Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе
Архимандрит Серафим (Кречетов) о силе Истины и Духа
Пройдет еще немного времени, и мы услышим пение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается». Каждое слово Священного Писания несет глубокий смысл и истинный Свет.
Продолжаем публикацию недавней проповеди архимандрита Серафима (Кречетова), почетного настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области, о вере православной, промысле Божием и покаянии.
Часть I.
Архимандрит Серафим (Кречетов): «Всякий разумный человек не может не верить»
Видение Истины есть дар Божий
Богослужение имеет три круга – суточный, недельный и годичный. Годичный круг разделяется на два круга: один неподвижный (Рождество Христово, Крещение, Сретение и другие праздники, что празднуются в одну и ту же дату), а другой – подвижный, связанный с днем Пасхи. И вот это пересечение Пасхи и подвижного круга с кругом неподвижным каждый год меняется. Соответственно, изменяется и чтение Священного Писания, которое связано с Триодным (или Пасхально-Пятидесятничным) циклом.
Сегодняшний воскресный день, Неделя по Просвещении, т.е. Крещении (26 января 2025 – Ред.), совпадает с Евангельским чтением об исцелении слепого (Лк. 18:38). Слепой сидит у дороги, понимает, что Господь идёт мимо, начинает кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» – «Да не кричи ты!» – говорят ему. А он продолжает: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» «Что тебе нужно?» – спрашивает у него Господь. «Да прозрею!» И слепой тут же прозрел. Вот это Просвещение Светом истинным.
Свет нам виден через очи, через зрение. На самом деле человек, к несчастью, иногда не видит. Не видит веры, духовного мира, Истины. Видение Истины есть дар Божий, и о нём сказано в Священное Писании.
Обратите внимание: в благодарственных молитвах по Причащении мы обращаемся к Богородице: «Но Рождшая истинный Свет, просвети моя умные очи сердца». Я и сам что-то читают-читаю, а только потом смысл открывается. А мне, простите, уже под 90, с детства знаю все эти молитвы. Вот так слышишь Евангелие, читаешь, – и истинный Свет светит, что-то новое открывается. Свет-то есть, а мы его не видим. Для того и молимся, чтобы просветил Господь очи сердца.
Или же, как говорит один писатель: «Чудеса я вижу, как эту бумагу, на которой пишу. Не видит только человек, который и слеп, и не хочет видеть».
Всякое служение греху – упражнение в безумстве
Кстати, немножечко времени пройдёт, и мы услышим Великий канон преподобного Андрея Критского: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается». Каждое слово молитвы, всё Священное Писание – оно вот прямо есть. Но человек или слеп, или не видит, потому что не хочет видеть.
Все в школе учились, помните теорему Пифагора: в прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов катетов?
Но есть и другая теорема, которую почти никто не знает, и никто почти не соблюдает, но она есть. Пифагор говорил: «Пьянство – это упражнение в безумстве».
Всякое служение греху – это упражнение в безумстве. Иногда это спиртное или наркомания, теперь еще добавилась игромания, новый наркотик – интернет. Теперь у каждого еще и мобильник. Я как-то еду, смотрю – реклама: «Как ты пойдёшь в школу без мобильника?» А как Соломон, Пушкин ходили? Как Менделеев ходил? Как все они столько столетий ходили без мобильника?
Как только есть возможность, ходите в церковь
Когда есть такая возможность, ходите в церковь, в Дом Божий. И сами дома читайте Священное Писание. Это единое на потребу (Лк. 10:42). Помните, как Господь в Евангелии напоминает: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отымется нея (Лк. 10:41-42). К несчастью, люди не хотят этого понимать, слышать о духовных вещах. Им такое непонятно. А болтовня – с утра до вечера, по всем вопросам. Это признание слепоты духовной и глухоты духовной. Человек имеет уши и не слышит. Слово-то мы слышим, а что это слово означает, этого мы не слышим.
Церковь столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), тут полнота и благодать, полнота смысла. А вне Церкви – блуждание всяких течений, вероисповеданий. Но одна Истина, православное исповедание Иисуса Христа, Сына Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Так мы исповедуем Символ веры. Эта истина с нами всегда – до последнего издыхания.
Человеку свойственно ошибаться
Как пророк Давид говорит: Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся (Пс. 15:8). Господь всегда с нами. Поэтому даже великие святые, и они это чувствовали и исповедовали временное какое-то в духовном смысле такое уклонение мысленное. Есть классический пример XIX века: был такой доктор Гааз, тюремный врач. Он был не православного вероисповедания. Но это человек, который всю жизнь посвятил служению ближним, заключенным, он даже прошел сам этап в кандалах, которые специально сконструировал, чтобы почувствовать, что испытывают заключённые и понять, как облегчить их страдания.
