Поучение 1-ое. Усекновение главы Предтечи Христова Иоанна.
(Почему так почтенно воспоминается усекновение главы Иоанна Предтечи?)
I. Предтече Господа нашего Иисуса Христа, предварившему рождество Его, надлежало предварить и спасительную смерть Его своею смертию, дабы как на земле проповедывал он пришествие Господа, возвещая: «грядет креплий мене в след мене» (Марк. 1, 7), так и во аде содержимым там душам возвестить, что уже явился в мире ожиданный Мессия. Вот как исполнилось это: Ирод, называемый Антипа, сын старшего Ирода, избившего детей вифлеемских, был женат на дочери Ареты, царя аравийского; но прельстясь красотой Иродиады, жены Филиппа, брата своего, по согласию с нею, прогнал от себя первую законную жену, и взял Иродиаду. Такого беззакония не мог сносить ревнитель закона Божия, обличитель грехов и проповедник покаяния, св. Креститель Иоанн: он стал обличать Ирода пред всеми, говоря: «не должно тебе иметь жены брата твоего». Но Ирод, не терпя обличения, повелел ввергнуть Иоанна в оковах в темницу. Всего же более воспылала яростию против святого обличителя Иродиада. Она хотела тотчас убить его, но не могла, потому что Ирод, знавший Иоанна, как мужа праведного и святого, не хотел отдать его на убиение, боясь, впрочем, не столько Бога, сколько того, чтоб народ, почитавший Иоанна, как пророка, из-за его убиения не произвел возмущения. Вследствие этого св. Иоанн пребывал в темнице не малое время. Настал день рождения Иродова. В этот день Ирод угощал великим пиром князей своих, военачальников и старейших всей Галилеи, а дочь Иродиады увеселяла их притом своею пляскою. Угодив тем Ироду и гостям его, плясальщица, по наставлению злобной матери своей, потребовала в награду себе главы св. Иоанна Крестителя; и Ирод, поклявшийся пред тем дать ей все, чего она ни попросит, даже до половины царства своего, забыл и святость Иоанна, и свое уважение к нему, – велел стражу отсечь главу св. Иоанна и принесть на блюде. Повествуют, что когда принесена была глава, еще источающая кровь, то к ужасу всех присутствующих на пире, она произнесла прежния обличительные слова свои: «не должно тебе иметь жену брата твоего!» Но плясальщица небоязненно приняла св. главу и отнесла ее к матери своей, а Иродиада не устыдилась еще поругаться главе Предтечи: колола язык ее иглою, и боясь, чтоб обличитель ее не воскрес, когда бы приложили главу его к трупу, закопала ее во дворце, на некотором безчестном месте. Обезглавленное тело в ту же ночь взято было учениками из темницы и погребено в Севастии.
За это беззаконное убийство, к которому после приложил Ирод и поругание Самому Господу во время страданий Его, – когда, «укоривь Его с вои своими и поругався, оболк Его в ризу светлу, возврати Его к Пилату» (Лук. 23, 11), – наказание Божие не умедлило постигнуть беззаконников. Царь аравийский Арета, мстя за безчестие, нанесенное его дочери, восстал войною на Ирода, победил его и поразил войско его так, что сам Ирод едва спасся. Потом император римский лишил Ирода всей власти и всех богатств и вместе с прелюбодейцею и ее дочерью послал в заточение, сперва в Лион галльский, потом в Илерду, город испанский, где они бедственно кончили жизнь свою. Прежде всех погибла плясальщица. При переходе ее в зимнее время по льду чрез реку Сикорис, проломился под нею лед и она погрузилась в воду по шею так, что лед стиснул ее и она повисла в воде, вися головою на льду. Тогда та, которая плясала некогда на земле, не досягая дна реки, должна была как бы плясать в воде. Наконец острым льдом совсем перерезало ей шею: обезглавленный труп занесен был водою, а к Ироду и Иродиаде принесена была одна голова погибшей. Об Ироде же и Иродиаде повествуют, что оба они пожерты были землею живые.
Св. Иоанн был Предтечею Христовым как в жизни своей, так и по смерти «благовестил сущим в аде Бога, явльшегося плотию». После, когда разорен был ад в воскресение Христово, он вместе со всеми другими праведниками изведен был Христом оттуда и сподобился многих венцев на небе, как девственник, как пустынножитель, как учитель и проповедник покаяния, как пророк, Предтеча, Креститель, и наконец как мученик.
