость, выше всякой человеческой мудрости. Оно возбуждает святые желания, просвещает ум и укрепляет душевную бодрость. Но враг препятствует ему проникнуть в мою душу; а когда оно проникло в нее, враг старается помрачить его. Ангел Божий! Благоволи, чтобы мысль о вечности всегда занимала ум мой; тогда удовольствия и сокровища сего мира не будут прельщать меня: я предпочту им скорби и сокрушения, освящающие и укрепляющие душу благодатной силой. Я изберу жизнь смиренную, удаленную от сует мира, где в безмолвии будут предметом размышлений моих лета вечные. Здесь я употреблю все минуты краткого бытия моего на то, чтобы стяжать те богатства, которыми вместе с тобой буду наслаждаться в продолжение всей вечности».
........
Чем более кого Господь возвышает, тем более тот смиряться должен
30 августа (12 сентября)
(Память преподобного отца нашего Александра Свирского, нового чудотворца)
Когда мы стоим в низкой доле, тогда, большею частью, бываем кротки, смиренны, ко всем ласковы и приветливы. А когда получаем или неожиданное богатство, или возвысят нас чем-либо перед другими, или вообще к нам придет счастье; тогда совсем изменяемся. Куда удаляются от нас кротость и смирение, куда ласка и приветливость? Спесь и гордость заступают их место, прежних друзей забываем, со всеми обращаться начинаем надменно и презрительно Это, братие, нехорошо, это христиан недостойно. «Елико ти есть велик сан, – говорит Святитель Димитрий Ростовский, – толико имать быти и смирение; елико велико почитание, толико имать быти и себе во смирении презрение: елико человецы возносят ти, толико смирен буди: елико почитают и славят, толико бесчестна себе быти вменяй (Cоч. Свят. Дим. ч. I, изд. 1857 г., стр. 356). Вот как нужно поступать христианам, когда Господь их возвышает! И истинные рабы Божии всегда так и поступали и оставили нам в этом случае примеры спасительные. Поучимся сему хотя у одного из них.
Когда преподобный Александр Свирский, будучи в сане игумена, принял и священство, то не изменил своего всегдашнего правила поступать по словам Господа: «Аще кто хощет в вас старей быти, да будет всем слуга», и всегда себя смирял, меньше всех считал и всем служил, подавая собою всем пример, и на труды монастырские выходил прежде всех. Во все дни делал все своими руками, ходил в поварню, месил тесто, пек хлебы. Иногда ходил на озеро и оттуда носил воду, иногда в лесу рубил дрова и сам приносил оные в монастырь. Иногда приходил в рабочую избу, где братия мололи жито, и там, когда находил их спящими, исправлял за каждого его урок и, после уже этого, уходил в свою келью. В церковь прежде всех входил и после всех уходил из нее. Ложась спать, даже рогожи не подстилал себе и никогда не нежил тела своего омовением. Одеждою его была грубая, вся в заплатах, похожая на рубище, свита. И многие неразумные, укоряя, ругались ему. Блаженный же все укоризны с радостью принимал.
Вот как поступали святые Божии, когда приобретали над другими власть. И, как поступали они, так должны поступать и все мы, ибо сего требует от нас и Сам Господь. Когда Он умыл ноги ученикам, то сказал: «Знаете ли, что Я сделал вам? вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т.е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам». Но не забудьте, наконец, и то, что усугублять смирение, при возвышении, мы должны и для своей же пользы, для большего же своего возвышения. «Тогда бо честен и достоин будешь, – говорит опять Св. Димитрий, – егда бесчестна себе быти возомнишь; тогда велик будешь, егда мала себе быти уразумеешь; тогда что будешь, егда ничтоже себе быти вменишь» (ч. I, стр. 357). Итак, и это примите к сведению, и во смирении пребывайте. Аминь.
............
Духовное зрение
12 сентября.
«Зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34:7)
Самые радужные мечты принадлежат, большею частью, молодым годам. Когда мы начинаем день и взор наш еще не отуманен, земля обетованная представляется нам во всей своей красе. Но Моисей в этом отношении представлял собой исключение. Самое ясное видение представилось ему на склоне его лет.
Его молодые годы прошли в опасности, в тревоге, в тяжелой борьбе, в мелочных заботах, и только перед закатом жизни видение грядущей славы, видение земли обетованной открылось перед ним. Итак, в самом разгаре его жизненных сил взор его был омрачен сомнением, тогда как в глубокой старости всякое сомнение и всякий страх исчезли, и «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась».
Если бы и нам было дано исполнить в нашей жизни подвиг отречения, час смертный был бы озарен и для нас видением небесной славы! Есть нечто в нашей духовной жизни, что не слабеет с годами, напротив, по мере того, как гаснут физические силы, оно все растет, пока не приведет нас на ту вершину, с которой мы узрим нашу обетованную землю.
Что же может дать нам силу подняться на гору Нево? Эта всепобеждающая сила есть любовь! «Если нет во мне любви, – говорит Ап. Павел, – то я ничто!» (1Кор. 13:2). И дар пророчества, и всякое познание, и даже величайшая сила веры – все останется без пользы, если не будет в нас всесильной, всеобъемлющей любви, которая все переживет и все победит.
Пусть, приближаясь к закату, слабеет наш рассудок, притупляется ум, омрачается сознание, зато очи сердца нашего будут глядеть все яснее и яснее, и начнется для нас вторая молодость души!
Вместо того, чтобы спускаться в долину плача, вечерний час приведет нас на горную вершину, с которой закат солнца представится нам озаренный новой зарей. Мы вернемся снова к простой, детской вере, которая сокрыта от премудрых и разумных, и весенняя песнь будет звучать в нашем сердце, несмотря на окружающую нас зиму. Тогда, в недоумении перед совершившимся чудом, мы воскликнем: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (1Кор. 15:55).
.....
Цитата дня
Как губка, поднесенная к чему-нибудь мокрому, раздувается и вбирает в себя влагу, так и человек, не твердый помыслом, если сближается или долго беседует с рассуждающими по-плотскому, вбирает в себя вред.
прп. Ефрем Сирин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3