Когда он что-то высказал по поводу этого, изложил свое отношение, митрополит Филарет (Дроздов), другой святой человек, ответил: «Ну что же, за наказание что-то нужно терпеть, пусть потерпят». И высказался в том роде, что не виновных нет. А доктор Гааз твёрдо сказал: «Владыка, вы забыли Иисуса Христа». Митрополит со смирением ответил: «Это Христос позабыл в этот момент меня». Даже такой великий человек, как митрополит Филарет, только оторвался от Господа, и сразу же мысль его уклонилась.
Не ниже митрополита был и апостол Пётр. Помните? Когда Господь уже готовился пострадать, апостол Пётр говорит: «Как этого избежать?» Когда до этого апостол Петр исповедовал Господа Сыном Божиим, Христос ответил ему: не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16:17). А когда тот начал прекословить: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16:22), – Господь резко сказал: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:22). То Отец Мой Небесный открыл тебе это, то сатаной называет. Вот как такое? А вот так.
Это говорит о том, что человек несовершен, и от него произволение – может быть к Богу, а может быть и что-то не совсем то.
Конечно, страдания Спасителя непостижимы, их невозможно представить, даже то, как Он страдал физически, но главные страдания – духовные. Представьте себе, Господь за наши грехи висит на Кресте и говорит: Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят (Лк. 23:34). Он висит, а они ходили насмехались над Ним: Если ты Сын Божий, сойди с креста (Мф. 27:40). Над бесценной Жертвой надсмехались… Как Господь сказал: Како убо сбудутся Писания, яко тако подобает быти (Мф. 26:54). Почему это? Как это? Это непостижимо. Постигнуть глубину всего этого человеческий разум не может. Матери Божией только дано это испытать. Помните, как в Великую Субботу читается на Полунощнице: …пытаешься исследовать бездну Судеб Божиих. Это невозможно.
Все, что свершается в этом мире, ведомо только одному Богу и поэтому в высшем смысле, когда вопрос касается веры, то нужно понимать то, что нам Господь открыл, что даёт, а остальное не нашего, как говорится, ума дело.
Что Бог творит, никому не говорит
В Апокалипсисе, когда Иоанн Богослов видит Господа, сидящего на престоле, над всем миром, и книга у Него, написанная внутри и отвне, запечатанная семью печатями (Откр. 5:1). И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее(Откр. 5:3). Это Книга Судеб Божиих.
У нас сейчас часто такие разговоры идут: это из-за того-то, то-то из-за этого… Куда там нам судить то и это? Мы ничего не можем. Что Бог творит, никому не говорит. Господь вот так исполняет, значит, так Богу угодно. Апостолу Петру Господь сказал: сегодня ты не понимаешь, уразумеешь после (Ин. 13:7). А Петр был какая голова, какая душа! Поэтому у нас-то должно быть какое состояние? – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19).
Нам надо исправляться и каяться, это касается нашей повседневной жизни – в семье, с близкими, с родными, с друзьями. Где бы мы ни были, всё нам дается для вразумления.
Кстати, тому же святителю Филарету Московскому Господь дал поучение от ямщика. Митрополит, проезжая мимо одного места, спросил ямщика: «Какое это село?» – «Нехорошее». – «А почему такое название? Все же тут, чай, найдутся и хорошие люди?» Тот ответил просто: «Я не знаю. Но вестимо, что найдутся. А не то Бог не потерпел бы и села. Что-то хорошее и тут есть, потому что сказано, что и город, и село без праведника не стоит». Поэтому значит ради кого-то Господь хранит целым это село. Название такое люди дали, а Бог-то хранит. Раз храм есть, значит, что-то хорошее есть, потому что без храма Божиего и села бы не было.
Поэтому и вы здесь цените храм Божий. Цените богослужение, дорожите храмом Божиим. Посещайте по возможности. Как Давид пророк говорил: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый его (Пс. 26:4). Вот если есть желание, Господь поможет. Это точно сказано.
Вот видите, я уже сижу. Собирался, думаю: «Дойду ли я до храма? – и говорю себе: – До калитки дойду». А потом дошел до калитки, а после – и до храма милостью Божией. И, видите, сподобился и послужить.
В Церкви мы плоть от плоти и кровь от крови Господней
Господь сказал: Не добро быти человеку единому (Быт. 2:18). То есть надо, чтобы кто-то был подобный ему – это необходимо. Без этого невозможно. Поэтому, когда был уже создан первый человек, Господь сотворил ему помощника – Еву. Кстати, вообще-то помощник этот имеет, с одной стороны, миссию продолжения рода человеческого, а с другой, это как сказал Адам: кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2:23). У нас одна раба Божия рассказывала: еще по молодости своей поехала как-то в монастырь. Церковь у них была далеко, вот и ездили. Там она познакомилась с человеком другой национальности, но он был верующим. Только она скажет что-то, а он поперек: то-то, то-то. И начинаются разборки – вот я так, а ты не так. А там была монахиня, по происхождению француженка, она и говорит: «Ты из ребра создана – куда ты лезешь, ребро!» Так с юмором. Самое главное то, что нас, плотских, Господь воссоздал через Таинство Крещения. В Церкви мы плоть от плоти и кровь от крови Господней.