II. Мы ныне с почтением и благоговением торжественно вспоминаем усекновение честные главы честнаго, славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Почему так почтенно, так важно и дорого для всех усекновение главы Иоанна?
Потому что из-за истины он пострадал, из-за истины отсечена ему глава; а истина для всех дорога, потому что в ней спасение всех.
Что было бы на земле, если бы между людьми правды не наблюдалось, если бы истина не была так хранима, уважаема? Тогда и жить никому нельзя было бы на земле. Общество людей неправедных и лживых долго существовать не может: истребятся они сами собою, или друг друга истребят. Где правда не соблюдается, там близок всему конец, и неправедное приобретение – всегда прах. Где истина не хранится, там скоро все погибает, – и беззаконная жизнь – близкая смерть. Что была бы земля без солнца? Мрачная, холодная, мертвая пустыня. А без правды еще хуже было бы на земле. Правда нужнее солнца для людей. И потому величайшее благодеяние делает роду человеческому тот, кто правду на земле водворяет.
Вот почему почтенно, важно, дорого для всех усекновение главы Иоанна Предтечи: он, уча людей правде, уча истине, доказал своею главою, что истина достойна всякого уважения, и правда должна быть всего дороже для всех; своими страданиями заставил других любить правду и почитать истину. Если бы он перестал говорить Ироду, что недостоит ему иметь женою жену брата своего: то могли многие подумать, что и им можно подобным образом жить. Мученическою смертию его все убедились, что беззаконная жизнь Ирода есть действительно беззаконие; таким образом, правда и тогда торжествует, когда праведник умирает из-за правды. Она тогда то особенно и торжествует, когда за нее праведник умрет: кровь, пролитая за истину, самая красноречивая проповедь о истине.
Святые страдают, умирают, лишь бы научить всех правду любить и истину хранить; а мы, братия, по крайней мере жить будем правдою и истиною, чтобы тем заставить других правду любить и истину почитать.
III. Будем, братия, и для себя и для других любить истину и хранить правду. Неправда ни для кого не полезна, и беззаконие для всех пагубно. Почитая усекновение главы Иоанна Предтечи, почтим истину, которую он так желал водворить. (Сост. по Синаксарю и проповед. прот. Р. Путятина).
........
Слово в день усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О помощи славянам3.
«И послав усекну Иоанна в темнице, и принесоша главу его на блюде»
(Матф. 14, 10–11).
Настоящий праздник, трогательный для нас всегда по тем священным воспоминаниям, которыя он пробуждает, становится для нас еще трогательнее в виду современных событий, заставляющих трепетать всякое русское сердце.
С благоговейною грустью, в посте и молитве, воспоминаем мы ныне усекновение главы честнаго, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: а сколько посечено уже глав, сколько еще сечется глав, на Балканском полуострове! Невинно пострадал величайший из рожденных женами: а за чтож страждут, за что избиваются эти десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч славян, эти младенцы, дети, отроки, девы и вообще люди всякого возраста, звания и состояния? За что поголовно истребляются целыя семейства, целыя поселения? Ирод был виновником смерти славного Пророка; но и Ирод показал в себе нечто человеческое: он «печален бысть» (Матф. 14, 9), когда решался на такое злодеяние, и велел только усекнуть главу своей жертвы, без каких-либо предварительных пыток и истязаний. А современные нам Ироды – разве это люди, разве не кровожадные звери? Они предают свои жертвы всевозможным мукам, ругаются над ними в минуты их страданий, услаждаются их стонами и воплями. Вся Европа содрогнулась, когда узнала правду о неслыханных зверствах, совершенных в Болгарии и других странах славянских. Как же не содрогаться нам, русским, когда мы знаем и чувствуем, что эти невинные страдальцы, эти новые мученики – наши братья по вере?
С теплою молитвою воспоминаем мы ныне наших христолюбивых воинов, всех, всех, которые в течение веков, мужественно охраняли и защищали нашу св. веру, наше возлюбленное отечество, и положили за них живот свой. Но за что ж борются теперь и славянские воины, как не за ту же православную веру, которая вот уже более четырех веков оскорбляется, унижается, подвергается стеснениям и преследованиям в мусульманском царстве? За кого полагают они живот свой, как не за свою родную, отечественную землю, которая столько же веков находится в позорной власти диких орд азиятских и постепенно держится ими в самых тяжких цепях и невообразимом рабстве? За кого преимущественно подняли свое оружие эти мужественные сербы, эти витязи-черногорцы, за кого, вместе с ними, с таким геройским воодушевлением, своею доброю волею, устремились в битву эти десятки, сотни и тысячи благородных сынов России, как не за тех несчастных своих соплеменников и единоверцев, безоружных, безпомощных и лишенных всякой возможности защищаться, которые зверски избиваются свирепыми варварами и лишаются ими всяких прав человеческого существования? И сколько уже пролито там крови за святое дело, сколько угасло человеческих жизней, сколько пало дорогих жертв!
