Есть такой современный анекдот - Программист приглашает девушку в гости:
— Приходи завтра, чай попьем, кино посмотрим.
— Хорошо. Только я номер квартиры не помню.
— 384. Запомнить просто! Две планки памяти 256+128.
И хотя данный анекдот больше про разные системы мер, а не про слабую память, главных причин ослабленной памяти несколько.
С позиции психофизиологии и психологии вот ТОП-20 основнвых причин возникновения проблем с памятью следующий.
1. 📌 Противоположные, несовместимые друг с другом виды памяти предполагают индивидуальные различия иного рода. Здесь по каждому виду памяти у человека может преобладать та или другая ее разновидность, причем число возможных сочетаний таких видов памяти ограничено. Если у человека успешно функционирует один из этих видов памяти, то, как правило, хуже работает другой, противоположный ему.
Например, высокоразвитая непосредственная память у одного и того же человека, как правило, соотносится со слаборазвитой опосредствованной памятью; высокоразвитая механическая память — со слаборазвитой логической памятью; хорошо развитая непроизвольная память — со слаборазвитой произвольной памятью, и наоборот.
2. 📌 Запоминание и воспроизведение одновременно происходить не могут. Эти два противоположно направленных процесса несовместимы друг с другом во времени, в известном смысле слова противоположны друг другу по используемым в них приемам и психофизиологическим механизмам.
К примеру, акустическое кодирование (представление воспринятой информации в форме речи), а также перевод информации с «языка органов чувств» на «язык биохимических соединений» характерны для процесса запоминания, в то время как обратный процесс — декодирование, перевод информации с «языка биохимических соединений» на «язык органов чувств» свойственен припоминанию. Эти процессы, если с их помощью обрабатывается одна и та же информация, не могут проходить параллельно. Кроме того, в организме человека они, скорее всего, протекают последовательно, и один из них блокирует или исключает протекание другого. Такое соотношение различных процессов в психологии и физиологии не является редкостью.
3.📌 Средства для запоминания, сохранения или воспроизведения информации человеку с рождения в готовом виде не даны. Он знакомится с ними, изобретает и осваивает их постепенно в течение жизни, и этот процесс активно начинается в годы, когда естественная, данная человеку от природы память (память как натуральная психическая функция, по Л. С. Выготскому) начинает ухудшаться. Это обычно происходит у большинства людей после 40—50 лет.
Для компенсации недостатков своей природной или естественной памяти человек начинает активно осваивать разнообразные мнемотехнические средства. Со временем, если процесс ухудшения памяти прогрессирует, человек может полностью перейти к использованию только произвольной и опосредствованной памяти, т.е. памяти как высшей психической функции.
4. 📌 Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые он чаще всего использует, которые связаны с его профессиональной деятельностью. Такая деятельность, несомненно, оказывает большое влияние на память человека в виде слабого развития других видов памяти.
Например, у ученых отмечается хорошо развитая опосредствованная, логическая и смысловая память, но нередко встречается сравнительно слабо развитая непосредственная и механическая память. У актеров и художников обычно хорошо развита образная память на лица, у математиков — память на числа, у инженеров — память на формы деталей, устройство машин и т.д.
5. 📌 В повседневной жизни у человека нередко проявляются примерно такие же, но умеренно выраженные расстройства памяти, какие встречаются при заболеваниях. В психологии, однако, до сих пор нет специального термина для обозначения подобных нарушений, и для их обозначения в разных отраслях психологии пользуются заимствованным из медицины термином «амнезии».
Описанные виды амнезий и их многочисленные комбинированные случаи, если они выражены у человека сравнительно слабо и не могут быть оценены как патологические или болезненные отклонения в работе памяти от медицинской и психологической норм, представляют собой нарушения, которые в умеренной форме встречаются у здоровых людей. У каждого человека они представляются индивидуально своеобразными.
6. 📌 Проблемы с памятью чаще всего наблюдаются у людей при поражениях лобных и височных отделов головного мозга, поясной извилины, а также ряда подкорковых структур: мамиллярных тел, передних отделов таламуса, амигдолярного комплекса и особенно гиппокампа. Его поражение обычно ведет к нарушению процесса выявления следов прошлого опыта. Повреждение мозжечка влечет проблемы с двигательной памятью.