Кто исповедуется, причащается, в том Господь пребывает, и он в Господе пребывает. Поэтому исповедуйтесь, причащайтесь и кайтесь с исправлением.
Покажи мне веру от дел твоих (Иак. 2:18), – как говорится.
С чувствами нужно быть осторожными!
А то, что кто-то там перепутал что-то, кто-то слепой, кто-то закрыл глаза, кто-то что-то не понял, – не смущайтесь. Может, когда прозреет, может, когда-то откроет глаза. Вот сейчас только я разговаривал с человеком. Спрашиваю его: «Ты куда идёшь-то, что за увлечение у тебя?»
Если чувство, то оно от Бога. Но чувства, пока они не очищены, они не свет являют. Можно помрачиться или заблудиться. Поэтому с чувствами нужно быть очень осторожными.
Святые отцы поэтому и исповедовали чувство духовнику, потом просили: «Господи, вразуми через Ангела Твоего!». А потом уже поступали. Дух был один во всех отцах, от первых до последних.
Как говорится, семь раз отмерь, один отрежь. Кстати, Господь ищущим разумение во всех народах даёт эти мысли. Я был в Средней Азии. И там у них такое выражение: 77 раз отмерь, но не режь. Изречение такое помните: «Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать».
Есть такой пример царя Эфиопского, блаженного Елезвоя, он собрал своих воинов и пошел на соседа, гонителя христиан, войной. Богоборец разбил его войско. Елезвой спасся, вернулся и говорит: «Я же хорошее дело делал, пошел защищать христиан, почему ничего не получилось?» И получил ответ: «Господь защитит Своих, а ты поступил своевольно. Ты помолись и пойди». Тот помолился и пошел, на сей раз разбил того царя-богоборца, взял в плен, казнил его. Потом, вернувшись с победой, оставил свое царство и ушёл в монахи, 15 лет жил в монахах. Память его Церковь отмечает 6 ноября.
Его память фактически совпадает с днем так называемой Октябрьской революции. Самое интересное, что на самом деле с этого дня и попущено было гонение на христиан у нас в Российской империи. А началось всё с чего? С отступления от Бога и от царя. Декабристы подняли восстания. Императоров взрывали террористы, убийцы всякие. И вот произошло удаление от Бога, восстание против помазанника Царя, и совершилось как раз эта октябрьская революция. Когда хватились, Белая гвардия ополчилась против революционеров. Но ничего не получилось. Потому что не было благословения Божия. Предводители этого движения приходили к Патриарху Тихону, он их не благословил на братоубийственную войну, – и ничего не получилось. Потом были попущены репрессии, а после война, и произошло обращение к Богу через Великую Отечественную войну. Многие из воевавших ушли после фронта в монахи. Потому что уже понимали, что общество безбожно.
Так, будущий архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря, взмолился на фронте: «Матерь Божия, я буду Тебе служить, приму монашество!». И из 100 человек только двое спаслись, 98 погибли. Раньше об этом молчали, да и сейчас замалчивают чудеса Божии.
Когда осаждали Калининград, Кенигсберг, то фашисты ничего не могли сделать. А наши командующие войсками распорядились, чтобы приехали священники. Большинство тогда были воспитаны в атеизме, стали роптать: мол, попов вот еще вызвали! Командующий тогда грозно сказал: «Молчать!». Священники облачились, взяли иконы и пошли в открытую против врага с пением. Когда батюшки молились так, немцы перестали стрелять. В это время наши военные дали команду наступать, и когда к фашистам ворвались, спрашивают у них: «А что вы не стреляли?» Там кто-то и признался: «У нас оружие отказало». Они, неправославные, но засвидетельствовали, что увидели Мадонну, Матерь Божию, Которая покрыла русских.
Это рассказывал священник, отец которого был там среди наших наступавших, у него была медаль за взятие Кенигсберга. Об этом никто не знал до сих пор. А это предстательство Матери Божией.
В наши дни тоже такое происходит. И сейчас надо каяться, исправляться и молиться Богу, Господь всё может исправить.
Как говорил преподобный Серафим Саровский: Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе, более могущественного государства, чем Русско-славянское, в мире не будет. Это послание преподобного Серафима я сам держал в руках, читал.
Мой духовный отец протоиерей Сергий (Орлов; в постриге иеромонах Серафим) сказал замечательно. Я говорю: «Батюшка, конец уже скоро?» – а это было лет 50 назад. Он и отвечает: «Кто его знает. У Бога столько средств. Вот так перевернуть всё может (показывает, опрокидывая ладонь – Ред.). Заснем при одной власти, проснемся при другой». Кто мог представить себе тогда, что здесь будет этот храм? Он добавил: «Может ещё 100 лет». 50 уже прошло. Так что Бог вам в помощь.
Раньше приходили из храма, и – был такой обычай – говорили: «Бог милости прислал».
Благодать Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и милость Бога Отца и причастие Святаго Духа да будет со всеми вами.
Нет комментариев