Братия мои о Господе! Вы сами чувствуете, к чему призывают нас все эти, потрясающия душу, события.
Мать ваша – православная Церковь – с одинаковою любовию объемлет всех своих чад, без всякого разделения их по племенам и народам, и с одинаковою любовию молится о всех их. Соединим же и мы ныне с молитвами о наших отечественных православных воинах, за веру и отечество живот свой положивших, – соединим молитвы и о всех тысячах православных христиан, безпощадно избиенных в наши дни от зловерных агарян в Болгарии и других странах славянских; соединим молитвы и о всех славянских воинах, уже положивших жизнь за те же святыя начала, дорогия всякому человеку, за которыя умирали всегда и наши христолюбивые воины; соединим молитвы и о тех наших доблестных соотечественниках-добровольцах, которые поспешили на помощь к своим соплеменникам-славянам, и своею кровию еще раз засвидетельствовали им, какою безкорыстною любовию пламенеют к ним сыны России. Да вознесется ныне о всех этих скончавшихся братиях наших единая, нераздельная, совокупная наша молитва к Господу Богу и да принесет она им, благодатию Божиею, мир, отраду, утешение и успокоение в стране загробной!
Но это только для умерших... А что же для живых? Для них недостаточно одной нашей духовной молитвы; им нужна, крайне нужна и наша помощь вещественная. Знаю, знаю, что вы уже принесли ее и без моего призыва, а по призыву самих грозных событий, которыя, особенно на первых порах, действовали на нас с такою неотразимою силою, что, казалось, делали почти излишним всякий другой призыв. Знаю, и благодарю Бога, что и в нашем богоспасаемом граде, в нашей небольшой православной семье, здесь, с живейшим сочувствием откликнулись все на голос нуждающихся братий очень немалыми пожертвованиями. Знаю, и благодарю Бога, что и во всей, Богом вверенной мне духовной пастве, сравнительно немноголюдной, при полном усердии достойных пастырей Церкви, действовавших и словом, и собственным примером, собрались также отнюдь не скудныя приношения для той же цели. Но теперь-то именно, когда первыя впечатления от грозных событий начали естественно ослабевать, когда некоторые, принесшие уже не раз, и не два, и не три раза, свои посильныя жертвы, стали спрашивать: не довольно ли? – когда, к сожалению, оказалось еще, что иные и не совсем правильно понимают значение приносимых ими жертв, теперь-то наиболее и я признаю благовременным возвысить мой слабый пастырский голос. Припомните, что́ сказал Господь наш, когда Его спросили: сколько раз должно прощать ближнему; не довольно ли до семи только раз? – Нет, отвечал Господь, прощайте не до семи только раз, а до седмижды семидесяти раз (Матф. 18, 21–22). Тоже следует сказать и о пособии ближним. Нам заповедано: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6, 36), – а Отец наш небесный милосерд без конца. Не спрашивайте себя, сколько раз вы уже подали и какую сумму подали, а подавайте еще и еще, пока имеете возможность. Подавайте не для того, чтобы хвалиться своими приношениями и укорять других, не для того, чтобы об вас разглашали, будто вы одни приняли участие в пожертвованиях и потому достойны всеобщего уважения, тогда как другие, будто бы, и глухи, и немы, и вовсе безучастны к страданиям соплеменников-единоверцев: это не по-христиански, это отнимает цену у ваших пожертвований. Но подавайте так, как учит истинная христианская любовь, которая, по словам Апостола, «не превозносится, не гордится, не ищет своих си, никому не мыслит зла» (1Кор. 13, 4–5), а об одном только заботится, чтобы действительно пособить нуждающимся, вовсе забывая о себе, и принести Богу жертву чистую и угодную. Не стесняйтесь тем, что вы не в состоянии сделать больших приношений: приносите столько, сколько вам по силам. Вы знаете, что и лепта, принесенная от усердия и любви, бывает дороже всяких других жертв, совершаемых без усердия, а с суетною целию, и что из лепт-то и составляются большия суммы. Помните одно: там вопль, там стон, так скрежет зубов; там тысячи без пищи, без одежды, без крова, пристанища; там нужды, вопиющия нужды, порожденныя войною, и день ото дня увеличивающияся.
Да будет Божие благословение на всяком, кто в настоящия роковыя минуты для наших братьев славян помолится о них от искренняго сердца и с братскою любовию не перестанет простирать им руку помощи. Аминь.
(Литовския епархиальныя ведомости.)
...........
Светлое и боголепное торжество ныне собрало нас к духовному празднеству, о, христолюбцы. Светлым это торжество достойно именуется и по самому имени воспоминаемаго, ибо он светильник света и есть и называется; конечно, не в том смысле оно светло, чтобы вещественными лучами освещало наши телесныя очи, – ибо сияние этих лучей не непрерывно, а напротив часто прерывается противоположным затмением, – но в том смысле, что оно лучами божественной благодати всегда просвещает сердца празднующих, и наши умныя очи ныне направляет к подвигу праведника, чтобы мы умственным взором созерцали этот блаженный подвиг и сделали его для себя основанием радости. Ибо кровь иного, пролитая на землю мечом, не услаждала бы взора человеческаго, ни слово о ней, дошедши до слуха, не делало бы память об умершем драгоценною: пролитие того, что сопровождается лишением жизни, как может привлекать человека, по природе жизнелюбиваго? Наоборот, оно, вместе с печалию лица, вызывает чувство сожаления и грустныя речи о страдании в каждом человеке, если только он не какой-либо безумец или существо зверонравное, подобно животным, в неистовство приходящее от созерцаемаго: так петухи, когда убивают подобных им, радуются, поют, скачут, руководясь только животным чувством и не разсуждая, что и их постигнет та же участь. Кровь же мужа праведнаго и для глаз любезна, и для слуха приятна, и для уст покланяема. Ибо пролитие ея есть приобретение соучастия в нестареемой и лучшей жизни; и не только капля крови, но даже и все другое принадлежащее святому, как, например, часть какого-нибудь члена или волос, или вообще того, что носил и чего касался праведный, – весьма вожделенно и любезно для возлюбившаго благочестие. Поэтому-то каждый старается, как некое сокровище, удержать в частных домах или в храмах часть или в целости какой-нибудь член, или же все тело (того или другого мученика), ради действующей в нем силы освящения и спасительной защиты; каждый подходит с благоговением к сокровенному праху и со страхом лобызает неприкосновенный дар.
2. Такова для нас кровь праведнаго Авеля, хотя для родителей его она и была тогда необычною причиною слез: никогда не видевшие страданий умирающаго, как они могли не поразиться смертию своего сына, не плакать, не произносить жалобных слов, когда неожиданно увидели его поверженным на землю, обагренным кровию от братоубийцы и вследствие этого лишенным жизни? Такова, далее, святая кровь пророка Амоса, котораго, долго бив, умертвил мечом Амасия царь (жрец Вефильский): пораженный стрелами его пророчества, он ударил праведника палкою в висок и предал его смерти. Такова святая кровь и пророка Михея, божественное дерзновенно вещавшаго, котораго повесил и умертвил Иорам, сын Ахава. Ибо пророк обличал его в нечестиях его отцов, как написано. Такова святая кровь пророка Исаии, пополам перепиленнаго пилою при Манасии, склонившем к идолопоклонническому служению неустойчиваго и непостояннаго Израиля, не выносившаго откровений пророка. Такова святая кровь и старца Елеазара с семью отроками и богомудрою их матерью: эту кровь пролил посредством различных пыток Антиох, не выносивший мужества непобедимых в защите заповеди Божией, которых печать смерти сделала совершенными в вере. Такова святая кровь и пророка Захарии, которую пролила пред жертвенником распутная жестокость иудеев, не выносивших обличений пророческих. И нужно ли мне больше перечислять, когда можно вообще назвать святую кровь апостолов, пророков и мучеников, которую многие палачи многообразно проливали, как воду, по всей вселенной и которая оказалась гасительницею нечестия?
3. Такова святая кровь Крестителя Христова и Предтечи, о которой наше настоящее слово, – кровь, которая истекла, как драгоценное миро, из священной выи, наполнив благоуханием вселенную, которую образовало не удовольствие чрева, не принятие вина, не потребление мяса и не что-либо другое из того, что обыкновенно утучняет и услаждает плоть, но образовала благодать воздержания от колыбели до смерти. Прииде бо, говорит Писание, Иоанн ни ядый, ни пияй (Матф. 11, 18). Его кровь предшествовала безсмертной чаше Господней. Ибо тому, кто оказался для земных предтечею Света через благодатное рождение свое от неплодной, надлежало явиться светозарным вестником и для обитавших под землею через свою смерть. Его кровь более, чем Авелева смерть, вопиет к Господу Саваофу. Ибо совершение дела есть отзвук некотораго таинственнаго голоса, не звуковыми органами издаваемый, но слышимый силою деятельности. Его кровь благороднее крови патриархов, драгоценнее крови пророков, святее крови праведников, даже превосходнее крови апостолов, славнее крови мучеников, как свидетельствует об этом слово великаго (ипостаснаго) Слова. Его кровь, пролитая за правду в конце Ветхаго Завета и ставшая как бы цветком, предвозвещающим пришествие Христово, украшает Церковь Христову приятнее всяких изображений цветов.
4. Но каким образом, ради кого и по какой причине кровь эта пролита, – это изложит нам повествование святых Евангелий. Ирод бо емь Иоанна, связа его, и всади в темницу, Иродиады ради жены Филиппа брата своего. Глаголаше бо ему Иоанн: не достоит ти имети ея. И хотящ его убити, убояся народа: зане яко пророка его имеяху (Матф. 14, 3–5). Прежде всего должно изследовать, кто этот Ирод, так как одинаковость имени производит неясность в обнаружении действительнаго лица (о котором здесь речь). Очевидно, это тетрарх, ибо отец его, убийца вифлеемских детей, давно уже был мертв. За что же он был обличаем Иоанном? – За то, что изгнал законно с ним сочетавшуюся жену, т. е. дочь царя Ареты, и беззаконно женился на Иродиаде, жене брата своего Филиппа. Ибо ему можно было бы бездетную взять в сожитие для возстановления семени брата, по закону Моисееву, но имевшую детей – ни в каком случае, а у нея была дочь – того же имени, Иродиада, исчадие аспида, дьявольское орудие собственной погибели. Итак, справедливо обличение Иоанново, обличение напоминательное, а не высокомерное, целительное, а не уязвляющее. Ибо вот что говорит он: не достоит ти имети ея (Матф. 14, 4), и обращает его к божественному закону, говоря: посмотри и узнай, что тебе закон повелевает: Аще же живут братия вкупе, и умрет един от них, семене же не будет ему, да не будет жена умершаго иному мужу не сродну: брат мужа ея да внидет к ней, и поймет ю себе в жену, и да поживет с нею. И будет отроча, еже аще родится, да поставится во имя умершаго, и не погибнет имя его от Израиля (Втор. 25, 5). Это тебе закон повелевает, ты же ввел в дом имеющую дитя от брата твоего. Не преступай же постановления Законодателя и не загрязняй пурпуровой (царской) одежды незаконною кровию; призванный быть для других образом благозакония, не будь для подданных причиной беззакония; за это понесешь справедливое наказание, ибо сильнии сильне истязаны будут (Прем. 6, 6).
5. Ирод же, облеченный силою, забыл о существовании Бога, взбесился, воспылал гневом, отверг обличение. Не последовал примеру Давида, который, быв обличен пророком Нафаном за грех прелюбодеяния, сказал известныя слова: согреших ко Господу (2Цар. 12, 13), которому, ради его смирения, и Господь простил грех. Но емь Иоанна, связа его, и всади в темницу (Матф. 14, 3). Непобедимаго любомудрием победил побежденный страстию распутства; несвязаннаго никакою страстью связал связанный чарами невоздержания; стража и вестника Церкви всадил в темницу пленник нечистаго дела Иродиады ради жены Филиппа брата своего (Матф. 14, 3), – ради Иродиады, нравом похожей на Далилу, сотрудницу диавола. Ибо она мужа, и притом чужого, возбудила к ненависти против Иоанна: не могу, говорит, будучи царицей, переносить обличение от сына Захарии, посади в темницу язык, меня обличающий, пронзи сейчас копьем человека, наносящаго душе моей раны словами, как стрелами. И хотящ его убити, убояся народа, зане яко пророка его имеяху (Матф. 14, 5). Ибо и цари, когда захотят совершить что-либо несправедливое, не тотчас приводят желание свое в исполнение, подверженные стыду и страху пред подданными, но в душе своей выжидают удобнаго времени для преступления.