7. 📌 Забывание того, что он должен был сохранить в памяти. По данной причине одним из первых процессов, повергнутых экспериментальному изучению с целью выяснения и описания его законов, стал именно процесс забывания.
8. 📌 Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в его памяти надолго не сохранятся.
9.📌 Если увеличивать число элементов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов этого ряда после его однократного предъявления будет уменьшаться по сравнению с тем случаем, когда количество элементов в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении длины такого ряда будет возрастать количество необходимых для его запоминания повторений.
10. 📌 С возрастом происходит старение организма, вследствие чего уменьшаются его биологические ресурсы и ухудшаются процессы памяти. Сознательно или бессознательно человек зрелого возраста, экономя оставшиеся ресурсы, начитает избирательно пользоваться своей памятью, стараясь запоминать или припоминать только то, что ему необходимо.
11. 📌 Защитные механизмы, открытые и описанные З. Фрейдом в психоаналитической теории памяти.
12. 📌 То, что человеку приятно, вызывает у него положительные эмоции, и это он сравнительно легко, полностью и без искажений извлекает из своей долго- временной памяти, а то, что ему неприятно, извлекается, как правило, с трудом, не полностью и неточно.
13. 📌 Использование слаборазвитых видов памяти вместо того, чтобы воспользоваться ее высокоразвитыми видами.
14. 📌 Известно, что низкоразвитые виды памяти, такие как механическая, непосредственная и непроизвольная, малопродуктивны. При их использовании запоминание, сохранение или припоминание информации происходят на случайной основе. Высокоразвитые виды памяти, в том числе логическая, опосредствованная и произвольная, гораздо более продуктивны и обеспечивают полное, целенаправленное и регулируемое запоминание, сохранение или воспроизведение материала.
15. 📌 Интерференция. Конфликт между частями запоминаемой (уже запомненной или припоминаемой) информации, при котором человеку трудно запомнить, сохранить или припомнить нужную информацию из-за того, что этому препятствует его прошлый опыт или несовместимость между элементами припоминаемой информации, каждый из которых мешает правильному запоминанию или припоминанию другого ее элемента.
16. 📌 Плохая организованность запоминаемого материала во время его хранения в долговременной памяти. Вследствие того, что данный материал «плохо лежит», «лежит не на своем месте» или «теряется» среди другого, хранящегося в памяти материала, он не может быть в нужный момент полностью и точно воспроизведен (из-за отсутствия удовлетворительно доступа или «ключа» к нему).
17. 📌 Установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью предпринимаемых человеком действий, сама по себе не является решающей для успешного запоминания.
18. 📌 При бессмысленном (чисто ассоциативном) запоминании одинаково быстро забывается и существенное, и не существенное.
19. 📌 Абсолютно не интересный, безразличный для человека материал он не запоминает вообще или же запоминает с большим трудом.
20. 📌 Если человек перестает загружать и тренировать свою память, то она со временем, в частности, с возрастом, неизменно будет ухудшаться, причем это будет происходить не только за счет стирания соответствующих следов (частое использование и тренировка памяти восстанавливают и за- крепляют следы), но также за счет общего старения организма.
✌ Сделаем вывод.
Знание ТОП-20 основных причин проблем с памятью позволяет нам лучше понять сложность и многообразие факторов, которые могут влиять на наше памятное функционирование. От стресса и недостатка сна до медицинских проблем и психологических состояний - все они могут играть роль в обеспечении нашей памяти.
Важно помнить, что забота о своем здоровье, как физическом, так и умственном, имеет ключевое значение для поддержания хорошей памяти на долгие годы вперед. Надеюсь, что мой пост поможет вам более осознанно относиться к своему здоровью и памяти, и будет стимулировать к активной заботе о своем умственном благополучии.
Всех благ и с наилучшими пожеланиями,
Юлия Фэм ❤
Гипнолог, психолог
Тренинговый центр ГИПНОРУ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев