Сретение Господне
На сороковой день после рождения Младенца Христа Дева Мария и Иосиф принесли его в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу. Там Святое Семейство встретил праведный старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Увидев Младенца Христа, он воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…», а пророчица Анна, бывшая в храме, восславила Господа. Это событие описано в евангелии от Луки, текст которого лег в основу праздника Сретения, отмечаемого на сороковой день после Рождества Христова, и его иконографии.
Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва была написана в XVIII веке, когда русские иконописцы активно использовали композиции, позаимствованные с западных гравюр. В данном случае источником иконографии послужила гравюра второй четверти XVIII века из серии евангельских сюжетов гравера Балтазара Зигмунта Зетлецкого из Аугсбурга, выполненная по рисунку Иоганна Лоренца Хайда. Храмовый престол находится за спиной праведного Симеона, держащего Богомладенца в руках, но обращающегося к небесам, откуда исходит свет. Пророчица Анна указывает на Христа, от которого также исходит сияние. Богородица представлена коленопреклоненной. Все это создает сложное композиционное движение, характерное для эпохи барокко.
Нет комментариев