В мае указом президента России Владимира Путина министром просвещения Российской Федерации во втором правительстве Михаила Мишустина назначен Сергей Кравцов. В интервью «Ведомостям» Кравцов рассказал, что удалось сделать во время работы в составе прошлого правительства и какие задачи сейчас стоят перед Минпросвещения.
– Вас назначили на должность министра во второй раз. Какие задачи сейчас стоят перед Минпросвещения?
– Сегодня мы выстраиваем суверенную систему образования, формируем единое образовательное пространство. Мы хорошо понимаем, какие вызовы стоят перед нами. Насколько важным является воспитание – как инструмент развития и защиты детей от различного рода провокаций и информационных атак. Безусловно, главный ориентир в нашей работе – это программное послание президента Федеральному собранию и указ о национальных целях развития. У нас сейчас много точек роста – кадровый вопрос, зарплаты педагогов, подготовка государственных учебников по всем предметам, включение педагогических колледжей в программу «Профессионалитет» и др. Поэтапно будем эти вопросы решать.
– Кажется, что сейчас школу нельзя отделить от государства и патриотического воспитания. Почему вы считаете, что патриотизм должна воспитывать школа, а не семья?
– Я считаю, что в деле воспитания школа и семья должны быть единомышленниками. Не должно быть такого, что в школе ребенку транслируют одни вещи, рассказывают про одни ценности, а в семье совершенно другое. В школах воспитательную работу курируют советники директоров. На сегодняшний день советники по воспитанию функционируют более чем в 28 000 общеобразовательных организаций и порядка 3000 образовательных организаций системы среднего профессионального образования (СПО).
– Они приходят, как правило, из текущих кадров? Или отбираются из новых?
– Здесь такого единого подхода нет. Мы обычно объявляем конкурс на советника по воспитанию. В конкурсе могут участвовать учителя, заместители директора, преподаватели дополнительного образования. Победители конкурса входят в кадровый резерв в регионах. Это в основном молодые люди, до 35 лет. Конкурс где-то пять человек на место. Мы их вначале тестируем, заочно оцениваем, а далее проводим собеседование по видеосвязи. Тех, кто успешно прошел отбор, мы отправляем на очное обучение, в том числе в «Артек».
«На работу в школы вышло почти 50 000 молодых педагогов»
– Сейчас поступают разные предложения о том, как повысить зарплату учителя, например ввести единую федеральную ставку или обозначить, чтобы она была на уровне не ниже 2,5 МРОТ. Как вы относитесь к этому?
– Я думаю, что формирование заработной платы напрямую зависит от экономики региона. Право образовательных организаций самостоятельно устанавливать системы оплаты труда привело к многообразию используемых моделей, сложностям расчетов и отсутствию единых подходов в определении размеров заработной платы.
Конечно, необходимо совершенствовать механизмы оплаты труда педагогов, в том числе, как отметил президент, увеличивать доходы учителей в тех регионах, где сейчас они существенно ниже, чем в среднем по стране. Мы со стороны министерства проводим комплекс мероприятий, направленных на совершенствование региональных систем оплаты труда и их подготовку к внедрению единых требований. Один из механизмов, который это предполагает, связан с наведением порядка в перечнях стимулирующих и компенсационных выплат. Базовые выплаты – это оплата труда по ставке, стимулирующие – выплаты за высокие показатели успеваемости учеников, за инновационные методики обучения, за активное участие во внеклассной работе и т. д.
Несмотря на то что регионы самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда педагогических работников, на федеральном уровне в соответствии с посланием и поручениями президента идет разработка пилотного проекта по внедрению новых систем оплаты труда работников сферы образования, готовятся предложения по снижению дифференциации уровня оплаты труда, ведется мониторинг достижения целевых показателей уровня заработной платы. Классное руководство, организация школьного театра, спортивной секции – за все это учителям полагаются доплаты на федеральном уровне. При этом из 1,3 млн педагогических работников у нас где-то около 750 000 классных руководителей.
– Сколько не связанных непосредственно с преподавательской деятельностью функций в среднем выполняет учитель? Как вы планируете снижать бюрократическую нагрузку на педагогов, возможно ли это выполнить при появлении дополнительных обязанностей? Решена ли проблема нехватки кадров в школах?
– Конкретные должностные обязанности каждого педагогического работника определяются его трудовым договором и должностной инструкцией.
В качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный функционал работника, применяются квалификационные характеристики должностей работников образования Единого квалификационного справочника.
Следует отметить, что выполнение работ, не связанных с образовательным процессом, не входит в рабочее время учителей и носит добровольный характер либо осуществляется посредством совмещения профессий (должностей). При этом выполнение дополнительной работы может быть поручено педагогу с его письменного согласия и за дополнительную оплату.