6. Дни же бывшу рождества Иродова, пляса дщи Иродиадина посреде, и угоди Иродови. Темже и с клятвою изрече ей дати, егоже аще воспросит (Матф. 14, 6). Когда ему надлежало воздать славу Богу за то, что увидел свет, тогда он возлюбил дела тьмы. Для него это было время духовной радости, а не пляски, и притом пляски женщины в присутствии мужчин. Что отсюда произошло? Клятва. А отсюда? – Убийство. Вырви корень зла, и не будет плода беззакония; если же первый возрос, то, несомненно, и конец дела последует. Пляса дщи Иродиадина посреде, и угоди Иродови. И чему могла научиться от матери легкомысленная дочь, как не плясать? – и настолько искусству плясать она была обучена, что угодила Ироду, почему он с клятвою обещал ей дать, чего только она попросит. Ибо такова необдуманность одержимых страстями нечестия, что они несмысленно говорят обо всем, как только вздумается. Она же, предупрежденная материю, избрала кровопролитную смерть, которую порождение эхидны, Иродиада, давно хотела совершить. Разгорячившись, она сказала собственной дочери следующее: вот, дитя, пришло желанное время; своими ногами ты сделала дело любезное мне; искусным своим пением ты утешила мою старость. Скроем в землю обличающаго нас. Иди скоро и скажи так: даждь ми зде на блюде главу Иоанна Крестителя (Матф. 14, 8). О, просьба крайняго безумия! Вакханка и убийца недовольна тем, что еще не наслаждалась убийственным зрелищем. Ибо недостаточно для тебя того, что ты пожелала, чтобы меч отрубил священную выю; но еще хлопочет о том, чтобы тебе священная глава была подана на блюде. О, безбожная и нравом более жестокая, чем Иезавель!
7. И печален бысть царь: клятвы же ради и за возлежащих с ним, повеле дати ей и послав усекну Иоанна в темнице. И принесоша главу его на блюде и даша девице: и отнесе матери своей (Матф. 14, 9–11). О, исполнение диавольскаго злоумышления! Кто занес над священною главою смертоносный меч! Второй Доик, преступный служитель, не подражатель тем, которые благоразумно противостояли царю Саулу, когда он повелел убивать пророков Божиих. И принесоша главу его на блюде. Как назвать это угощение – пиром или бойнею? Как назвать возлежавших вместе пьяниц – гостями или палачами? О, позорное зрелище, о, преступное видение! На пиру птица подавалась, а здесь вносилась голова пророка; там цельное вино разливалось, а здесь праведная кровь ключом лилась. Какая страшная весть, какое ужасное повествование! И даша девице, и отнесе матери своей. О, безумие! Дана безценная глава за безчестное дело, – дана проклятой и нечистой женщине – чистая, неприкосновенная и для самих ангелов почтенная глава. И отнесла матери своей, т. е. как бы предложила жадной матери в пищу смерть пророка, говоря: ешь, мать, плоть безплотно жившаго, пей кровь безкровнаго, вот навсегда умолкнувший язык человека, обличавшаго нас!...