В отношении документационной нагрузки, как вы знаете, в 2022 г. вступил в силу приказ о перечне базовых документов учителя. Их количество было ограничено до пяти (характеристика на обучающегося, план воспитательной работы, журналы внеурочной деятельности и учета успеваемости, рабочая программа учебного предмета). Сейчас законодательство не допускает возможности возложения в одностороннем порядке на учителей школ работы, связанной с подготовкой документов, не включенных в перечень, утвержденный приказом министерства. Кроме того, в настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий наделение Минпросвещения России правом утверждать перечни документации педагогических работников организаций СПО и дошкольного образования.
Кадровый вопрос также важен для нас. Мы планируем создать единый информационный портал с актуальной информацией о предложениях по трудоустройству для педагогов. В режиме реального времени можно будет отслеживать по каждой школе и каждому колледжу, какие есть потребности.
Мы сейчас наблюдаем позитивную динамику: число незакрытых учительских вакансий в школах в 2023/24 учебном году снизилось на 19%. В этом учебном году на работу в школы вышло почти 50 000 молодых педагогов, включая студентов старших курсов педагогических вузов. Объем бюджетных мест для подготовки учителей в вузах ежегодно увеличивается – так, с 2019 г. количество бюджетных мест выросло на 21%.
– Хватает ли учителей в новых регионах?
– На конец учебного года в школах новых регионов работает почти 36 000 учителей. Наибольшая потребность в учителях русского языка и литературы, физики, математики, иностранных языков, в ряде районов и городов – в учителях начальных классов.
За два прошедших года бесплатные программы повышения квалификации, адаптированные специально под новые регионы, прошли более 50 000 педагогических работников и управленцев в сфере образования. При этом обучение мы сделали во всех возможных вариациях и формах – как в дистанционном формате, так и на выезде в «исторических» регионах, в том числе в Москве, Подмосковье, Ростове-на-Дону, Крыму и других регионах. Более того, сейчас мы запускаем новый проект. Летом этого года мы начинаем обучение руководителей школ новых регионов образовательным практикам на базе Центра знаний «Машук». Можно сказать, что «Машук» – это своего рода корпоративный университет для системы образования и воспитания нашей страны. 500 человек пройдут обучение в этом году, первый поток стартовал 8 июня.
– Каково влияние на систему образование пандемии COVID-19? Какие новшества удалось адаптировать и оставить в школах после окончания пандемии?
– Пандемия коронавируса действительно стала серьезным вызовом для системы образования. При этом в пандемию произошло значительное развитие информационных технологий в школах. Один из удачных примеров – государственная информационная система «Моя школа». Это библиотека верифицированного цифрового образовательного контента и цифровые сервисы, которые помогают педагогам, ученикам и родителям. Сейчас в системе «Моя школа» зарегистрировались 98% образовательных организаций и 65% педагогических работников.
Сервис ни в коем случае не заменяет живого общения педагога с учениками. Он дает дополнительные возможности для того, чтобы сделать процесс более интересным. Педагогам созданы условия для качественной подготовки к урокам, возможность подбора верифицированных учебных материалов для проведения уроков. Ученики могут использовать размещенный в системе контент для развития своих умений и навыков.
«Моя школа» предоставляет возможность педагогам общаться с учениками через платформу «Сферум»: можно создавать групповые чаты и видеоконференции, аудио- и видеозвонки для проведения уроков и родительских собраний. Количество пользователей «Сферума» постоянно растет и уже составляет более 13 млн человек, включая учителей, учеников и родителей. Отечественная платформа удобна в случаях, когда необходимо организовать обучение дистанционно.
«Новый курс обществознания будет одновременно более коротким и более емким»
– В конце прошлого года в интервью телеканалу «Россия 24» вы говорили, что в 2024 г. планируется подготовить единые государственные учебники по обществознанию, литературе и русскому языку. Чем они будут отличаться от тех учебников, по которым дети учатся сейчас?
– Самое главное требование к учебникам – их соответствие федеральным программам. В марте этого года, например, мы внесли серьезные изменения в федеральную программу по обществознанию. Обществознание в основной школе для ребят, которые пойдут в 5-й класс в 2025 г., будет изучаться не как раньше – в 6–9-м классах, а только в 9-м классе. При этом часы на обществознание будут перераспределены внутри предметной области – в сторону увеличения часов на изучение истории.
Новый курс обществознания будет одновременно более коротким и более емким. Новые государственные учебники по обществознанию и по другим учебным предметам в полной мере будут учитывать все изменения федеральных программ.
Сроки по разработке учебников по русскому языку и литературе несколько сдвинулись. Планируем завершить их в следующем году.