8. И приступльше ученицы его взяша тело его, и погребоша е (Матф. 14, 12). Представь себе, любознательный человек, изображенный гроб праведника, и обличай иконоборцев, как врагов истины. Внимательно разсмотри историю и извлекай для себя пользу: как из темницы был веден святой, связанный узами железными, как палач с ожесточением занес меч над священною выею, как отрезанная мироносная глава передана беснующейся Иродиаде, как погребено священное тело Иоанна руками его учеников, которые плачут, душевно скорбят и окружают тело, при чем один держит ноги, другой приставляет главу к телу, а иной совершает каждение и воспевает погребальныя песни. Там, слушатели, и я присутствую умственным взором и вижу гроб праведника в мире (Прем. 3, 4), по писанному: вижу его ангельский лик, очи коего, как два светила зашедшия, а весь вид лика являет образ красоты; вижу бездыханнаго, лишеннаго земной жизненной силы, но тем сильнее издающаго благоухание божественной благодати. Целую священныя руки: прикосновение к ним непозволительно для греха, и пальцем их указан людям вземляй грех мира. Поклоняюсь прекрасным ногам: их назначение было – благовествовать благая на земле, и через них предуготован путь пришествия Господня. Да предстанут мне к поклонению и честныя узы, коими был связан мною почитаемый среди людей ангел: да предстанет и честное блюдо, на котором была предложена драгоценнейшая золота всесвященная глава. И даже если бы я нашел меч палача, прошедший по священной вые, то не оставил бы его без поклонения, и самую землю, в которой сокрыто это сокровище, обнял бы, как источник благодати. О, блаженный гроб и приятный камень, владеющие треблаженным телом, паче множества смарагдов и маргаритов, оберегаемым внутри! Итак, там видимо присутствовал лик учеников, невидимо же – множество ангелов, прославлявших одноименнаго им ангела во плоти, приснаго друга Господня, невестоводителя Жениха, постоянно светящий светильник неизреченнаго Света, живой глас великаго Слова, выше пророка, большаго среди рожденных женами, – прославлявших, увенчававших, поднимавших на небо и переносивших его к безсмертной радости. Таков-то мирный гроб Праведника, радостный и спасительный для мира.
9. Но неужели безумный Ирод здесь, на земле, избег наказания суда? – Нисколько; но, как повествуется, он за это был убит в то время, когда усмирял возстание всего народа: ибо в назидание будущим царям, чтобы они не подпадали подобным страстям, Бог устрашил их посредством бывшаго с Иродом. Но оставим это и воззовем соответственно настоящему дню следующее: ныне Иоанн Предтеча, за истину усеченный в главу, ублажается, нечестивый же Ирод, осмеиваемый, поругаем бывает. Ныне Иоанн Предтеча на языках всех людей почитается через повествование об обличении, безумный же Ирод безславится, обличаемый в прелюбодеянии всяким боящимся Господа. Ныне глава Иоанна Предтечи на блюде предлагается в священную жертву, а блудница Иродиада против воли вечно обличается. Ныне кровь Иоанна Предтечи за охранение божественнаго закона проливается, а противник Предтечи, ради противоположнаго дела, законно торжествует. Ныне Иоанн Предтеча ради дерзновения перед Иродом за правду умерщвляется, и цари земные, вразумленные, не разводятся с своими супругами, а разводящихся наказывают. Ныне Иоанн Предтеча поднимает знамение на земле и проповедует, что всякий человек должен довольствоваться своею женою и дальше ея не ходить. Ныне Иоанн Предтеча во ад нисходит, и умершие слышат неизглаголанную радостную весть о Христовом пришествии. Ныне небеса радуются Иоанну Предтече, обезглавленному за правду Божию, люди же на земле воспевают ему празднственныя песни, – и мне кажется, что великий Предтеча Господень с неба взирает на нас и, как песнопевцев его, наделяет божественными дарованиями. Среди пророков он, как утренняя звезда проносящаяся и освещающая; среди апостолов, – как солнце среди солнц, ранее и более других светящее: среди мучеников, – как небо, разнообразно украшенное звездами чудес; среди праведников, – как кедр ливанский, многими ветвями добродетели покрытый. Ныне он возвещает радость вселенной. Ибо если многие в праздник рождения его радуются, по Писанию, то справедливо, чтобы и в праздник его кончины ту же радость имели, которую воспеть удостоились мы, – и священники, и отшельники, и монахи и мирские люди, так как всем память об этой кончине приносит ликование, особенно же нам, насельникам этой священной его обители. О, если бы мы более усердно прибегали к его молитвам, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и сила, со Отцем и всесвятым и животворящим Духом, ныне и присно, и в безконечные веки веков. Аминь.
...........
Проповедь на отпевании доброй христианки131
Братья и сестры, пока Господь Иисус Христос не явился в нашем земном мире со Своим Святым Евангелием, мы, люди, не знали ни что такое добро, ни что такое зло, ни что такое истина, ни что такое ложь, ни что такое правда, ни что такое неправда. А что самое главное, мы не знали ни что такое добрый муж (человек), ни что такое добрая жена. Только от Господа Иисуса Христа мы узнали все это: добро – это только то, что приходит от Христа и приводит ко Христу. А что такое добрый муж? – Только Христов муж – добрый муж. Другими словами, только христианин – это поистине добрый муж и истинный муж; и только христианка – это поистине добрая жена и истинная жена. Почему это? – Потому что только Христово добро – нетленно, бессмертно и вечно; только Христова истина – нетленна, бессмертна и вечна; только Христова правда – нетленна, бессмертна и вечна. Поэтому и добро этой усопшей христианки – бессмертно и вечно, поэтому и истина ее – бессмертна и вечна, и правда ее – бессмертна и вечна. Да, вот ее добро, ее истина, ее правда – в детях ее. Это вечно и бессмертно и в ней, и в ее детях.
Поэтому, дорогие братья и сестры, эта добродетельная покойница – пример доброй христианки, а это значит – единственной поистине доброй жены в нашем земном мире. Ибо что такое добрая христианка? – Добрая христианка – это жена, которая денно и нощно воплощает в своей жизни евангельское добро, евангельскую истину, евангельскую правду. Нет такого зла, которое не может она преодолеть своим добром; нет такой лжи, которую не может она развеять своей истиной; нет такой неправды, которой не может она воспротивиться своей правдой. За оскорбление воздает она не оскорблением, а прощением; за зло воздает не злом, а добром; на ненависть отвечает не ненавистью, а любовью. Против всякого человеческого зла она выводит божественное добро – и так всегда одерживает победу Христом.
Каждая мать – мученица, а прежде всего – мать-христианка. Почему? Потому что она день и ночь неустанно печется и страдает о телесном и духовном здравии своих детей. В этой своей непрестанной заботе она каждый день умирает за своих детей. Это истина нашего земного мира – истина, которой удивляются небожители. Ибо если и есть что на земле, чему дивятся Ангелы небесные, так это добрая христианка, добрая мать, добрая жена. Нет ничего более тяжелого и ответственного в нашем земном мире, нежели служение матери-христианки. Почему? Потому что ее главная обязанность – это приготовить детей своих к бессмертию и вечной жизни. Если приготовила она их к этому, то тем самым она и себя приготовила к небесному раю. А если не приготовила, то ее душа низвергнется в преисподнюю, где вечный плач и скрежет зубов. Как добрая мать-христианка приготовляет детей своих к бессмертию и вечной жизни? – Научая и воодушевляя их жить по Христову Евангелию, ибо в Христовом Евангелии все бессмертно и вечно. И сия усопшая истинная христианка трудилась над этим всю жизнь: научала своих детей Евангелию, воодушевляла Евангелием, по Евангелию воспитывала, по Евангелию растила. Вот перед нами истинная воспитательница. Ибо только истинная христианка – истинная воспитательница; в преходящем земном мире христианская мать – единственная истинная воспитательница, ибо детям своим она уготовала бессмертие и вечность. Да, ибо детей своих научила она вечной и бессмертной евангельской истине, вечной и бессмертной евангельской правде, доброте, молитве, кротости, смирению, надежде. А это именно то, что вводит детей в бессмертие и вечность. Такое воспитание поистине вечно, ибо этим и ради этого люди и живут и в этом земном, и в том небесном мире. Разве истиной Христовой не живут и Ангелы на небе, и люди на земле? Разве любовью Христовой и молитвой не живут и святые на небе, и христиане на земле? Дорогие дети дорогой покойницы, храните в себе бессмертие, которое ваша мать насадила в вашей душе! Возращайте его, заботьтесь о нем, ибо только заботой оно стоит и заботой совершенствуется. И все бессмертное в вас выстоит, укрепится, если живете и будете жить по-евангельски, если будете жить евангельским добром, истиной и правдой. А если оставите евангельскую истину, евангельское добро, евангельскую правду, то потеряете бессмертие, которое оставила вам ваша достохвальная мать, и не удостоитесь вы видеть в оном мире блаженную и бессмертную душу своей предивной, достойной всякого подражания матери, когда придет час оставить этот мир.
Эта добрая мать, эта добрая христианка, отходящая ныне в небесный мир, – пример самопожертвования. Смотрите, не умирала ли она каждый день за детей своих, не жертвовала ли собой день и ночь непрестанно, чтобы только было им хорошо, их душе, их бессмертию? И вы, дети, сослужите достойную службу своей незабвенной матери и воздадите ей должное, если каждый день будете воскрешать в душе своей воспоминание о ней, молитвы за нее, и любовь, и почтение.
Нет сомнений, братья и сестры, сейчас Ангелы небесные с радостью встречают эту дивную мать в горнем мире и вводят ее в Царство Небесное, которого да удостоит и нас Всемилостивый Господь молитвами этой усопшей доброй христианки. Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7