– В 2023 г. вам пришлось переиздавать учебник по истории России, который готовили Анатолий Торкунов, Владимир Мединский и Александр Чубарьян, – из-за недовольства некоторых регионов разделом о репрессированных народах. Будете ли вы в дальнейшем смотреть на реакцию регионов при подготовке учебных материалов по гуманитарным предметам?
– Прежде всего хочу сказать, что все учебники на этапе подготовки проходят многоуровневую федеральную экспертизу. Причем это касается учебников не только по гуманитарным предметам. Его содержание проверяют три независимых эксперта, еще две организации проводят научную и педагогическую экспертизы.
Ключевую роль в подготовке учебника играет процедура апробации в образовательных организациях регионов страны. Только по итогам апробации будет приниматься решение о включении учебника в федеральный перечень и о его масштабном внедрении в школы.
– Скажите, как повлияла передача авторских прав на учебники государству в 2022 г.?
– До 2022 г. авторские права на учебники принадлежали издательству. Механизм был такой: издательство приходило к нам с учебниками и просило провести экспертизу его содержания. Мы говорили – содержание хорошее, дальше они шли его продавать по той цене, которую они сами устанавливали. Это было около 1300 руб. Они также определяли и формат учебника, например мягкий переплет. Теперь права на создаваемые по новому порядку учебники принадлежат государству. Что мы сделали сейчас? Мы рукопись учебника Владимира Мединского по истории для 5–9-го классов выставили на аукцион: нужно сделать макет учебника, напечатать его и доставить во все регионы. Стартовую цену мы установили на уровне 835 руб. С помощью аукциона стоимость удалось сбить до 209 руб.
– Проводили ли вы ревизию учебников, по которым обучались школьники новых регионов: как ДНР и ЛНР, так и Херсонской с Запорожской областью?
– К анализу учебников мы привлекли педагогов, историков, работал большой коллектив. Мы хотели посмотреть те учебники, по которым учились дети, и методические пособия, по которым работали учителя на территории Украины, чтобы понять, насколько эти учебники повлияли на всю ситуацию. Мы проанализировали более 300 учебников и учебных пособий. Учебники начальной школы, основной, старшей, и увидели, что велась целенаправленная работа по искажению исторической правды. В детях воспитывали ненависть к России, пособия содержали фейки об истории Украины и «агрессии» России.
В 2022 г. при подготовке к учебному году мы изъяли такие учебники из школьных библиотек. Вместо них за счет централизованных поставок и помощи субъектов-шефов передали в школы 10 млн экземпляров российских учебников, пособий и литературы, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам. По решению президента 1,5 млн книг получили библиотеки новых регионов. Это детская литература, классическая, зарубежная, современная – все, что необходимо школьникам и педагогам для духовного и интеллектуального развития. Эта работа продолжается.
– Можно ли сказать, что строительство единой системы воспитательной работы завершилось? Включая не только государственные, но и частные учебные заведения?
– С точки зрения федерального уровня мы приняли все решения для защиты наших детей, организации воспитательного процесса и единого образовательного пространства. По сути, это процесс формирования суверенной системы образования. Наша задача на ближайшую перспективу такова: все эти решения должны реализоваться в школах, причем так, чтобы детям было интересно.
Я помню, как в 1990-е гг. все стали радостно отказываться от партийных билетов, снимать пионерские галстуки, комсомольские значки. Эйфория быстро прошла, в течение 5–8 лет, и мы фактически в начале 2000-х гг. стояли на краю пропасти. Я все это помню – распад нашей страны, остановки многих предприятий, безработица, низкие зарплаты учителей. Причина, на мой взгляд, во многом в определенном формализме, который в 1980-х гг. существовал в воспитательной работе. В воспитательной работе в пионерских организациях было много хороших практик, но этот формализм чужд растущему организму, подростку. Это его во многом угнетает, не дает самовыражаться, проявляться, особенно в период взросления. И когда такой формализм превалирует, идет определенное отторжение.
«Поддержка «Разговоров о важном» колоссальная»
– Почему важен именно неформальный подход в воспитательной работе?
– Я был пионером и был в комсомоле – помню, как эта работа выстроена. Если изучить построение пионерской организации в 1930-е гг., она была основана на идее собрать и объединить ребят. Представьте себе: беспризорность, страна после революции, сложный период, много различных правонарушений, санкции, которые вводили в отношении СССР. Сначала собирали самых лучших и активных детей, чтобы сделать их проводниками. Далее с ними работали взрослые, и уже эти лидеры объединяли вокруг себя детей. Не всех тогда в пионеры сразу брали. Ребята выражали свои идеи, им это было интересно. Неформальное общение было очень важно, особенно на первом этапе развития пионерской организации.
https://edu-ikt.ru/konkursy ■ дошкольном учреждении;
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Кто должен об этом позаботиться?